Фото:Борис Бабанов / Архив РИА Новости / wikipedia.org
Двадцать лет назад, 24 ноября 1994 года, в Госдуме прошли слушания “О фактах коррупции в Западной группе войск”. Доклад бывшего командующего ЗГВ генерал-полковника Матвея Бурлакова удовлетворил депутатов. Они убедились в непричастности генерала и его коллег к коррупции.
На фото - погрузка советской военной техники на паром "Композитор Мусоргский" в Ростокском порту. Вывод советских войск из Германии.
Дело начали раскручивать после того, как в 1993 году появились так называемые “чемоданы Руцкого” - набор документов, собранных в том числе тогдашним руководителем Контрольного управления президента Юрием Болдыревым, так охарактеризовавшим выход наших войск из Германии: “Невиданное позорище... когда это был не уход победителей, а бегство с чудовищным разграблением”. Документы после ареста Руцкого в октябре 1993 года пропали...
Тридцать лет назад, 14 декабря 1984 года, был расстрелян директор “Елисеевского”, одного из самых больших гастрономов Москвы, Юрий Соколов. Это дело стало крупнейшим делом о хищениях в советской торговле...
Историй, связанных с коррупцией, в российской истории множество. Триста лет назад, в 1714 году, были определены полномочия фискалов и меры по борьбе с взяточничеством и казнокрадством.
Первым правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество в Советской России, стал Декрет СНК от 8.05.1918 “О взяточничестве”. Взяточничество признали по УК РСФСР 1922 года контрреволюционным деянием и карали высшей мерой. Причем по этой статье шли не только чиновники. Так, 27 октября 1926 года был признан виновным по ч. 2 ст. 114 УК и приговорен к высшей мере наказания через расстрел с конфискацией всего имущества заведующий торгово-комиссионным отделом Внешторгбанка СССР Юлий Шкловский. За получение взятки (4000 руб. - примерно годовая его зарплата) “за содействие в корыстных целях открытию кредита Москоопсельхозу, оказавшемуся неплатежеспособным”.
Во Внешторгбанке долго помнили этот случай, и иных поводов для таких строгих мер обнаружить в архиве не удалось. А других примеров множество. Из разных структур. Вот 65 лет назад, в 1949 году, был изобличен столь популярный способ “доить” иностранцев: уполномоченный опергруппы МГБ на Ляодунском полуострове (Китай; с 1945 по 1955 год на полуострове были базы советской армии) Случевский был исключен из партии за то, что брал взятки с арестованных корейцев из Южной Кореи.
В нынешней России приняты необходимые законодательные акты (например, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”), регулярно создаются соответствующие комиссии. В каждой речи руководителей любого ранга есть обязательные пассажи об искоренении этого зла - коррупции. Вот и Конвенцию ООН против коррупции ратифицировали. Правда, наш федеральный закон о ратификации содержит заявления по отдельным статьям и пунктам. Почему-то не понравились нашим законодателям ст. 20 “Незаконное обогащение” (“...признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать”), ст. 26 “Ответственность юридических лиц”, ст. 54 “Механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации” и ст. 57 “Возвращение активов и распоряжение ими”. Поэтому выполнять их мы пока не будем.
А во многих странах любой человек, который не в состоянии объяснить происхождение своего заметного обогащения, наказывается. По-разному, но наказание неотвратимо. Например, в Литве гражданин, владеющий активами дороже 500 минимальных прожиточных минимумов (около 24 тыс. долларов), если они не могли быть приобретены на законные доходы, наказывается штрафом, арестом или лишением свободы до 4 лет.
Жестко и успешно боролся с “заразной жадностью” руководитель Сингапура Ли Куан Ю. Давний его соратник, министр охраны окружающей среды Ви Тун Бун, в 1975 году совершил поездку в Индонезию со своей семьей. Поездку оплатил подрядчик, как-то зависящий от министерства. Бун также получил от него особняк стоимостью 500 тыс. сингапурских долларов (в то время около 120 тыс. долларов США) и что-то еще по мелочи, то есть по нашим меркам сущие пустяки. Его посадили, и о наказании этого министра в Сингапуре вспоминают до сих пор. А пойманный с поличным министр национального развития Де Цзинван после серьезного разговора с премьер-министром вообще повесился.
Для России столь дикие методы неприемлемы, мы будем бороться либеральными, экономическими мерами - штрафами, кратными величине взятки. В связи с этим предлагаю способ дополнительного наполнения бюджета: ввести страхование профессиональной деятельности чиновников (такая существует у врачей). Покупая страховой полис на определенную сумму, взяточник заранее обеспечивает себе освобождение от наказания в случае задержания.
Ноу-хау в нашей стране появляются и без моих советов. Легализацией взятки за лояльность являются огромные зарплаты высших руководителей госкомпаний, их “золотые парашюты”. Настолько ли эти люди незаменимы?! Возникает ощущение, что, получая по несколько миллионов рублей в день, они сами открыли и разработали месторождения газа в Западной Сибири, прокладывали трубопроводы и были создателями Турксибов и БАМов.
Последнее время о коррупции в России говорить стали меньше, видимо, размеры ее на Украине затмили деяния наших “специалистов”. Циничность их незалежных коллег является как бы смягчающим обстоятельством. Но не надо ждать народных люстраций. Еще в школе мы все читали про “соляной бунт”, жестокий и беспощадный, случившийся в 1648 году в Москве, а ведь он был направлен против алчности чиновников. Тогда были казнены два высокопоставленных коррупционера-министра - главы Земского и Пушкарского приказов. Так стоит ли испытывать терпение народа?
На следующий год приходится несколько антикоррупционных юбилеев. В том числе 300-летний: когда в 1715 году чиновникам стали платить фиксированную зарплату, взятка официально стала считаться преступлением. А 14 декабря 2005 года в России вступила в силу “недопринятая” нами Конвенция ООН против коррупции... Хороший повод для того, чтобы наши думцы стали последовательными.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно