Рисунок Дмитрия Петрова
Жизнь образовательного учреждения сейчас стоит “на трех китах” - законе об образовании, законе, который вводит автономные, бюджетные и прочие виды учреждений (ФЗ-83) и определяет их финансово-экономическую самостоятельность, и законе о госзакупках (ФЗ-44). Эти законы еще на стадии проектов вызывали бурю общественного возмущения, в том числе в профсоюзах. И все-таки, с поправками и коррективами, они вошли в нашу жизнь. Реформа образования в числе прочего предполагает объединение школьных и дошкольных учреждений и создание так называемых “школ больших возможностей”. Массовым этот процесс пока стал только в Москве и Санкт-Петербурге. Мы попытались разобраться, насколько объединения надо бояться и как вообще это происходит для всех участников процесса.
Жесткого принципа объединения образовательных учреждений не просматривается. Чаще всего - это их территориальная скученность, отсутствие между зданиями будущего комплекса “больших дорог”. Но не всегда. Ходят слухи, что иногда объединения происходят по идейному принципу (их участников “живьем” найти пока не удалось).
Вторая тенденция - объединять сильные образовательные учреждения со слабыми. В этом есть рациональное зерно: бюджет становится общим, чаще всего в слабых меняется руководитель, а внутри объединения уже возможно маневрирование - кадрами, финансами (например, выделение дополнительных средств на материально-техническое обеспечение и ремонт).
Сам процесс формально должен быть инициирован самими учреждениями, “снизу”. В законе об образовании РФ прямо сказано: “Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы)”. Однако на практике это “снизу” выглядит по-разному. Понятно, что никто из тех, кто работает и собирается дальше работать в системе образования, не скажет под диктофон “нас заставили объединиться, и сделал это чиновник N”. Мы можем только делать выводы и умозаключения. Или зайти в Интернет и почитать, что люди пишут. Конечно, надо принимать во внимание тот факт, что сообщения в сети чаще всего эмоциональны, непроверяемы и анонимны. Тем не менее, для полноты картины - несколько цитат (орфография и пунктуация авторов сохранены):
oleg_kozyrev: “Некоторое время ко мне обратились с довольно простой и наверное по меркам глобальных событий в стране обычной историей. Есть в Москве учитель. Ее зовут Солдатова Елена Зиновьевна. Учитель начальных классов высшей категории, 14 разряд ЕТС, грамоты от управления, грамота министерства, награждена медалью, ветеран труда, общий пед стаж 38 лет, стаж в школе 20 лет. Что важно - у ее детей отличные показатели по учебе.
И наверное и до сих пор бы Елена Зиновьевна учила московских детишек, если бы ее школа не влипла в объединение. Школу 711 (в которой она работала) присоединили к школе 1726. А теперь на секунду отвлечемся от этой ситуации и попробуем представить чисто по человечески такое вот объединение. Вы директор школы, к которой присоединили другую. У вас есть коллектив ваш, который вы знаете давно и с которым сработались. И есть коллектив, который вам достался от второй школы. Если вдруг дойдет дело до увольнений, сокращений - кого вы будете сокращать в первую очередь?
Думаю, вы уже поняли, о чем эта история. Елена Зиновьевна внезапно узнает, что у нее больше нет класса, его “не набрали”. Да и вторая учительница начальных классов из этой же школы получает класс видимо лишь потому, что учительница из школы, к которой их присоединили, уходит в декрет. Солдатовой предлагают группу продленного дня, а чуть позже - бумагу о сокращении”.
МамаКатя V.I.P: “Объединение, не вижу в этом проблем, одни плюсы. У нас в школе, например, теперь только началка, что меня ОЧЕНЬ устраивает, нет старших детей. Спокойнее, чище...”
Altera Na: “И для реализации ФГОС старшей школы необходимо много детей в старших классах. Не одна параллель и не две. А лучше 6. Чтобы можно было полноценно собрать классы с разными углублениями, и тем самым реализовать право детей на выбор специализации”.
363 школа ВАО: “Независимость мы отстояли, но такой ценой... Школу теперь намеренно разваливают. Департамент образования назначил тааакого кризис менеджера - директора, что теперь из школы разбегаются и дети и лучшие учителя: - Подано несколько судебных исков учителей к директору, а от физ-мат направления школы не осталось даже названия...”
А вот реальная история, от “живого человека”, мамы ученика первого класса школы, которая находится в процессе объединения (имя, по понятным причинам, не называем).
- Мы, родители, в шоке от происходящего. Учительницу, к которой мы записывались и ходили на подготовку, куда-то убрали. Поставили другую, через месяц - третью. Класс переместили со второго этажа, где были только младшеклассники, на четвертый, где первый учится вместе с пятым и шестым классами. С 1 сентября мы заполнили уже 17 (!) анкет, постоянно возникает вопрос с регистрацией детей (мы живем в Подмосковье и записались в школу по временной регистрации, постоянно находимся под угрозой отчисления). Спросить не с кого, вместо директора - врио, которая по факту ни за что не отвечает...
Сразу снимаем тему регистрации: никакого отношения это к объединению не имеет. Все эти меры связаны с московской спецификой и попыткой ограничить число детей мигрантов, обучающихся на деньги из московского бюджета.
Фактически московская инициатива по укрупнению образовательных учреждений была поддержана в “верхах”. 10 сентября президент Владимир Путин на встрече с высшими должностными лицами субъектов РФ заявил: “Во многих регионах дошкольные и школьные учреждения объединяют. Это очень правильно, имея в виду, что тенденции демографического развития таковы, что через какое-то время нам, может быть, такого количества детских садов и не потребуется. Чтобы их не перепрофилировать... их сразу можно было бы использовать под расширение школ...”
На самом деле все не так мрачно, как можно предположить, если читать только комментарии в Интернете. Многие руководители детсадов и школ считают, что для них не было выбора: если оценивать деятельность образовательного учреждения с точки зрения эффективности, то объединяться действительно выгоднее. Другой вопрос, что оценивать экономическую эффективность образовательного учреждения - бюджетной отрасли - само по себе как-то странно, но это уже как бы за скобками.
- Объединение со школами - это преемственность образовательного процесса, - считает Светлана Митяева, методист по дошкольному образованию ГБОУ СОШ № 883 СЗАО Москвы. - В принципе, идея очень хорошая, если она будет работать.
- В результате объединения увеличилась зарплата, - говорит Юлия Семенова, замдиректора по дошкольному воспитанию ГБОУ СОШ № 1212 СЗАО Москвы. - Административный аппарат сократился. Сейчас я одна являюсь заместителем директора дошкольного образования на два больших здания, и мы еще открыли группу при школе № 702.
- Есть еще один фактор, который меня радует в объединении, - делится опытом Мария Ким, директор ГБОУ СОШ № 1212 СЗАО Москвы. - Это большая свобода и возможность маневрировать кадрами. Сейчас сложилась такая ситуация, что заработная плата и учителей, и воспитателей в общем и целом позволяет, наконец-то, говорить о неком выборе, по крайней мере среди педагогов.
Уже понятно, что процесс объединения вызывает, как правило, брожение в родительской среде, в педагогических коллективах, но, как считает Антон Молев, начальник Южного окружного управления образования, в основном из-за страха неизвестности:
- Главная сложность - это недостаточное информирование участников процесса. Образовательные учреждения начинали объединение, часто не объяснив родителям, зачем нужны перемены и в чьих они интересах. Были сложности и при объединении педагогических коллективов. Потому что в каждом коллективе свои устои, своя внутренняя культура, и их надо приводить к общему знаменателю в интересах воспитанников. Процесс психологически сложный, вызывал много сложностей, а порой и недовольства педагогов. Конечно, список проблем шире, но остальные, скорее, технического свойства.
Самым большим минусом и родители, и педагоги считают, что все зависит, по сути, от того, насколько образовательному комплексу повезет с директором. Руководителя выбирают комиссией на конкурсной основе, то есть все вроде бы и правильно, и по-честному, но на практике бывает по-разному. Да и сам процесс объединения для трудовых коллективов довольно болезнен - ведь сокращают не только руководителей. Завхозы, дворники, прочий технический персонал может остаться, а может и не остаться. И в педагогическом коллективе тоже происходят подвижки, и не всегда в пользу работника. Процесс тянется месяцами, а то и годами, и люди живут с неуверенностью в завтрашнем дне.
При подготовке материала было опрошено много руководителей и бывших руководителей детсадов, педагогов. Среди них есть обиженные, пониженные в должности, потерявшие в зарплате, недовольные, сомневающиеся. Но никто из них не согласен публиковать свою позицию в СМИ, даже анонимно.
Департамент образования города Москвы сообщил, что в 2012 - 2013 годах поддержана инициатива 2849 учреждений о создании 817 “школ больших возможностей”. Заявки 706 государственных образовательных учреждений на создание 183 крупных, многофункциональных школ был отклонены департаментом как не имеющие достаточных оснований.
Марина Иванова, председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки:
- В основе объединения лежит некая общая концепция развития учреждения, но должно быть учтено два момента. Первый - это согласие участников образовательного процесса. То есть решение должны принять управляющие советы, и этот вопрос должен пройти через трудовой коллектив. Второе условие, которое считается обязательным, - это территориальная целостность (не должно быть больших дорог между учреждениями комплекса). В 2012 году - это начало объединения - было подано 1411 заявок на создание 445 комплексов. А создано было 300 комплексов, в которые вошли 849 учреждений.
Кроме того, реорганизация системы образования влияет на профсоюзное членство. У нас потери в этом году составляют 7%, это много. Они связаны с тем, что происходят преобразования: применяется аутсорсинг, часть наших учреждений переводится в другие сферы. Из системы образования выводятся школы-интернаты, коррекционные школы - они уходят в сферу соцзащиты. Вероятно, эти люди от нас уйдут.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно