Фото: www.chelprof.ru
С 17 ноября перед проходной челябинского завода “Трубодеталь” стоят одиночные пикеты. Профактивисты требуют от начальства индексации зарплат и доплат за совмещение профессий. Пикеты продлятся до 22 ноября - в этот день работники выйдут на митинг. В руководстве требований профкома не понимают: ведь на предприятии и так самая высокая средняя зарплата по региону!
14 ноября между менеджментом и профкомом завода “Трубодеталь” при участии представителей Объединенной металлургической компании и Челябинского обкома ГМПР прошел очередной раунд переговоров. Вот уже больше года профсоюз пытается добиться внесения изменений в положения об индексации зарплаты и о совмещении профессий.
- Считаю, что переговоры помогли сторонам лучше понять их позиции и определить конкретные шаги по решению обозначенных вопросов. “Трубодеталь” является, в плане уровня оплаты труда, одним из наиболее благополучных предприятий региона. Я уверен, что детальный и откровенный разговор с представителями профкома позволит снять все вопросы уже в ближайшее время, - сказал управляющий директор ОАО “Трубодеталь” Андрей Коротков.
Профсоюз оценил переговоры гораздо менее позитивно. Как прокомментировал “Солидарности” председатель профкома Егор Цибульский, “практически ни до чего не договорились”. Правда, и коллективный трудовой спор решили пока не начинать (как грозились ранее, см. “Солидарность” № 42, 2014).
- Хочу констатировать такой факт: средняя зарплата на “Трубодетали” составляет за январь - август 2014 года почти 38 тыс. рублей в месяц. Это значительно выше, чем средняя зарплата по региону, которая составляла в указанный период чуть более 28 тыс. рублей, - поясняет директор по персоналу, связям с общественностью и общим вопросам завода “Трубодеталь” Николай Яковлев. - Заработная плата на предприятии растет ежегодно и индексируется в соответствии с положением, действующем на предприятии.
Яковлев приводит цифры: в 2010 году размер средней зарплаты рабочего составлял 24 тыс. рублей, в 2014 году - уже 34 тыс. рублей. Таким образом, рост дохода в эти годы составил 41%. Рост цен в Челябинском регионе за эти же годы оказался на уровне 33,7%. Из чего на предприятии делают вывод, что средняя зарплата рабочего “Трубодетали” растет опережающими темпами по отношению к индексу потребительских цен.
Однако в профкоме с таким выводом не согласны:
- Нас в очередной раз пытаются убедить, что у нас рост средней заработной платы превышает уровень инфляции, хотя мы считаем, что некорректно сравнивать среднюю зарплату по предприятию с уровнем инфляции. Это один из вопросов, по которому мы не можем договориться, - сетует председатель профкома. - Да, средняя зарплата по предприятию у нас достаточно высокая, но за счет чего? Вот на прошлой неделе в штат “Трубодетали” приняли директора по продажам, который фактически находится в Москве. Я думаю, у него зарплата очень высокая. Чуть больше месяца назад в Уфе открыли инженерно-технический центр, где работает десять высокооплачиваемых специалистов - они тоже находятся в штате “Трубодетали”. Соответственно, средняя зарплата за счет этого растет.
Следующий раунд переговоров тем же составом запланирован на 26 ноября, и к тому времени работодатель должен посчитать, на сколько изменится фонд зарплаты, если принять предложения профкома.
В прошлом номере “Солидарности” мы рассказывали и о давлении со стороны руководства завода на профактивистов и членов профсоюза, начавшемся сразу после конференции трудового колллектива, где были сформулированы требования работников. Тогда десятерых активистов отправили в простой на 2/3 зарплаты, и около 200 работников предприятия вышли из профсоюза. Сейчас массовый выход из профсоюза прекратился, хотя, по словам Егора Цибульского, давление руководства на работников продолжается. Зато появились примеры, когда люди, не состоявшие в профсоюзе, из солидарной поддержки вступают в него.
Кроме того, до сих пор не решен вопрос допуска на предприятие профактивистов, отправленных в простой. Им заблокировали пропуска, и они не могут попасть на завод, чтобы разговаривать с работниками.
Директор по персоналу в этом не видит ничего страшного. По его словам, заказы приходят неравномерно, и при снижении количества заказов часть персонала выводится в простой.
- На производстве остается такое количество людей, которое необходимо для выполнения сменного задания и плана. Мы считаем правильным отпускать сотрудников, находящихся в простое, домой, чтобы снизить риски воздействия вредных и опасных факторов, а также использовать данное время для личных дел. При снижении объемов производства у сотрудников, имеющих несколько профессий, повышается вероятность задействования на других операциях, а значит, появляется возможность получить полную зарплату, - говорит он.
Поскольку попасть на предприятие у активистов не получается, они нашли другой способ выразить свою позицию: с 17 ноября утром перед проходной завода теперь стоит одиночный пикет. Человек держит плакат, где написано, что он за индексацию зарплаты и против работы без доплаты за совмещение профессий. Планируется устраивать такие пикеты каждый день до 22 ноября - в этот день в Челябинске пройдет митинг с указанными требованиями.
Истории о правах первичек
Случаи, когда работодатель нарушает права первичной профорганизации, периодически становятся темой для публикаций “Солидарности”. Как показывает практика, чаще всего это происходит на предприятиях небюджетных отраслей. Мы решили узнать у наших подписчиков, приходилось ли им сталкиваться с нарушениями прав первичек и как они решали эту проблему.
- У нас в госучреждениях все более-менее спокойно, в судебных разбирательствах по поводу нарушения прав первичных профорганизаций участвовать не приходится. У нас везде есть хорошие юристы, до конфликтов не доходит. В случае возникновения вопросов легко выходим на работодателя. Приходилось решать, например, проблемы с сохранением трудового стажа или какие-то вопросы, связанные с “медведевским” сокращением госслужащих, но с нарушениями прав первичек - нет.
- Бывали факты недопонимания с руководителями (учреждений отрасли. - П.О.). Но сказать, что был какой-то глобальный конфликт, какое-то глобальное нарушение - пожалуй, нет. Мы решаем это в рабочем порядке. Недопонимание возникает, например, когда мы проводим проверку соблюдения трудового законодательства - не каждый руководитель готов к тому, чтобы предоставить сведения проверяющему - о зарплате, о каких-то своих локальных нормативных актах. Иногда наши трудовые инспекторы встречают сопротивление, руководители препятствуют проверкам. Хотя таких случаев немного. Масштабных противостояний удается не допускать благодаря разъяснительной работе с работодателями.
- В свое время права профсоюза нарушались в акционерном обществе “Акрон”. Там не допускали профсоюзных работников на рабочие места, было вмешательство в деятельность профсоюза. Конфликт начался пять лет назад и закончился спустя полтора года. Мы его разрешали и путем переговоров, и через суды - “Солидарность” много об этом писала (см. № 43, 2011). После “Акрона” бывали еще случаи, но до таких громких скандалов уже не доходило. Выходим на руководство, принимаем меры, договариваемся о том, что нельзя нарушать права. Можно сказать, что случай с “Акроном” послужил примером для других работодателей: нарушать стали меньше.
- Такие случаи бывают. Только они бывают “неявными”: никто из руководства предприятий не издает распоряжений, приказов - ничего такого не пишется. А давление, конечно, бывает. Но как можно “справиться” с устным указанием?.. Например, когда распространяется устное указание о том, что тем, кто выйдет из профсоюза, поднимут премии на 20%? И по факту такое происходит. Естественно, народ начинает потихонечку выходить из организации. Например, в Воскресенске работает крупное предприятие компании “Лафарж”: из примерно 650 членов профсоюза за несколько лет осталось всего 16 человек. Если бы все 600 членов профсоюза проявили солидарность, и их поддержали хотя бы члены профсоюзов этого же города (в Воскресенске довольно много строительных предприятий), то ситуация могла бы быть другой. Одна из основных проблем наших профсоюзов - это отсутствие солидарности.
- Конечно. Каждый месяц сталкиваюсь с этим и сужусь. Из последнего - ОАО “Костромской ликеро-водочный завод”. В этом году мы обращались в городскую прокуратуру по вопросу о непредоставлении профкому завода отдельного помещения для заседаний. А также - о непредоставлении пропуска для беспрепятственного доступа председателя первички на предприятие. Дважды, кстати, завод подавал иски против нашего обкома - об отказе в сокращении членов профсоюзного комитета. Я выступала ответчиком. После четвертого заседания они отказались от исковых требований. Помещение же профкому было предоставлено в результате прокурорского реагирования. Правда, это кабинет размером полтора на полтора квадратных метра, никакого зала заседаний. Они отписались в прокуратуру: помещение предоставлено... В законе не прописано, какое оно должно быть по площади. Еще на этом заводе продолжают сокращать членов профсоюза, так что история продолжается.
Опрос провел Павел Осипов
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно