В Москве одной из самых серьезных социально-конфликтных тем является уже начавшееся реформирование медицинских учреждений.
Сразу скажу, что полным объемом информации в этой области не обладаю. Хотя есть впечатление, что и никто не обладает - ни департамент медицины, ни профсоюз. И лучше уж считать так. Потому что если эта информация есть, но члены профсоюза, тем не менее, не в курсе, значит - нужно “что-то менять в консерватории”.
Что мы имеем на сегодня? Опубликованные СМИ проекты закрытия через “слияния” большого числа медицинских учреждений в Москве и сокращения работников. Эти проекты в городском департаменте медицины называют предварительными. Профсоюз говорит, что официальная информация пока не поступала. Также известно, что в сокращаемых по “предварительным планам” учреждениях многие работники получили уведомления о сокращении и предложения, к примеру, перейти с должности медсестры на должность уборщицы. Секретом это не является.
2 ноября состоялся митинг против “слияний” и сокращений. По максимальным оценкам, в нем приняло участие около 6000 человек. И с точки зрения численности преувеличивать его значение не нужно, тем более что существенную часть участников составляли представители политических партий. То есть социального взрыва пока нет. Но то, что взрыва пока нет, не означает общественного согласия на подобные “социальные эксперименты”.
Есть во всем этом несколько вопросов, которые я, откровенно сказать, хотел бы задать публично, используя трибуну газеты.
Представители профсоюза работников здравоохранения - мои товарищи - говорили о необходимости получения официальной информации о том, что планирует Департамент здравоохранения. В каком виде должна была поступить эта информация? Как долго они намерены ее ожидать?
По опубликованным “проектам”, да и по интервью вице-мэра Леонида Печатникова, запланированы большие сокращения. Печатников вообще заявил, что “призыв номер один. К тем врачам, которые действительно хорошие профессионалы. Вас я прошу не беспокоиться. Для хорошего профессионала всегда найдется место. Хороший профессионал без работы не останется”. Существует ли программа переобучения высвобождаемых или предоставления им альтернативных рабочих мест? (Если не считать предложения рабочих мест уборщиц.)
Есть такой документ, который называется “Соглашение между Департаментом здравоохранения города Москвы и Профсоюзом работников здравоохранения г. Москвы на 2013 - 2015 годы”. В нем, кроме всего прочего, есть такие обязательства Департамента здравоохранения:
- “Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:
а) увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации;
б) увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы;
в) сокращение численности или штата работников организации в количестве: 50 и более человек в течение 30 календарных дней; 200 и более человек в течение 60 календарных дней; 500 и более человек в течение 90 календарных дней”;
- “Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников, время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора”;
- “В случае угрозы массового увольнения работников информировать Профсоюз, Департамент труда и занятости населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий”;
- “При принятии решений, затрагивающих трудовые и иные, связанные с ними законные права и интересы работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы, учитывать мнение Профсоюза, а при принятии решений на локальном уровне в организациях - мнение выборных профсоюзных органов”.
Так вот в связи с этими обязательствами - проинформирован ли профсоюз? Как учтено его мнение, и - каково оно? И если НЕ проинформирован и НЕ учтено, то - для чего такое соглашение? А если проинформирован и учтено, то почему члены профсоюза не в курсе?
Я почему задаю эти вопросы? Не готов оценивать правильность реформирования отрасли. Потому что ее нынешнее состояние далеко от совершенства. Другое дело, что можно было улучшать состояние дел увеличением финансирования, а на деле планируется сокращать расходы. Но, говоря об увольнениях работников, нужно понимать, что их можно проводить совершенно разным способом.
В качестве примера приведу опыт “АвтоВАЗа”. При всех имевшихся там проблемах сокращаемые могли уйти с существенными финансовыми выплатами. Могли перейти в “дочки” “АвтоВАЗа”, на которые распространялся общий колдоговор. Все сокращения происходили при своевременном обсуждении этих проблем с профкомом. В результате, несмотря на мрачные пророчества, в Тольятти так и не состоялся пресловутый социальный взрыв.
Как я понимаю, ничего из перечисленного сейчас в Москве нет и не планируется. Это совершенно порочный подход. К которому нельзя относиться спокойно и безучастно.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
1. На митинге представители политических партий НЕ БЫЛИ большинством. Я была там сама от начала до конца мероприятия. Если не считать за событием митинг в 6 000 человек, то что тогда социальный взрыв? Революция?
2. Врачам и другим медработникам впрямую запрещали участвовать в митинге и угрожали увольнениями, тем не менее они пришли. Многие в белых халатах.
3. НИКТО не возражает против того, что реформа нужна. Основные претензии: тайна, которой покрыта реформа; методы (сокращения, закрытия больниц); коммерческая составляющая всех мероприятий по закрытию (всем известно, что земли под закрытыми больницами используют в других целях, например, строят гостиницы). Кому интересно, может загуглить эти факты в пять минут.
4. По поводу профсоюзов самый сложный и неприятный момент. Александр точно знает, а остальные, видимо, нет, что городская организация работников здравоохранения Москвы не входит в отраслевой профсоюз работников здравоохранения. Поэтому не стоит в комментариях так уж ополчаться на отраслевиков - пока все происходит в Москве у них нет права вмешиваться, к ним не поступают жалобы от членов профсоюза (потому что это не их члены профсоюза). Такая вот коллизия. Тем не менее отраслевой профсоюз вовсе не отмалчивается, а занимает нормальную позицию, то есть на своем уровне отстаивает интересы врачей и медперсонала. Зайдите к ним на сайт и посмотрите сами. Обратите также внимание на то, что требования профсоюза в отношении зарплат медиков и других социально-экономических прав всегда были и есть реальные и актуальные. И работа происходит все время, а не только когда гром грянет.
5. Самое печальное для городского и общероссийского профсоюзов здравоохранения в том, что на волне недовольства врачей активизировался альтернативный профсоюз "Действие". Врачи массово переходят и вступают в него, создают первички. И что еще хуже, члены профсоюза вообще не разбираются в наших хитросплетениях - входит городской профсоюз в общероссийский или не входит - страдает в принципе имидж профсоюзов системы ФНПР. К сожалению, городская организация ( а сиречь "официальные профсоюзы" воспринимается протестующими как игрок на стороне Печатникова.
6. Александр, я могу в ФБ кинуть ссылку или 50 ссылок (здесь не умею из ФБ репостить), на уведомления о прекращении трудового договора с врачом (плюс предложение вакансии санитара, уборщика и пр) ПОДПИСАННОЕ председателем профкома. Поймите правильно, я не спорю ни с кем, не злобствую - просто сообщаю, чтобы вы знали.
Ну и в заключение. Один из выступающих на митинге 2 ноября вышла и спросила: "Представители чиновников есть?" - ни одной руки. "Главврачи есть?" - ни одной руки. "Представители официального профсоюза есть?" - ни одной руки. Мне было дико стыдно и неприятно.
К сожалению, наш народ связан по рукам и ногам: вот вышли медики на митинг, а 5-го ноября уже списки составляли у руководства: кто ходил выступать, тем первым желтый билетик и вручат. Кстати, это не байки, у самой в семье врачи, и доподлинно знаю, что, например, медиков 53-й поликлиники уже "попросили", из 1-й градской одну хирургию тоже убирают и так далее.
Кстати, вопрос к г-ну Печатникову: кто критерии-то "хорошести" специалистов будет разрабатывать? Такие, наверное, деятели, как он сам? Ну, тогда, лучше в будущем в больницы вообще не попадать, так как там останутся только одни прихлебатели г-на Печатникова и его команды. Так что, перспектив - две: есть деньги, тогда - куда по-дальше, если - нет, тогда летом - в поля, за травками и лопухами (народные методы еще в силе)..
И тут возникает другие вопросы к профсоюзам - сколько человек потеряют работу? Сколько человек перейдут на низкооплачиваемую и низкоквалифицированную работу? Во сколько раз возрастет интенсивность труда (эксплуатация) с консервацией роста зарплат у оставшихся? Как обвалится рынок труда, после подобных модернизаций?
Подобные реформы, явление массовое но за гранью массовых увольнений, растянутых во времени с соблюдением норм трудового законодательства. Реакция официальных профсоюзов на них очень предсказуема - "У нас нет официальной информации..." "Нет нарушений норм трудового законодательства..." "Всем будут предоставлены имеющиеся вакансии... (санитарок и дворников)" , "Мы действуем в рамках отраслевых и коллективных договоров" "С учетом сложной ситуации в отросли нужно с пониманием относится к действиям работодателя.... Другого выхода нет" ... "Развитие технологий и сокращения доли ручного труда ..." Это оправдывает все реформы и молчание профсоюзов.
Я не музыкант. Я не знаю, что меняют в консерваториях. Я знаю только одно. Когда в барделе дела идут не очень...тут нужно: Либо девок заставляют лучше крутится в койках (менять методы работы удовлетворяя ожидания оказываемыми услугами), либо девок менять - но не койки двигать. Теперь другой вопрос. Кто может заставить крутится профсоюзы? Пусть сперва покрутятся - деньги отработают.
«Печатников вообще заявил, что “призыв номер один. К тем врачам, которые действительно хорошие профессионалы. Вас я прошу не беспокоиться. Для хорошего профессионала всегда найдется место. Хороший профессионал без работы не останется».
Кто отделит хорошего профессионала от не очень или вообще непрофессионала если нет по-настоящему независимых профессиональных сообществ? Администратор. Как это будет происходить? Перед нами недавний пример НСОТ. Тогда тоже говорили, мол, кто много и хорошо работает, профессионал своего дела, у того будет большая зарплата. А чем закончилось? Сегодня самая большая зарплата у администраторов – главных врачей, директоров школ... В разы больше любого самого профессионального профессионала.
И если ты хоть трижды профессионал, но чем-то не угодил начальству – вышибут без сожаления. Своя рука – владыка.
Очень уважаю профессора Леонида Рошаля. Он, безусловно, в своём деле профессионал. Но, прежде всего, он администратор. Поэтому выступает против любых акций протеста, забастовок. Значит – против профсоюзов. Потому что НАСТОЯЩИХ профсоюзов без забастовок не бывает.
Каждый должен заниматься своим делом: администратор налаживать производственный ( учебный, лечебный) процесс, независимые профессиональные сообщества определять квалификацию специалистов, профсоюзы БОРОТЬСЯ за права трудящихся.
Это я к тому, что профсоюзы должны, конечно, консультироваться у специалистов насчёт всяких инициатив администраторов, но прежде всего они должны уметь ПРОФЕССИОНАЛЬНО организовывать забастовки и акции протеста, поскольку всё остальное могут хорошо делать и другие специалисты, а это – только профсоюзные.
Вопросы правильные.
Так что там профсоюз медработников говорит?
Цитата:
"Так вот в связи с этими обязательствами - проинформирован ли профсоюз? Как учтено его мнение, и - каково оно? И если НЕ проинформирован и НЕ учтено, то - для чего такое соглашение? А если проинформирован и учтено, то почему члены профсоюза не в курсе?"
Что-то... как-то...
ФНПР вообще не в курсе событий?
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно