Вообще-то я планировал продолжить разговор о проблемах и перспективах развития отраслевых профсоюзов в России.
Об этом шла речь в двух частях статьи “Меньше, да лучше” (“Солидарность” №№ 26, 27, 2014). Но в связи со стремительным развитием событий на внешне- и внутриполитических фронтах (без кавычек) счел важнее более сиюминутную тему.
Всем давно уже понятно, что вокруг клубка внешнеполитического конфликта идет крайне ожесточенная информационная война. В эту войну включены, в том числе, множество граждан России, которые... скажем так, разделяют точку зрения “Во всем виновата Россия”. Я не собираюсь клеймить их лексиконом Великой французской революции - “враги народа” и т.д. Кто-то вполне искренне так считает. Кто-то искренне думает, что покаяние в явных или псевдогрехах приведет Россию к стандартно-европейской жизни. Хотя уж как каялись в 90-е - а никуда не привело. Это, если можно так сказать, “никак не состоящиеся искренние русские европейцы”, они бы и давно хотели, но - то “не то правительство”, то “не тот народ”, то “Запад никак не поймет”. Вокруг этих трех сосен и ходят почитай как 300 лет.
По сравнению с ними совсем другая история - это “русские европейцы на контракте”. Сразу оговорюсь, это совершенно другая история, нежели пресловутый закон об “иностранных агентах”. Последний в рамках “перегибов на местах” дошел в Саратовской губернии до ручки, и по нему местную экологическую организацию сейчас мочалит прокуратура как противодействующую Евроазиатскому союзу - ни много ни мало!
Так вот речь не об этом. Речь о людях, которые, занимая государственные или общественные должности, действуют в интересах коммерческих компаний, российских или иностранных. Таких людей традиционно называют лоббистами. Проблема только в том, что в мирное время их гешефт не очень виден. И их аргументация носит эдакий псевдоэкономический характер. Скажем, пока не начались санкции со стороны США, можно было спорить на высоких форумах, хранить или нет России свои сбережения в американских долговых обязательствах. Но сейчас-то, как говорил Ипполит Матвеевич, “спор здесь неуместен”. Проблема еще и в том, что в рамках начинающейся экономической войны у “русских европейцев на контракте” возникает надобность перевести спор в эмоциональную плоскость. Нужно вызвать эмоциональное неприятие любых ОТВЕТНЫХ мер как в экономической войне, так и в принципе в любых принимаемых решениях. То есть начать “виноватить”.
Когда в грехах начинает каяться любой человек, ему начинаешь верить. Сам. По доброй воле. “Прости, народ православный”. А дальше, понятно, про повинную голову, которую меч не сечет. Б.Н. Ельцин в этом смысле был крут: в одну новогоднюю ночь чуть ли не все 90-е списал в глазах основной аудитории. Но то - Ельцин. А когда передо мной начинает каяться практически не известный мне госчиновник - это вообще удивительно. За что? Почему вдруг? Чего раньше-то молчал?..
На днях замминистра экономического развития Сергей Беляков на своей страничке в “Фейсбуке” написал буквально следующее:
“Поскольку я работаю в Минэкономразвития и должен отвечать вместе с другими коллегами за принимаемые решения сообщаю:
1. мне стыдно за решение о продлении моратория на инвестирование средств НПФ
2. стыдно по следующим причинам:
- оно вредное для экономики (если это вообще аргумент)
- озвученное объяснение означает по сути отказ от использования этих денег в экономике в принципе, а не только в 2015 году
- мы всем обещали, что заморозка распространится только на 2014 год
Я прошу у всех прощения за глупости, которые мы делаем и за то, что мы не дорожим своим словом”.
Первая реакция по прочтении (если не задумываться) - скупая мужская слеза по лацкану пиджака. У читателей в “Фейсбуке” - так вообще поток слез. А через несколько дней, когда Д. Медведев уволил С. Белякова за публичное несогласие с решениями правительства, потоки превратились в водопады. С. Беляков, доселе отметившийся в истории обучением в Академии ФСБ, недолгими работами в фонде “Реформа”, РСПП и далее в правительстве, где он курировал связи с инвесторами, в одночасье превратился в отринутую совесть российского правительства. Ну, естественно, совесть униженную и оскорбленную, ибо, как говорят прогрессисты, “разве может быть совесть у ЭТОЙ власти?!”.
А теперь давайте подумаем спокойно. В чем, перед кем и почему извинялся Беляков? Формально он извинился - так сказано им самим - за то, что накопительная часть пенсий не пойдет в 2015 году в негосударственные пенсионные фонды. Для понимания, несмотря на прекрасное название, с экономической точки зрения НПФ для будущего пенсионера дело не очень перспективное.
Пара занудностей. Инфляция по стране, если считать основные товары, около 10% годовых. Доходность ЛУЧШИХ из пенсионных фондов примерно такая же. Ставка рефинансирования ЦБ - то есть под какой процент ЦБ дает по квоте деньги банкам - около 8,5%. Населению эти банки дают деньги под 15 и выше процентов годовых. Вопрос: где можно взять финансистам “длинные деньги” под небольшой процент, чтобы потом прокрутить их с наваром? Интерес финансистов и НПФ понятен.
Посмотрев на этот карнавал ослепительных возможностей, правительство заморозило карнавал на прошлый год, чтобы подчистить НПФ и оставить реально “плодоносящие”, а не работающие, как маклер Беня на Привозе. При этом деньги, которые были изъяты как пенсионные взносы, ОСТАЛИСЬ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА. Я был крайне удивлен, что после провокационного и неправдивого заявления министра финансов Силуанова, что-де “пенсионные деньги пошли на Крым”, он остался в должности. Именно потому, что это не просто неправда, но и прямая провокация.
Так вот, после решения о заморозке перечислений в НПФ и, что важно, решения направить их на текущие выплаты С. Беляков пишет покаяние. Теперь все примерно ясно, и все предельно просто. Беляков же не за выплату и рост пенсий отвечал, а за работу с инвесторами. И достойный человек открыто извиняется перед инвесторами из НПФ за то, что не смог обеспечить их в 2015 году и далее “длинными” дешевыми деньгами. Как лоббисту - аплодирую. Вижу скупую слезу на лацкане пиджака акционера НПФ. Но при чем здесь остальной “народ православный”? Тот, у которого эти деньги изымали надолго и без гарантий?
Теперь о еде и грядущем голоде в результате отказа от ввоза продуктов из стран ЕС, США и других, поддержавших санкции против России.
Для начала, в качестве разрядки - цитата из статьи Дарьи Цивиной, ведущего ресторанного критика ИД “КоммерсантЪ”:
“Еще вчера, когда Путин заявил, что санкции должны быть “аккуратными”, у меня появилось устойчивое ощущение, что бить будут не по электорату. Что бить будут по “пятой колонне”, по тем 14% россиян, которые ориентированы на европейские ценности, в том числе в еде. Удар был рассчитанный и пришелся он как раз на публику условного “Жан-Жака”. Для путинского электората, для тех, кто слушает бурановских бабушек и любит Лепса, хамон это что-то сродни Кончиты. Они как ели сыр “российский”, так и будут его есть. А мы все, ну конечно, проживем и без сыра итальянского, и без клубники греческой, вопрос только: ради чего?”
Постебаться на тему “если нет клубники греческой, так нужна ли такая жизнь?” можно, но не очень интересно. Лучше давайте четко проговорим: откуда, почему и для чего взялись эти ограничения.
Если коротко. На протяжении нескольких месяцев на основании утверждений, не доказанных ни одним судом, в отношении России по инициативе США вводятся санкции. Эти санкции относятся к финансовым учреждениям, их доступу к кредитам, оборонным отраслям и технологиям и т.д. Санкции вводятся для того, чтобы нанести государству и его гражданам достаточный экономический ущерб или причинить неудобства, которые вынудят принять условия “санкционеров”. В данном случае санкции вводятся странами Запада, чтобы - по их версии - прекратить явную или вымышленную поддержку Россией ополченцев, вероятно - чтобы вернуть Крым под украинскую юрисдикцию. Я не сомневаюсь, что среди граждан России есть люди, готовые и не только на это. Но, по любым соцопросам, подавляющее большинство занимает радикально противоположную позицию. Поэтому встал вопрос: как отвечать на вводимые санкции? Ничего нового в самом принципе ответа - “нанести неприемлемый ущерб”. Решение - ограничение ввоза группы продуктов из стран-”санкционеров”.
И с этого момента, как и в ситуации с Беляковым, группу граждан начинает мучить... нет, теперь не стыд, а жалость к людям. Цитаты, аналогичные той, что из статьи Дарьи Цивиной, можно встретить в гламурных журналах или на подобных сайтах. Но для “плебса” предлагаются рассказы о том, что теперь подорожают все продукты вообще. А люди, потребляющие пармскую ветчину, этими рассказами как бы сочувствуют широким народным массам, которые “снова пали жертвой кровавого чекистского режима”.
Давайте снова разбираться. То, что торговые сети склонны при любых переменах повышать цены, известно давно. И именно функция “кровавых чекистских” контролирующих органов типа Антимонопольного комитета как раз и сводится, в том числе, к тому, чтобы этого не допущать.
Второе. Вообще-то почти все продукты, ввоз которых ограничен из стран-“санкционеров”, извините, покупались за деньги и уникальными не являются ни разу. Неужели кто-то считает, что поставки яблок из Польши настолько уникальны? И что белорусская “молочка” хуже или дороже литовской?
Третье. США - это, конечно, супердержава со своим нелимитированным печатным станком. В отличие от ЕС. На сегодня подсчитан первоначальный размер убытков ЕС от ограничения ввоза продуктов в Россию. Это 10 млрд евро, не полученных фермерами. Это примерно 15 млрд невозвращенных кредитов в банки. Это проблемы с произведенными, но не купленными фермерами удобрениями и пр. Итого примерно на 60 млрд евро. Много это в масштабах ЕС или мало? Для сравнения: в июне Греция искала 12 млрд для очередного платежа по своим долгам, ЕС и МВФ жались...
Отдельно стоит проблема импортозамещения. Деньги, которые страна платит за иностранное продовольствие, идут на расходы и доходы иностранных фермеров и - по цепочке - в банки, в госдоходы... Эти деньги могли оставаться внутри страны и идти на внутренние нужды. В том числе на повышение жизненного уровня наших работников. Чьими лоббистами выступают сторонники иностранных закупок? Конечно, импортозамещение - дело длинное. Но в нашем случае “не было бы счастья...”.
Однако на пути импортозамещения есть огромные проблемы, которые образовались из-за почти 25-летней ломки АПК и пищепереработки. Чтобы это “счастье” - импортозамещение - наступило, нужны большие денежные вливания в российское сельское хозяйство, волевые усилия, контроль от разворовывания. И нужно время. Ни технологические цепочки, ни сырье не возникают по команде в одночасье и даже при соответствующих финансовых затратах. К примеру, чтобы выращивать картошку, нужно должное количество семенного фонда. Оно есть? А в течение какого времени может появиться?
И вот уж если и предъявлять власти претензии сегодня, так скорее за то, что “тучные” годы прошли под знаком потребления и без знака качественной инфраструктурной перестройки экономики, развития производства, глубокой переработки сырья. Зато под разговоры о “постиндустриальном обществе”. И под попытки войти во Всемирную торговую организацию, дабы “открыться миру и получить конкурентные преимущества”. Несмотря на призывы профсоюзов этого не делать. Ну, че?! Открылись? Получили? И с кого теперь спросить за эту “сказку о потерянном времени”?
Откровенно говоря, нам еще повезло, что власть в некоторых регионах, несмотря на федеральные разговоры, в свое время озаботилась и промышленностью, и сельским хозяйством...
Существенная часть российских комбинатов, производящих продовольственные товары, либо работает на привозном из-за границы сырье, либо использует привозные компоненты. Зачастую эти компоненты производятся иностранными фирмами-монополистами. Замещение этих компонентов не просчитано в принципе.
Вероятнее всего, часть российских предприятий пищепереработки, завязанная на иностранные поставки, столкнется с экономико-финансовыми проблемами. И правильно было бы предоставить этой группе предприятий льготные условия кредитования. Что, кстати, относится в данной ситуации во всей системе АПК. Об этом кто-то подумал? Или пойдем по традиционной схеме: пусть консервируют предприятия, а люди год метлами на общественных работах помашут?
Я не к тому, что этим не нужно заниматься или что это бесперспективное дело. Это архиперспективное дело огромной сложности. Не решающееся единовременно патриотическим подъемом, какой бы он ни был.
Хорошо: предположим, с завтрашнего дня срочно реформируем АПК. Откуда деньги при бюджетном кризисе в регионах? И при нежелании финансово-экономического блока правительства качественно менять политику доходов и расходов.
Мне кажется, что имеет место иллюзия того, что участвовать в экономических войнах с крупнейшими экономиками, выступая за правое дело, можно как бы “частично”. Только с помощью пропаганды. Ну, еще ограничив ввоз неких товаров. Оставляя нетронутой налоговую систему, систему перераспределения прибыли предприятий или доходов государства и прочая, прочая...
Не все то золото, что блестит, и не все, кто за нас публично радеет, наши друзья. Извините за банальность. Сегодня мы коснулись только двух сюжетов из тех, которые в форме информационного урагана прокачивают через сознание людей, иногда - чтобы объяснить, иногда - чтобы заморочить голову. И тема лоббистов чужих коммерческих интересов, которые прикрываются стыдливостью или заботой о “простом народе”, сегодня одна из многих. К сожалению, главная ВНУТРЕННЯЯ проблема здесь видится совершенно другая. И пенсии, и продовольственная, равно как и оборонная, безопасность - все эти вопросы приходится решать а) срочно, б) в условиях рецессии экономики, в) в ситуации внешнего давления. А главное, как явствует из вышесказанного, корень решения этих вопросов не выдергивается из земли одним административным решением. Тут, скорее, вспоминается сказка про репку. Но готовы ли и общество, и власть, и бизнес вытягивать эту репку вместе?
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Я лет пять назад, написал заявление и накопительная часть пенсии (6% от заработной платы) переводилась не государству, а в НПФ. Этот НПФ каждый год мне присылал отчёт, о том сколько у меня денег накопилось. В прошлом году государство наплевало на моё волеизъявление (заявление я писал, сам не под дулом автоматам) и 6 % за 2014 год в мой НПФ переведены не будут, а пойдут на пенсии действующим пенсионерам. Соответственно, я потерял в своей будущей пенсии в размере взносов за 2014 год и дохода на эти взносы. Такая я же схема будет продолжена в 2015 году. Вопрос как будут компенсироваться мои потери как будущего пенсионера? Про то что государство что то компенсирует я не слышал. Прошу пояснить - именно это "кидалово" сделало со мной государство и ФНПР это поддержало. Или я просто что то не понял.
Заранее, прошу извинения если не прав.
В двух пнях заблудиться. Лечиться правильной информацией, которая способна сформировать "репку" и тех , кто должны ее вытянуть.
Но речь не только об этом. Какие роли определяются для профсоюзов в этом деле. Профсоюзники часто сетуют, что к их советам не прислушиваются - Профсоюзники отводят себе роль советчиков ? Или профсоюзам есть до всего дело, но повлиять ни на что не могут? Кругом одни лоббисты. А из профсоюзов - лоббисты как то не очень. Все больше в себе копаются.
Мне в прошлом годе, попалось интервью одного английского инвестора, с инвестиционного форума " Россия зовет" . На вопрос о критериях положительно влияющих на инвестиционный климат . Он перечислил много - в десятки главных был назван - Сильные профсоюзы. Это можно обосновать или опровергнуть?
Нет чтобы прислушаться к предложениям и советам профсоюзов (тем более "гигантских" по глубоко научному выводу "друга профсоюзов" Делягина)!
Мы-то хорошо понимаем, что через тройку-пяток лет сегодняшнее правительство пожалеет, если не будет по максимуму следовать Генсоглашению!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно