Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
Сколько всего в Москве бомбоубежищ - государственная тайна, но в одном только Северо-Восточном округе их около 600. Корреспондент “Солидарности” побывала в одном из самых крупных, способном принять до 2700 человек и выдержать все что угодно, кроме прямого попадания ядерной бомбы. О том, как найти ближайшее убежище в случае сигнала тревоги и что взять с собой, рассказали представители МЧС.
Свет мигнул и погас. Заложило уши. Я знала, что рядом работает дизельный генератор мощностью 50 кВт, но толстенные двери не пропускали звуки. Свет включился, и кто-то из руководства МЧС сказал:
- Мы перешли на автономное обеспечение.
Если бы в эту минуту по Москве был нанесен ядерный удар - мы бы выжили. В бомбоубежище около метро “Алтуфьево” можно не бояться практически ничего: оно защищает от всех аварий, техногенных катастроф, бактериологического, химического оружия, ударной волны от ядерного взрыва и радиоактивного излучения. Вот только прямого попадания ядерной бомбы оно не выдержит.
Представьте, что на улице раздался противный звук сирены. Что вы будете делать? По идее, надо прятаться в бомбоубежище, но где оно? Большинство москвичей не только не знает, где ближайшее укрытие, но и понятия не имеет, как это выяснить. Поэтому первый вопрос, который задали журналисты и блогеры на занятии в “защитном сооружении типа А” представителям МЧС, - как узнать, куда бежать в случае чрезвычайной ситуации?
- Зазвучала сирена - это только лишь означает сигнал “Внимание всем”. По этому сигналу каждый человек должен включить радио или Первый канал телевизора и ждать дальнейшего сообщения, - поясняет первый заместитель начальника управления МЧС по СВАО главного управления МЧС России по Москве Олег Ракунов.
Теоретически, система оповещения устроена так, что после сигнала сирены по радио (имеется в виду радиоточка, а не FM-диапазон) расскажут, что делать дальше. Эту же информацию должны передавать через громкоговорящую связь службы охраны общественного порядка, которые создаются на базе УВД и ГУВД города. Грубо говоря, полиция должна ездить по улицам и через громкоговоритель сообщать, что делать дальше. В частности - назвать адреса ближайших бомбоубежищ. Впрочем, если вспомнить события 2012 года в Крымске, где большая часть города оказалась затопленной в результате сильнейшего наводнения, но при этом никакого оповещения до последнего не было, то все же стоит заранее узнать адрес ближайшего укрытия.
Для этого надо прийти в управу района, где вы проживаете, и спросить об этом. Вообще план, где и сколько в Москве бомбоубежищ, - секретный (хотя неофициальную информацию в Интернете можно найти), поэтому формально адрес ближайшего бомбоубежища вам могут сказать, только если вы прописаны в этом районе. Но Олег Ракунов заверил, что даже если нет прописки, все равно скажут.
Количество мест в бомбоубежищах рассчитывают, исходя из списочного числа жителей района. Но меня обнадежили, что в случае реальной чрезвычайной ситуации прописку на входе проверять не будут.
- Просто людям, которые непосредственно проживают в этом районе, может не хватить места. При строительстве ориентируются на численность населения близлежащих домов. Нельзя предусмотреть, что к кому-то в этот день приедет двадцать родственников, - поясняет Олег Ракунов.
Бомбоубежище около метро “Алтуфьево” - самого высокого класса - А. Его площадь - 2160 квадратных метров, и укрыться в нем могут до 2700 человек, при этом на одного человека выделяется 0,5 кв метров. Предполагается, что 540 человек разместятся лежа, на вторых этажах деревянных нар, а остальные будут сидеть внизу или стоять на бетонном полу. Никаких матрасов и прочего ни на нарах, ни на полу нет, так что перед выходом из дома лучше все же захватить с собой плед. Еще надо взять еду - внутри ее также не будет. Никакого холодильника или плиты в бункере, естественно, не предусмотрено, так что стоит ограничиться сухпайком на двое суток. А вот вода в бомбоубежище есть, и для технических нужд, и для питьевых: три литра в сутки на человека.
Как объяснили представители МЧС, максимум, на который рассчитаны все бомбоубежища в автономном режиме, - это двое-трое суток. Потом кончится вода, фильтры, очищающие воздух, не будут справляться, и двери придется открыть. Так что “ядерную зиму”, как в фантастических фильмах, переждать не удастся.
Мы ежимся от холода и спрашиваем про отопление. Оно тут есть, но греет лишь до 10 - 18 градусов. Девушки удивляются: что ж это за отопление такое? Окоченеть можно! Первый замначальника управления МЧС по СВАО хмыкает:
- Когда две с лишним тысячи человек сюда сядет - тут будет Африка.
Из “удобств” в бункере один умывальник на 200 человек и один унитаз на 75 человек. Сейчас они не работают, стоят, укрытые пленкой, но в случае необходимости потребуется совсем немного времени, чтобы расчехлить системы. Все бомбоубежища регулярно проверяются: раз в год проходят крупные проверки, раз в три года - глобальная проверка с представителями МЧС, но вообще системы запускаются постоянно, каждый день.
- На мне модернизированный костюм врача-инфекциониста, который защищает человека почти от любых видов инфекций и лихорадок, в том числе Эболы, - очень легкий, позволяет работать длительное время, он “дышит”, отводит влагу и не пропускает внутрь вредные вещества, - встретил нас представитель компании ЗАО “Химкомплектзащита”, разрабатывающей средства индивидуальной защиты.
Между новыми моделями противогазов (облегченных, которые не давят на голову) лежат разные аптечки, комплекты специальной обработки для оружия и одежды при выходе из биологической или радиационной зоны заражения; метеокомплект - для метеологической разведки направления ветра, измерения температуры; комплекты для обработки автомобильной техники и многое другое. Часть из этого, например, индивидуальная аптечка, обязательно будет в бункере, часть средств защиты - может быть, а может и нет. Это зависит от того, что из этого будет закуплено.
Индивидуальная аптечка АИ-4 разработана взамен аптечки АИ-2, которую в 2012 году отменила на то время министр здравоохранения Татьяна Голикова. В новой аптечке находятся средства от отравления, обезболивающее, противобактеральное, плюс противорвотное и два радиозащитных: одно препятствует отложению радиоактивного йода в щитовидной железе, а второе подавляет последствия общего ионизирующего облучения.
На соседнем столе лежат аптечки, собранные для медиков: в случае чрезвычайной ситуации в каждое бомбоубежище в обязательном порядке прибудет медицинская бригада: врач-терапевт и несколько санитарок. В одной укладке - лекарства, в другой - перевязочные материалы, в третьей - медицинские инструменты. В случае гипертонического криза, нарушения дыхания, кровотечения медики смогут оказать первую помощь. А вот с какими-то серьезными заболеваниями справиться, увы, вряд ли получится.
Любопытный момент: все средства индивидуальной защиты, аптечки, лекарства и прочие материалы в бомбоубежищах не находятся. Их туда должны привезти. Также туда подъедет и обслуживающая бригада. Каждый медик знает, за каким бомбоубежищем он “закреплен”, знает, что ему нужно делать - соответствующие учения проходят регулярно. Например, в то убежище, где мы были, в случае чрезвычайной ситуации прибудет звено медиков из филиала № 3 Диагностического центра № 5 (это бывшая поликлиника, расположенная неподалеку).
Бомбоубежища в Москве в основном старой, советской постройки, но есть и новые. В этом году появилась информация, что власти столицы готовы потратить почти 12 млрд рублей на строительство бомбоубежищ. Как ранее сообщал замглавы Москомархитектуры Эрнст Мавлютов, в столице может появиться около 90 парковок-бункеров на транспортно-пересадочных узлах возле станций метрополитена. Вместимость каждой парковки будет зависеть от конкретного проекта - от 100 до 500 машино-мест. СМИ еще в 2010 году сообщали о начале строительства 5 тысяч быстровозводимых убежищ под жилыми домами, торгово-развлекательными центрами, спорткомплексами и гаражами.
Нет проблем в том, чтобы построить собственное бомбоубежище - были бы деньги. Например, на Рублевском шоссе олигархи уже давно себе заказывают личные укрытия. Некоторые строительные фирмы добавили в перечень услуг дополнительный пункт: “строительство подземных бункеров”. Цены начинаются с 6 млн рублей (скромненькая “нора” для семьи из 4 человек). В мирное время его используют как склад, винный погреб, библиотеку, кинотеатр или на что хватит фантазии у владельца.
Но надо понимать, что класс убежищ у всех разный. Самый простой - пятый - находится в подвалах жилых домов. Далее классы идут от пятого к первому, а высший - А. Он отличается от первого класса в основном большей вместимостью. По вместимости помещения можно условно разделить на убежища малой вместимости (150 - 600 чел.), средней вместимости (600 - 2000 чел.) и большой вместимости (свыше 2000 чел.).
В случае конфликта и потенциальной войны с другим государством правительство издает распоряжение о подготовке бомбоубежищ. На мой вопрос, издано ли сейчас такое распоряжение в связи с конфликтом на Украине, мне ответили, что нет: Украина не ядерная держава.
На основе правительственного распоряжения московские власти издают свое, и с этого момента все бомбоубежища расконсервируют, завозят в них аптечки и т.п. Если убежище использовалось как парковка - освобождают от машин. В принципе, все это можно сделать быстро, в течение суток. Автомобили положено убрать за 6 часов (если не успеют или не захотят, у сотрудников МЧС есть полномочия вытолкать их бульдозером), аптечки завезти за 12 часов, весь персонал в течение 24 часов должен прибыть в вверенное ему убежище.
Бомбоубежища находятся в ведомстве балансодержателя. Например, если оно расположено в подвале здания, принадлежащего фирме, то руководство этой фирмы и отвечает за него. Все средства индивидуальной защиты, и медицинские, и бытовые, закупает балансодержатель бомбоубежища.
Например, одна аптечка АИ-4 стоит 715 рублей, а таких, в случае с бомбоубежищем в Алтуфьево, надо 2700 штук, на каждого человека. Медицинские препараты закупаются в аптечном пункте № 21. Что-то должно быть обязательно, что-то - по желанию. Поскольку убежище у метро Алтуфьево находится на балансе управы района, то решения принимает она.
Крупные бомбоубежища располагаются в жилых зонах, за них отвечают городские власти. Обслуживает убежища государственное предприятие “Специальное пуско-наладочное управление” (ГУП СПНУ). При этом координирует работу МЧС.
Я поговорила с Михаилом, слесарем-ремонтником ГУП СПНУ.
- У вас какая здесь функция?
- Водоснабжение, канализация, отопление. Я “в мирное время” контролирую, чтобы все в бомбоубежищах исправно работало. Мы обслуживаем не только это, объектов много. Где-то задвижку или кран надо поставить - я поставил и на другой объект поехал. Мы на месте не сидим, работы хватает: то гайки, то трубы, то задвижки, то насосы - все это когда-то ломается. И красим еще, как маляры.
- А в случае чрезвычайной ситуации?
- Я буду комендантом в бомбоубежище на ул. Полковая, дом 20.
- Какая у вас зарплата?
- Оклад 22 600 рублей и премии. В среднем получается 30 - 32 тысячи.
- А график работы?
- Обычный: пять рабочих дней, с 8 утра до 17 вечера.
- Ваша работа считается трудом в спецусловиях?
- Нет, мы все время под землей, под “лампочкой Ильича”, но у нас льгот “за вредность” нет.
Уже на улице я спросила прохожих, знают ли они, где ближайшее бомбоубежище. Оказалось, знают. Мне стало немного стыдно, и я решила в ближайшее время зайти в районную управу и выяснить, куда мне бежать в случае тревоги.
Поправив противогаз и костюм химзащиты, я пошла, загребая черный пепел... Нет, так я закончу статью, если москвичам на самом деле придется воспользоваться бомбоубежищами.
Автор выражает благодарность управлению МЧС по СВАО и сообществу mosblog за организацию тура.
Фото Николая Федорова
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно