Фото с сайта vg-news.ru
Год назад в Федерации профсоюзов Республики Хакасия был избран новый председатель. Однако в прошлом месяце главы нескольких республиканских комитетов профсоюзов предложили организовать внеочередную конференцию и выбрать нового руководителя. Предложение не было реализовано, но противоречия в федерации - налицо. “Солидарность” решила разобраться в ситуации и дать высказаться всем сторонам конфликта.
Немного предыстории. В ноябре 2012 года Федор Герасимов, возглавлявший Федерацию профсоюзов Республики Хакасия (ФПРХ) на протяжении 16 лет, покинул свой пост со скандалом. Его обвинили в неэффективном управлении профсоюзной собственностью. Вскрылось, что директор гостиницы “Дружба” фактически вел гостиницу к банкротству, получая при этом по 2 млн рублей заработной платы в год. “Недосмотревший” Герасимов сам написал заявление об уходе. Но попытался снова избираться на пост главы ФПРХ в марте 2013 года. Тем не менее большинство делегатов конференции выбрали на пост главы его заместителя Андрея Петрова.
Впрочем, довольно быстро на нового председателя полилась грязь со страниц местных газет. Его обвиняли во всевозможных прегрешениях, а именно:
1. В хищении денег, выделенных угольщикам-ветеранам. Якобы на эти деньги Петров купил себе новую машину и съездил в Сочи.
2. В доведении санатория “Озеро Шира” до банкротства.
3. В доведении гостиницы “Дружба” до банкротства.
4. В невыплате заработной платы работникам федерации.
5. В том, что он заставляет рескомы профсоюзов перечислять взносы федерации.
6. В том, что он испортил отношения с местными властями.
1 февраля состоялось заседание Совета Федерации профсоюзов Хакасии, на котором, в том числе, должны были быть делегированы представители в советы директоров гостиницы “Дружба” и санатория “Озеро Шира”. Ряд руководителей членских организаций заявили о том, что нужно внести в повестку дня еще один вопрос - о созыве внеочередной конференции для переизбрания председателя федерации.
- Да, была такая попытка, - комментирует ситуацию сам председатель ФПРХ Андрей Петров. - Но инициаторы подзабыли регламент. У них не было решения коллегиальных органов их территориальных организаций. Поэтому вопрос о внеочередной конференции был снят.
- Да, у нас есть претензии к председателю, - подтвердил глава республиканского комитета Росуглепрофа Александр Вотин. - Они связаны и с состоянием собственности, и с шахтерскими деньгами. В свое время федерация взяла на себя обязательства перечислять деньги шахтерам-ветеранам. Угольные компании перечисляли деньги на счет федерации, а федерация - уже на счета шахтеров. Шахтеры вели свою “бухгалтерию”. И дебет с кредитом не сошлись.
По словам Вотина, шахтеры считают, что в федерации “зависло” около 3,5 млн рублей.
По словам же Петрова, обвинения, которым он подвергается в прессе, не имеют под собой никаких оснований:
- Наша федерация была посредником при перечислении благотворительной помощи шахтерам-ветеранам. Все платежи, в которых было указано, что они предназначаются шахтерам, шахтерам и достались.
На сайте федерации Петров также дал объяснения по поводу “шахтерских денег”. С его слов, к тому времени, когда он заступил на должность исполняющего обязанности председателя (5 декабря 2012 года), на расчетном счете ФПРХ в Хакасском муниципальном банке было 759 961 руб. 63 коп. При Петрове на счет федерации для шахтеров поступило 12 млн рублей благотворительной помощи. Все деньги были перечислены по прямому назначению. Претензий по расходованию целевых средств от организаций-жертвователей нет.
По мнению же Александра Вотина, все обстоит совсем не так. Часть денег угольные компании перевели без договоров, где было бы указано, что эти деньги должны достаться шахтерам. Это и стало формальным основанием для того, чтобы деньги “осели” на счете федерации. Вотин поддерживает шахтеров-ветеранов, решивших обратиться в прокуратуру для разрешения этой ситуации.
Перейдем к другим обвинениям в адрес действующего председателя. Поездку в Сочи Петров не опровергает. Ездил в июне 2013 года. У него в Сочи живет тетка. А вот личный автомобиль не менял - как купил в 2011 году трехлетнюю “Хонду”, так и ездит на ней. Менялся только автомобиль служебный:
- У ФПРХ был автомобиль “Форд-фокус” 2003 года. Ездила машина кое-как, и техосмотр показал, что передвигаться на ней небезопасно. Поэтому старую машину продали и купили такой же “Форд-фокус”, только 2013 года выпуска. И, между прочим, на этой машине езжу не я один, председатели рескомов тоже ее берут для поездок.
История с задержанной заработной платой сотрудников также, по словам председателя ФПРХ, имеет простое объяснение:
- В начале января из-за бухгалтерских сложностей была задержка заработной платы примерно на неделю. Случай не уникальный, такое происходит в январе со многими организациями. Больше мы зарплату не задерживали. Но, хотя проблема давно решена, госинспекция по труду по инерции продолжает работать.
Не такой значительной кажется Петрову и проблема недружелюбия местных властей. Не секрет, что симпатии республиканских чиновников находились на стороне предыдущего председателя ФПРХ. Из общедоступных источников следует даже, что один из представителей властей агитировал делегатов избрать Герасимова на последних выборах.
- Да, раньше были хорошие отношения у лидера федерации и властей, - констатирует Андрей Петров. - Но была ли от этого польза федерации? Трехсторонние комиссии зачастую собирались по разу в год. Сейчас они проводятся в три-четыре раза чаще.
А вот положение объектов собственности ФПРХ в трех словах не опишешь.
Дмитрий Рябов возглавляет и гостиницу “Дружба”, и санаторий-курорт “озеро Шира”.
- Директором гостиницы я стал с апреля 2013, а директором санатория-курорта - с сентября того же года. И в том и в другом учреждении я столкнулся с бедственным положением.
По словам Рябова, в гостинице “Дружба” с февраля 2013 года за долги был арестован счет. Зарплата сотрудникам платилась нерегулярно. Прибыль по итогам 2012 года составила всего 52 - 54 тысячи рублей, она даже не распределялась. К тому же гостинице пришлось отбиваться от неожиданных кредиторов:
- Как только я стал директором, бывший директор гостиницы Сергей Иванов предъявил некий сомнительный трудовой договор, весьма отличавшийся от имеющегося у нас договора. Согласно его документу, в случае увольнения он должен получить “золотой парашют” в размере почти в 6 млн рублей. А также 70% акций гостиницы, принадлежащих сейчас Федерации профсоюзов. Мы судились с бывшим директором, суд признал недействительным пункт трудового договора о “золотом парашюте”. А арбитражный суд признал, что пункт о передаче акций не был заключен. Кстати, получить деньги с гостиницы пытался не только бывший директор, но и его супруга.
По итогам 2013 года прибыль составила более 2 млн рублей. Вся она разошлась на покрытие долгов. У гостиницы появились неплохие перспективы.
Положение санатория “Озеро Шира” значительно хуже, чем гостиницы. По словам Петрова, в 2011 году убыток курорта составил 14 млн рублей. В 2012 году - 10 млн рублей. После смены руководства убыток санатория оказался всего 500 тыс. рублей.
- У курорта есть сезонные проблемы, - поясняет Рябов, - зимой расходы всегда превышали доходы. Поэтому брались кредиты на выплату заработной платы. Получил я объект в аховом состоянии. Потом, так же как и в гостинице “Дружба”, ко всем проблемам прибавились еще неизвестно откуда возникшие “кредиторы”. Первый - некий Дьяченко. Он заявил, что выкупил долг у ООО “Стройкуб”, которое в 2007 году якобы одолжило организации 10 млн рублей. Деньги якобы давались наличными директору санатория. И теперь Дьяченко требует вернуть долг и еще 9,5 млн рублей набежавших процентов. Что характерно, нигде нет никаких документов, подтверждающих поступление этих денег на счет или в кассу. И аудитор санатория подтверждает, что таких кредиторов никогда не было.
Потом, как рассказывает Рябов, еще одно ООО, носящее печально известное название “Белая лошадь”, предъявило санаторию претензии. Якобы в 2007 году оно поставило сюда мяса на 6,3 млн рублей. И только сейчас решило получить расчет, предъявив накладные, подписанные заведующей склада. По мнению Рябова, ставка “Белой лошади” делалась на то, что такие давние документы у санатория вряд ли сохранились. Однако кассовая документация за те годы нашлась, и она подтверждает, что в дни, указанные в накладных “Белой лошади”, санаторий действительно покупал мясо. Но не у “Белой лошади”, а у владельцев частных хозяйств.
К тому же заведующая складом указала, что на документах “Белой лошади” стоит не ее подпись. И согласилась быть свидетелем в суде. Когда заведующую стали запугивать, Рябову пришлось поселить ее в гостинице и предоставить ей охрану. Впрочем, суд посчитал, что свидетельских показаний заведующей складом недостаточно для того, чтобы отказать в иске “Белой лошади”. Придется делать экспертизу документов, чтобы доказать, что они поддельные. Это обойдется почти в миллион рублей - немыслимые деньги для сегодняшнего положения курорта.
Хотя липовые требования о взыскании долгов в чем-то даже помогли санаторию. Там началась процедура банкротства, введено наблюдение. А значит - разморозили счет.
- Разморозка счета означает, что мы можем работать, принимать гостей,- говорит Рябов. - Летом мы ожидаем неплохую прибыль. И тогда сможем постепенно расплачиваться с реальными кредиторами: поставщиками, налоговой службой, Пенсионным фондом. Есть у нас долги и перед администрацией района, которая, между прочим, тоже акционер курорта. Долг есть за аренду земельного участка. Но мы с ним не согласны, так как считаем тарифы завышенными. И будем их оспаривать.
У банкротства есть своя “изнанка”: организациям, находящимся в стадии банкротства, банки отказывают в кредитах. В результате сотрудники “Озера Шира” уже несколько месяцев не получают заработную плату.
- Долг по зарплате составил уже более 3 млн рублей. Я сам вообще не получаю заработную плату в санатории, - рассказывает Рябов. - Просто стыдно это делать, имея второе место работы. При этом люди проявляют истинный героизм. Постоянно на предприятии бывает и трудинспекция, и прокуратура, предлагают написать заявления. Люди отказываются. Говорят, не собираются “подставлять” организацию на пошлины, штрафы и кормить судебных приставов. Денег на счету от этого не прибавится. Сейчас я даже обдумываю вариант: а не взять ли на свое имя кредит, раз организации кредит не выдают...
Любопытный нюанс: председатели рескомов, входящие в состав совета директоров курорта, в 2011 и 2012 годах, когда у санатория были громадные убытки, получали материальное вознаграждение за свою работу в совете. Причем вознаграждение немалое - до 130 тыс. рублей в год.
- Какие могут быть вознаграждения, если санаторий находится в столь бедственном положении? - возмущается Петров. - В 2013 году уже никаких вознаграждений не было, и это вызвало недовольство ряда председателей рескомов. Но зато санаторий сократил свои убытки в десятки раз. Как только мы отцепим от санатория все ненужное и разберемся с арендаторами, курорт сможет стать прибыльным, и история с банкротством канет в прошлое.
С точки зрения Петрова, организации, арендующие землю у санатория, должны платить арендную плату по более высоким расценкам.
Между тем, “Солидарности” удалось достать документы из Регистрационной палаты, где отражен состав арендаторов санатория. И возникло ощущение, что состав арендаторов имеет отношение к разгоревшемуся конфликту. Один из них - некая Вера Сыскина, предположительно родственница председателя рескома профсоюза работников АПК Александра Сыскина. Другой арендатор - ООО “Здоровье”, одним из учредителей которого является уже упоминавшийся глава республиканского комитета Росуглепрофа Александр Вотин.
- ООО “Культурно-оздоровительный центр “Здоровье” - частная организация, - признает Вотин. - Появилась следующая задумка: построить специальные корпуса, чтобы принимать в них страдающих профессиональными заболеваниями шахтеров. Одним из учредителей общества был сам санаторий. Жили бы шахтеры в этих комфортабельных корпусах, питаться и на процедуры ходили бы в санаторий. Проект пока не запущен, инвесторы только вкладывают деньги. Но аренду мы оплатили до 2017 года, так что не думаю, что арендные платежи “Здоровья” могут быть пересмотрены.
Новость о том, что он и сам получал это вознаграждение, Вотина удивила:
- В 2012 году я действительно получил 20 тысяч рублей. Но получал их в качестве подарка от федерации на юбилей. Неужели их оформили как вознаграждение члену совета директоров? Я уверен, что я от санатория не получал никаких денег.
Отдельный повод для конфликта внутри федерации - недоплата членских взносов в федерацию со стороны ряда республиканских организаций. По словам председателя ФПРХ, некоторые рескомы уже не один год недоплачивают федерации положенные деньги.
- Пришлось добиваться выплат долгое время. Отдельные рескомы отказывались предоставлять документы и даже говорили, что “не дадут залезть в карман профсоюза”. Но в итоге Совет федерации определил размер взносов. А организациям-должникам была предоставлена рассрочка для погашения задолженности. В результате сейчас потихоньку задолженность выплачивается. В 2013 году мы уже получили на 240 тыс. рублей взносов больше, чем в 2012 году.
Анатолий Старовойтов, председатель республиканского комитета профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания, подтвердил, что конфликт из-за недоплаты членских взносов можно считать разрешенным:
- Да, одна группа председателей рескомов выдвигала обвинения в адрес председателя. Сейчас ситуация успокаивается. По собственности председатель все доказал с цифрами в руках. И контрольно-ревизионная комиссия никаких нарушений не нашла. И ФНПР проверяла федерацию - тоже нарушений не обнаружено. Очевидно, свою лепту в конфликт внесли неплатежи членских взносов со стороны нескольких рескомов. К моменту прихода Петрова таких рескомов было около половины. Их заставили платить. Я думаю, федерация попала в надежные руки, с ее собственностью все будет в порядке.
Собственно, и у корреспондента “Солидарности” после беседы со всеми респондентами сложилось впечатление, что серьезных и неразрешимых проблем в федерации нет. Кроме, разве что денег угольщиков. Местная пресса как минимум несколько драматизирует ситуацию. Имеющиеся противоречия вполне возможно устранить при обоюдном желании. Впрочем, если вспомнить, что местные власти настроены против нынешнего председателя федерации, то становится понятно, откуда доносится “аромат скандала”.
11 марта в здание ФПРХ пришли сотрудники ОБЭП для проведения проверки. Собственно, результаты этой проверки наконец-то покажут, действительно ли пропадали деньги угольщиков, и если пропадали, то куда и кто в этом виноват...
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно