Top.Mail.Ru
Статьи
Пасынки Украины

Как живут беженцы из Донбасса в России

До Новошахтинска, большого перевалочного пункта на границе, украинские беженцы добираются как могут: на машине, автобусе или даже на велосипеде, водрузив на багажник ящик с цыплятами. Жалко же оставлять! Дальше уезжают кто куда. Более тысячи человек было вывезено волонтерами в подмосковный санаторий “Березовка”. С некоторыми из них поговорила корреспондент “Солидарности”.

ЧУЖИЕ В СВОЕЙ СТРАНЕ

- “Своим” мы не нужны, “свои” в нас стреляют. Для них люди с Донбасса - генетический мусор. Мы все для них сепаратисты и террористы, - с горечью говорит Виктория. Ей 41 год, и они с мужем и 11-летней дочкой бежали из города Краснодон Луганской области 26 июня.

Сейчас они, как и несколько других семей из Луганской области, живут в санатории “Березовка” в Подмосковье. Там силами волонтеров организован лагерь беженцев, где прибывших кормят, помогают с необходимым (одежда, лекарства, игрушки и т.п.), с документами и расселяют.

Истории у этих семей разные, но очень похожи. Все они незаконно пересекли украинскую границу, выбираясь из-под бомбежек. У всех дома остались престарелые родственники - родители, бабушки, дедушки, которые отказались уезжать. “У меня дед 1928 года рождения. Он сказал, что ту войну прошел и этой не испугается и никуда не поедет из своего дома”, - вздыхает Сергей.

Беженцы не называют фамилий и категорически отказываются фотографироваться. Люди напуганы до чертиков. Еще не успели перестать бояться за себя, как начали бояться за оставшихся стариков. Каждый день звонят, спрашивают, как дела, цел ли дом. Но и простые звонки по мобильному могут убить. “Они прослушивают телефоны! Отслеживают, откуда звонок, - и туда бомбят”, - качает головой Виктория, а я вспоминаю, что так же действовали грузинские военные в Южной Осетии в 2008 году.

- У меня знакомый в ополчении, а его жене СБУ (Служба безопасности Украины. - Ю.Р.) постоянно на мобильник присылает угрозы расправы. Вообще сейчас всем, кто остался на Донбассе, шлют СМС с угрозами, - добавляет Дмитрий, повоевавший на блок-посту. На мой вопрос, много ли у него знакомых в ополчении, отвечает уклончиво: “Хватает”. Зато пояснил, почему сам не остался воевать: - Потому что не могу жену с ребенком тут одних оставить. В ополчение уходят бездетные или те, у кого в России есть кто-то, кто поддержит их семью.

- Когда мы уезжали из Луганска, город был в кольце: бомбили вокруг, по станицам. Мы выехали большой семьей: две сестры, мама, тетя, мой маленький ребенок и муж, - рассказывает Ася. - Мужчин там вербуют, добровольно-принудительно забирают в Нацгвардию. Если через три дня не явился, то заносят в список сепаратистов и могут посадить. У нас с автобуса сняли мужчину на таможне...

Именно поэтому украинским таможенникам и пограничникам беженцы стараются не показываться на глаза, поэтому незаконно переходят границу.

- Мы ехали по полю, потому что на трассах везде блок-посты. Там, где наши блок-посты, ополченцев, нас без вопросов пропускали: видели, что в машине дети, и даже не останавливали, наоборот, махали, чтоб мы быстрее проезжали. А украинские посты мы объезжали. Сколько случаев было, что они обстреливали машины! Даже не смотрят, кто в машине, дети ли, взрослые ли, - добавляет Дмитрий.

А его жена вспомнила трагическую судьбу соседей: они выезжали из Антрацитовского района на двух машинах, в первой - женщины и младшие дети, во второй - муж, дядя и старшие сыновья. На украинской таможне первую машину пропустили, а вторую расстреляли.

Все семьи, с которыми я пообщалась в “Березовке”, поддерживают ополченцев, потому что видели своими глазами, кто их убивает, а кто защищает.

- У нас в Краснодоне десант “правосеков” высадили, - вспоминает Виктория. - Они очень жестокие. Злые. Ходят по квартирам, по подвалам и убивают. Они неадекватные. Будто в них, как в роботов, вложили программу - всех убивать. Там сейчас зачистка идет. Все мои знакомые и родственники только ополченцев поддерживают. Против Киева. Против хунты. Если бы не ополченцы, нас бы давно уже всех перестреляли.

ГЕРОИ ТЫЛА

Ежедневно в Россию, по данным МЧС, въезжает около десяти тысяч беженцев с Украины. Временные пункты размещения организованы примерно в половине регионов страны. Общее количество переселенцев, по некоторым сведениям, достигло полумиллиона.

Сообщество волонтеров “Дети под обстрелом”, организованное кинорежиссером Алексеем Смирновым, вывезло из зон обстрела и приграничных зон более тысячи человек - это граждане Украины, в основном женщины и дети. Через базу в санатории “Березовка” прошло около двухсот семей, а еще такие базы у них есть под Санкт-Петербургом и в Калуге.

Началось все с того, что Алексею позвонили знакомые и попросили помочь. Он приехал в лагерь временного размещения на границе, и увиденное повергло в шок: километры людей, зачастую беженцы с детьми, сидели просто на холодной земле, бесплатной еды на всех не хватало, жилья тоже. И Алексей Смирнов просто не смог спокойно уехать обратно. Через свою страницу в “Фейсбуке” обратился к друзьям, с их помощью буквально за два часа собрал деньги и вывез первый автобус женщин и детей в Подмосковье. По дороге, не зная еще, куда ехать, нашел базу “Березовка” и снял ее всю на свои деньги и деньги неравнодушных.

- Мы написали, что здесь холодно, и нам навезли обогревателей, стоило написать, что нам нужен скотч, и тут же подвозили скотч. В первый же день начала поступать одежда, во второй - экипировали штаб оргтехникой, - рассказывает помощница Алена, координирующая штаб в “Березовке”, пока Алексей помогает на границе. - И все это силами либо частных компаний, либо обычных людей. Я знаю истории, когда люди продали свой бизнес или квартиру, купили машины и бесплатно возят беженцев.

Сама Алена планирует увольняться с хорошей, высокооплачиваемой работы, чтобы продолжать заниматься волонтерством. Начальство недовольно, что уже почти месяц она не появляется на рабочем месте, а сама девушка говорит, что просто по-человечески не сможет сейчас заключать контракты и заниматься коммерческими проектами, зная, что в штабе не хватает рук, что нужна помощь, что где-то стреляют и гибнут люди.

Она в этом не одинока. В “Березовку” каждый день приезжают волонтеры, работающие юристами и даже госслужащими в Егорьевске и Воскресенске. Именно они наладили всю работу по регистрации прибывших, документооборот, размещение. Историю о том, что беженцам в лагере в Ростовской области предложили работу и жилье, а потом оказалось, что это были сутенеры, с ужасом пересказывают и пострадавшие, и сами волонтеры. Поэтому они все тщательно проверяют и перепроверяют.

Но без тех, кто отозвался на чужую беду и предоставил свои квартиры и дачи незнакомым людям, “Березовки” бы в таком виде не было. Многие отдают в безвозмездное пользование дом в деревне, но есть те, кто жертвует своим комфортом и готов поделиться квартирой или комнатой. “Мы можем потесниться и жить в одной комнате, а вторую отдать семье с ребенком”, - есть и такие предложения. Причем пишут со всей России, не только из Подмосковья, но и из Санкт-Петербурга, Пензы, Барнаула, Новосибирска и других городов. Удивительно приятно, что предложений воспользоваться жильем сейчас даже больше, чем оставшихся в “Березовке” семей. Из двухсот лишь три пока не нашли себе крышу над головой.

Похожая ситуация и с гуманитарной помощью: ее сейчас скопилось столько, что волонтеры ищут транспорт для переправки в другие лагеря - в Калугу и Ростов-на-Дону. Там нужнее.

БУДУЩЕЕ В РОССИИ

Когда первый страх - страх, что тебя убьют, - проходит, появляется другой: как выжить? Без денег, без документов, зачастую с маленькими детьми в другой стране непросто найти работу.

- Обычно риелторы берут комиссию, а с нас ничего не взяли, риелтор сказала, что с беженцев не возьмет. Но все равно все деньги, что были, мы заплатили за аренду квартиры. Сейчас бы работу найти, мы готовы на любую. Я работала в торговле, но я и уборщицей прошусь, - говорит жена Дмитрия. - Муж был шахтером, но сейчас тоже готов пойти куда угодно.

- Вокруг моего города все села разбомблены, мою шахту разбомбили. Я семнадцать лет шахтером работал, пять лет до пенсии оставалось... - рассказывает Андрей из Красного Партизана (Луганская область). - Я вчера устроился на работу на завод в Егорьевске, дали комнату в общежитии. Они мне помогают документы оформить. Обещают платить 25 тысяч рублей, комната стоит 7 тысяч. Работа несложная: изготовление фурнитуры, но надо же за что-то браться.

В дверях штаба я сталкиваюсь с Виктором. Он пришел предложить беженцам работу и ждет своей очереди: пока оформляют другого работодателя. Ему на производство по переработке древесины нужны грузчики, разнорабочие, пилорамщики. Обещает помочь и с жильем, и с оформлением документов на работу. По его словам, зарплата от 20 тысяч до 40 тысяч рублей в месяц - оплата сдельная.

- Мне подсказали, что тут люди нуждаются в помощи, почему бы не помочь? - отвечает он на мой вопрос, почему ищет здесь работников.

Причем в “Березовке” помогают не только “своим” семьям, но любым беженцам. Алена рассказала о недавнем случае. Им с вокзала позвонил мужчина и сказал, что не знает, как жить: крыши над головой нет, работы нет, денег нет, он готов уже повеситься или сделать что-нибудь, чтобы его в тюрьму посадили. В течение часа волонтеры нашли ему работу и жилье.

Конечно, есть и недовольные. Есть те, у кого сложная ситуация, кому трудно помочь. Волонтеры делают, что могут, но это все же просто волонтеры. Словам Алены внимают не все:

- Я объясняю вновь прибывшим, что мы не государственная и не коммерческая организация, что мы помогаем своими силами, мы уволились с работы или взяли отпуска за свой счет, поэтому, пожалуйста, не сидите и не ждите. Ваша жизнь в ваших руках, рассматривайте варианты, ищите, действуйте.

Спрашиваю беженцев, что они думают делать дальше. Дмитрий настроен оптимистично: “Мы хотим вернуться домой. Надеемся, что война до сентября закончится. Нам ребенка в школу надо отдавать”. У Виктории более печальный прогноз: “Мы думали, что вернемся, но пока там будет эта власть - точно не вернемся”. А Асина мама совсем грустна: “У нас из семи человек в семье могут работать только двое. Я не знаю, что мы будем делать...”

Фото Николая Федорова

Автор материала:
Юлия Рыженкова - Пасынки Украины
Юлия Рыженкова
E-mail: ryjenkova@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика