Здание Департамента (министерства) труда США / wikimedia
Чтобы предотвратить ущерб, наносимый свободной международной торговлей, Соединенные Штаты Америки поддерживают и работников, и предприятия, и учебные заведения. По мнению Олега Соколова, руководителя департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР, подобные меры было бы целесообразно применять и в России. Впрочем, даже в США эта поддержка труднодоступна.
На прошлой неделе мы опубликовали первую часть беседы “Солидарности” с Олегом Соколовым, секретарем ФНПР, руководителем департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР, посвященную его недавней поездке в США. Во второй части читателей ждет его рассказ об опыте адаптации США к условиям свободной международной торговли.
- Надо отметить, что для свободной международной торговли в США большее значение имеет не ВТО, а НАФТА. Именно торговля с ближайшими соседями, Мексикой и Канадой, подвергает опасности положение предприятий в США. В стране есть федеральные программы, меры поддержки для тех предприятий, которые пострадали от глобализации. Правда, в эту программу не так легко попасть. Либо работодателем, либо профсоюзом, либо группой работников подается петиция в Министерство труда о том, что сокращаются рабочие места или само предприятие находится на грани банкротства из-за того, что не выдерживает конкуренции. Причем речь идет именно о международной конкуренции.
Министерство труда (исполнительный департамент) рассматривает, действительно ли проблемы предприятия вызваны возросшим импортом, а не связаны с проигрышем во внутренней конкурентной борьбе. Также в последнее время поводом для подачи петиции стал перевод предприятия в другую страну - в этом случае работники могут претендовать на государственную помощь.
Какие виды помощи предусмотрены для работников? Во-первых, есть пособие по безработице - его размер зависит от штата. Также в каждом штате есть страхование от безработицы, но условия этого страхования везде разные, единых правил нет. В стандартной ситуации такое пособие дается не более чем на 26 недель. По истечении этого срока человек не имеет права на пособие, ему могут оказывать лишь какую-то другую помощь. Работнику же, уволенному потому, что его предприятие пострадало от глобализации, из федерального бюджета могут выплачивать пособие еще 130 недель - то есть всего два с половиной года.
Кроме того, пострадавшему от соглашения НАФТА работнику финансируют переобучение. Учиться он может как в колледже, так и в университете. Сумму на обучение выделяют небольшую - на колледж ее может хватить, но вот обучение в университете человеку придется софинансировать, например брать кредит.
Работнику может быть оплачен переезд. На это тоже выделяется определенная сумма. Есть еще любопытный механизм. Если потерявшему работу более 50 лет и он находит другое место, но зарплата у него ниже, чем на предыдущем, то в течение двух с половиной лет ему доплачивают до прежнего заработка. Но есть ограничения по сумме доплаты.
В принципе, в той или иной степени почти все эти механизмы защиты работника существуют и у нас, в России. У описанных мной мер есть один безусловный плюс: они носят адресный характер. И, наверное, целесообразно было бы, чтобы и в России упор делался на адресную помощь. Скажем, в металлургической отрасли, которая сейчас переживает трудные времена. Впрочем, у мер, реализуемых в США, есть и минусы. В первую очередь - низкая доступность. В федеральные программы не так-то легко попасть - довольно сложная процедура. Средства, выделенные на эти программы, на самом деле не очень значительны для Соединенных Штатов - всего миллиард долларов.
Среди действий, направленных на ликвидацию последствий глобализации, существуют защитные меры и для предприятий. Как правило, рассчитывать на них могут мелкие и средние предприятия. Им предоставляется безвозвратный грант, не превышающий 75 тыс. долларов - не слишком большая сумма. Но обязательно софинансирование: само предприятие должно выделить столько же денег, сколько взяло у правительства. И потратить эти деньги можно только на привлечение консультантов, которые помогут составить предприятию новый план, программу модернизации, переоснащения, перевооружения, поиска новых рынков сбыта. То есть на поиск путей повышения конкуренто-способности. Вся сумма, выделяемая на помощь предприятиям, тоже не очень значительна - менее миллиарда долларов. Выделяются эти гранты уже не Министерством труда, а Министерством промышленности и торговли.
Плюс этой программы я вижу именно в условиях софинансирования. В России сейчас поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется бездумно и подчас коррупционно. Модель США лишена этих рисков и могла бы использоваться и у нас в стране.
Значительная часть принимаемых США мер по защите от последствий глобализации состоит в поддержке двухлетних колледжей (аналог нашего среднего специального образования). На эти цели выделено 2 млрд долларов на четыре года - всего по полмиллиарда в год. Деньги, в частности, были направлены на техническое переоснащение колледжей. Эта программа уже близка к завершению, хотя, скорее всего, ее продлят.
Образование в США платное как в университетах, так и в двухлетних колледжах. К примеру, в университете Лос-Анджелеса плата за обучение составляет 12 тыс. долларов в год для резидентов штата и 40 тыс. долларов - для нерезидентов. Вместе с тем надо отметить, что университеты и колледжи в США гораздо крупнее, чем в России. За счет этого есть экономия на управленческих расходах. Кроме того, нередко какие-то фирмы бесплатно предоставляют оборудование, например медицинское, учебным заведениям. Для нашей страны это редкость. Есть сегодня в России попытки объединять учебные заведения, но проводить укрупнение слишком активно нельзя - очень много людей потеряет работу.
Вообще образование, даже среднее, в США не гарантировано никаким законом. Хотя штаты, конечно, содержат школы. Но качество школьного образования крайне низкое, что отмечают даже сами американцы, и многое зависит от места, где ты учился в школе.
Хорошее образование можно получить в частной школе или в школах, расположенных в богатых графствах (административная единица в США, county. - Ред.). Потому что именно от наличия денег у графства зависит наполнение школьной программы. Все поборы, которые существуют в наших школах, есть и в США. Только там они узаконены. В каждом графстве есть еще дополнительный местный налог на образование. И ты его платишь вне зависимости от того, учатся у тебя дети или нет.
Соответственно, в бедных районах, таких как Детройт, школьное образование формальное, ни о каком качестве речи не идет. Люди с таким образованием не могут в дальнейшем никуда поступить, даже на работу устроиться для них проблема, потому что они плохо пишут и плохо считают. Колледжи в США помогают “подтянуть” выпускников до уровня, необходимого для дальнейшего получения профессионального образования, то есть до уровня среднего выпускника. Это за деньги. Однако есть федеральные гранты для малоимущих - за тебя могут заплатить полностью или частично. Учиться в колледжах можно неограниченно долго, но грант дают лишь на определенный срок. Не уложился в срок - доучиваешься за свои деньги.
В системе образования США есть и определенная гибкость. Например, за деньги ты можешь дополнительно заказать какой-то курс.
Документа об окончании учебного заведения недостаточно для устройства на работу. Тебе нужно еще получить сертификат. Это тоже платно. Подобную систему сейчас пытаются внедрить и в России, против чего возражают профсоюзы ФНПР. Эта система - негодная, и признается негодной очень многими в той же Европе.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, NAFTA, North American Free Trade Agreement; фр. - ALENA, Accord de libre-echange nord-americain) заключено между Канадой, США и Мексикой и основывается на модели торговых взаимоотношений в Европейском союзе. Соглашение было подписано 17 декабря 1992 года, а вступило в силу 1 января 1994 года. Основная цель НАФТА - убрать барьеры в сфере торговли и инвестиций между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные аннулировались в течение 14 лет.
Страхование по безработице в США, согласно закону 1935 года, осуществляется на федерально-штатной основе. В федеральном законе сформулированы наиболее общие принципы страхования, а круг получателей, размеры пособий и сроки выплат определяются законами штатов. В 2008 году 86,1% гражданской рабочей силы в США было застраховано от безработицы.
Согласно федеральному закону, фонды страхования от безработицы образуются за счет специального налога, взимаемого с предпринимателей, если у тех восемь и более рабочих.
Каждый штат устанавливает свои нормативы финансирования страхования от безработицы. Выплачиваемая предпринимателем сумма исчисляется как процент от установленной в каждом штате конкретной планки заработной платы, начиная с которой платится налог (база налогообложения). В настоящее время в большинстве штатов налог выплачивается с первых 7 тыс. долларов годовой заработной платы. В ряде штатов налогооблагаемая база превышает эту сумму. Налоговые ставки различаются не только в разных штатах, но и для разных предпринимателей в одном штате. В 2001 году средняя продолжительность выплат составляла 14 недель, а средний размер пособия достиг 238 долларов в неделю.
Пособие в соответствии с государственной программой компенсации по безработице предоставляется на следующих условиях: претендент должен быть безработным; до потери места он должен был работать в отрасли, на которую распространяется программа страхования на случай безработицы; претендент должен отвечать всем требованиям программы.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно