В 2020 году исполняется 30 лет со дня выхода первого номера газеты “Солидарность”. Мы возникли как городская профсоюзная газета и все это время писали о важнейших событиях в профсоюзной, политической, экономической и социальной жизни России и других стран. В рамках проекта ко дню рождения газеты мы напоминаем о наиболее интересных и важных материалах, опубликованных в газете с 1990 года. Новая архивная публикация родом из начала 1992 года.
1992 год - своеобразная пауза в истории России. С одной стороны, только что распался (или был разрушен) СССР. С другой стороны, оставшиеся атрибуты “советской демократии” (или просто демократии) в виде народных депутатов уже начали борьбу с пороками нового рыночного (или капиталистического) строя. Но боролись тогда все еще с некоторой оглядкой, испытывая определенное неудобство, создавая новые преференции для новых “хозяев жизни”. А профсоюзы… Тоже - новая ситуация: через крайне тяжелые переговоры и угрозы забастовки в Москве подписали соглашение с правительством города. А кроме того, в газете “Солидарность” начали высказываться в адрес федеральной власти, отношения с которой только ухудшались…
Главный редактор Александр Шершуков
Предыдущие материалы рубрики:
“Рупор московских профсоюзов”, “Солидарность” № 25-26, 2020
“Переворот, профсоюзная полемика и газета “Солидарность”, № 28, 2020
24 января председатель Московской Федерации профсоюзов Михаил Шмаков и премьер правительства Москвы Юрий Лужков подписали соглашение, которое, будем надеяться, сделает жизнь москвичей лучше, а возможно, и веселей.
Основания для подобной надежды весьма и весьма существенные: в 5 разделах Соглашения содержится 70 позиций, по которым стороны с трудом, но пришли к общему мнению и, что еще важнее, взяли на себя конкретные обязательства. Всем, например, известно, что минимальный размер зарплаты в России официально установлен в 342 рубля. Понятно, что после повышения цен он значительно изменился. По оценкам профсоюзов, на 8 января прожиточный минимум в Москве составил 2072 рубля. Но это, как говорится, между нами, девочками, пока он не установлен юридически, не имеет правового статуса, от него ни жарко ни холодно. И в результате до 2 апреля пособие матери по уходу за ребенком до полутора лет составляло 41% от прожиточного уровня, а сейчас - менее 10%. Зато теперь правительство обязалось ежеквартально определять и публиковать прожиточный минимум москвича. Профсоюзы проявляют гибкость: учитывая катастрофическое положение в экономике, они не требуют немедленного введения двухтысячной зарплаты - ее просто не из чего платить. Но ориентир для профсоюзных комитетов теперь есть!
Переговоры с правительством продолжались более двух месяцев. Много разногласий возникало по вопросам финансирования социальных программ, но наиболее жаркие споры разгорелись по вопросу возможных забастовок. Правительство, учитывая грустный опыт декабря, настаивало на том, что подписавшие соглашение профсоюзы при условии его выполнения правительством “противодействуют организации забастовок”. Понятно, что иначе как штрейкбрехерским это требование не назовешь. Лишь в последний день правительство уступило, и в итоге в соглашении было записано: “не организуют забастовок по включенным в него (Соглашение) вопросам”. Эта формулировка оставляет профсоюзам возможность для “коллективных действий” по вопросам, не вошедшим в Соглашение, а также для контроля за строгим выполнением правительством своих обязательств.
И последнее. Отрадно, что в момент, когда власти пытаются осуществлять в профдвижении политику “разделяй и властвуй”, профсоюзы Москвы, “независимые, “зависимые”, “левые”, “правые” (за исключением, к сожалению, Московского регионального Союза СОЦПРОФ), смогли договориться и выступить единым фронтом. Всегда бы так!
В политической истории существует железное правило: никакая диктатура, никакие репрессии не могут развернуться до тех пор, пока в массовом сознании не создан прочный ОБРАЗ ВРАГА.
Во времена опричников народу объясняли, что помехи доброму государю чинят злокозненные бояре. Позднее виноватыми во всех бедах нашего отечества объявили “жидов, скубентов и сицилистов”. Новой власти, состоявшей из этих последних, стали мешать “враги народа”: кулаки и буржуи. После искоренения оных свято место пусто не осталось - пришли “агенты империалистических разведок”. Стоит ли напоминать читателю, что всего два года назад умные и образованные (хотя бы с виду) люди всерьез занимались поисками “врагов перестройки”... “Но ведь все это там, в далеком темном прошлом, - скажете вы. - Наконец-то наступила эпоха гуманизма и демократии”.
О да, дорогой читатель! И мы, как истинные демократы, продолжаем усиливать мирные силы для усиления мира во всем мире.
Но чу! Знакомые звуки походного марша доносятся с экранов телевизоров, знакомые призывы читаем мы на страницах демократических газет. Обнаружен новый, скрытый враг. Он триедин и зловещ. В тайном сговоре между собою выступают на этот раз “ПОДПОЛЬНЫЕ КОММУНИСТЫ”, “ЛЮМПЕНЫ” и “ПРОФСОЮЗНЫЕ ДЕМАГОГИ”. Политическую основу вражеского блока составляют “ПОДПОЛЬНЫЕ КОММУНИСТЫ”. Они проникают во все поры общества, препятствуя прогрессивным преобразованиям.
Вот, скажем, обещает Егор Гайдар экономическое чудо - при помощи либерализации цен создать в магазинах изобилие товаров. Этого не происходит. Почему? Борис Николаевич объясняет: ПОДПОЛЬНЫЕ КОММУНИСТЫ экстренно внедрились в торговлю и, как говорил некогда Андрей Януарьевич Вышинский, подсыпают в куриные яйца гвозди. Мало этого! Производство разваливается из-за того, что директора - коммунисты. Колхозы не продают продукты, потому что коммунисты - председатели колхозов. Почитаешь газеты, и кажется, что в коммунисты записалась половина народонаселения.
Но нет, ПОДПОЛЬНЫЕ КОММУНИСТЫ лишь стоят за всем этим. Их массовую базу составляют ЛЮМПЕНЫ. Кто такой люмпен? Формально: нищий, бродяга. Но читаешь “Московский комсомолец” и узнаешь вдруг, что социалисты - “партия люмпенов”, хотя в Социалистической партии никто не живет на пособия и милостыню, все работают. Но какая разница - есть пособие, нет его - это формализм. И демократические трубадуры внедряют новый образ: для того чтобы быть ЛЮМПЕНОМ, достаточно обладать ПСИХОЛОГИЕЙ ЛЮМПЕНА. Любой человек, лишенный биржи либо депутатского значка и имеющий нахальство требовать повышения зарплаты - ЛЮМПЕН.
Теперь осталось только найти промежуточное звено, трансформирующее тайные указания ПОДПОЛЬНЫХ КОММУНИСТОВ в волнения озлобленных ЛЮМПЕНОВ. Немного фантазии, и недостающее звено найдено - это ПРОФСОЮЗНЫЕ ДЕМАГОГИ. Странная история: сначала их ругали за то, что они зависимы и всячески заискивают перед начальством. Но стоит им высказать новому демократическому начальству все, что они о нем думают, как профсоюзы обвиняют в... популизме! ПРОФСОЮЗНЫЕ ДЕМАГОГИ не понимают действий правительства, не хотят войти в его положение и помочь ему, стремятся защищать интересы своих членов. Триада создана, круг замкнулся. Образ врага создан. Всем становится ясно, кого бить. Дело за малым... Впрочем, разве кровь человека - “малое дело”?!
Александр ДАЛЬСКИЙ