Рисунок Дмитрия Петрова / архив "Солидарности"
Вот уже несколько недель общественность не может решить, что важнее: пармезан или патриотизм. И к единому мнению пока не пришла - вопрос целесообразности введения санкций против иностранных производителей пищевых продуктов все еще открыт. “Солидарность” провела опрос на тему: ощущают ли регионы негативное влияние санкций? Выяснилось, что пока в большинстве своем - нет.
- Ситуацию с ценами мы контролируем, проводим мониторинг, при встречах с соцпартнерами обмениваемся имеющейся информацией. Какого-то дефицита нет. Есть небольшой рост цен, но он незначительный, без резких всплесков. Все в разумных пределах. Впрочем, если наблюдается какой-то скачок цен, то реагирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Но она имеет право это делать, только когда рост превышает 30% в месяц. Я считаю, что такая защитная мера несколько слабовата, потому что если предприниматели будут повышать цены на 29% в месяц, то бороться с ними будет нельзя. Нужны меры более кардинальные. Но у нас губернатор вместе с нами ситуацию контролирует, так что надеемся, что все будет в управляемом порядке. Как минимум до выборов.
- Я бы не сказала, что цены на продукцию сильно поднялись. Но вот повышение спроса наблюдается - народу во всех крупных магазинах полно. Такое ощущение, что люди стали запасать продукты. Кстати, именно это и может давать рост цен на отдельные позиции товаров. А в целом ситуация стабильная. Знаю, что в области сейчас активно взялись за импортозамещение в сельском хозяйстве.
- Вопросами контроля роста цен из-за введения санкций мы не занимались. Есть более важные вопросы: мониторинг прибывающих беженцев с Украины, оказание материальной помощи Крыму, отдых в Крыму - вся нагрузка легла на наш небольшой отдел социально-трудовых отношений. Тем более что и областные власти не считают это существенной проблемой - даже комиссия по мониторингу цен не создавалась.
- Пока никаких последствий санкций не заметно, все обстоит нормально. Я бы не сказал, что есть какие-то сложности - ни подорожания, ни дефицита.
- В нашем городе есть комиссия по отслеживанию цен на социально значимые продукты. Она работает постоянно, в том числе с выходом непосредственно на наши торговые точки (главным образом это сетевые магазины). Никаких изменений не произошло. Но вы же звоните в Пензу, а Пенза находится за МКАДом. У нас особых деликатесов не было, что такое манго, мы знаем, но в основном по телевизору на него смотрим. Да, иногда где-то и в наших магазинах всякая экзотика лежит, но исчезла ли она из продажи, мне, как и большинству жителей области, как-то совершенно без разницы. Нас больше другие продукты волнуют. Картошку мы уже начали копать - на нее произошло снижение цен. У нас в регионе три сахарных завода. То есть на сахар тоже изменения цен к худшему не произошло. А вот на хлеб цены начали меняться, причем в сторону увеличения. Но это ежегодное явление, оно связано с увеличением цен на горюче-смазочные материалы. Ведь комбайны пока стоят всю зиму и пол-лета в своих ангарах - ничего не меняется, а как выходят в поле, требуются ГСМ - а они подорожали. Но это незначительное подорожание, абсолютно не связанное с санкциями. Я не знаю, может быть, где-то завуалированно что-то и исчезло, и подорожало... но значимого изменения цен не происходит. Более того, как я уже сказал, есть снижение цен на сельхозпродукты, поскольку уборочная пора в разгаре. Дай Бог, чтобы так и оставалось.
- Да, как приграничная область, мы почувствовали действие санкций сразу же - подорожали продукты. Что это означает? Что люди со средним достатком и достатком выше среднего просто будут чаще ездить в Финляндию, закупаться там. А людям победнее придется существенную часть зарплаты отдавать за питание. Особенно это касается овощей и фруктов, потому что сельское хозяйство у нас в регионе в упадочном состоянии. И просто санкций для развития нашего сельского хозяйства мало - нужна государственная помощь.
- Вы знаете, что мы располагаемся в Центрально-Черноземном районе и вполне самодостаточны: у нас есть все, от картошки до мяса и яиц. Поэтому пока ни роста цен не наблюдается, ни дефицита продуктов. Картофель у нас стоит 10 - 12 рублей за килограмм. И в магазинах, и на рынке у нас российские помидоры и картофель. Виноград поступает - и от своих частников, и из Крыма, и с Кубани. Рыбы тоже достаточно всякой, кажется, даже больше стало, и лучше качеством. Сыры лежат любые, даже белорусские появились. Сахар производим сами, поэтому цены на него без изменений. Да и в целом рост потребительских цен у нас невелик: за первое полугодие он составил всего 5%.
- Трудно сразу сказать, насколько на нас повлияли санкции, все-таки мы особый регион. Да и статистические данные пока не обработали. Но можно уже говорить о том, что есть повышение цен на продукты. В частности, на те самые яблоки, которые к нам раньше приезжали из Польши. Подорожала говядина, помидоры, молоко, молочные продукты. Впрочем, рост цен невелик, в рамках 10%. Причем, по моему мнению, такое повышение связано больше не с сокращением импорта, а с тем, что на ситуации решили нажиться наши “глобалисты”. В целом ситуацию нельзя назвать катастрофической, но есть опасения, что санкции могут оказать негативное влияние на нашу пищевую промышленность - потому что снабжающие сырьевые базы для многих наших предприятий находились как раз за рубежом. Но пока об этом судить рано, неизвестно, справятся предприятия или нет.
С предыдущими материалами "Солидарности" по этой теме можно ознакомиться в № 30, 2014 здесь и здесь, в № 29, 2014 - здесь
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно