Фото: www.gup.ru
Создание забастовочного фонда и решение проблемы взаимодействия профорганизаций на межотраслевом и региональном уровне, необходимость внесения изменений в законодательство в отношении транснациональных компаний и сохранение “северных” гарантий. Такие пожелания к обсуждению на IX съезде ФНПР высказали руководители первичных и городских организаций отраслевых профсоюзов. Представляем вашему вниманию результаты очередного опроса “Солидарности”.
Предыдущие части опроса - в "Солидарности" №№ 42, 43, 44, 45, 46, 2014
- Первое. Должна быть отлажена профсоюзная вертикаль, необходим единый устав ФНПР для всех сверху и донизу. Второе - единый профбилет. Третье - создание забастовочного фонда. Мы обсуждаем организационные вопросы на уровне федерации и региона, города и первичных профорганизаций, но от этого ничего не изменится, как бы мы ни “садились”, по басне Крылова. Необходим забастовочный фонд. Как его создать? Над этим надо работать. Допустим, ввести месяц отчислений безвозвратных средств, как мы первичкам возвращаем. Для чего нужен этот фонд? Для того, чтобы в случае проведения, например, забастовки, работники не оставались без средств к существованию, когда нечем кормить семью. Практика забастовочных фондов действует за рубежом, и, когда работники в знак протеста прекращают трудиться, то из этого фонда они получают деньги. Это даст возможность чаще использовать забастовку как форму протеста, ее поддержит большее количество работников. Да и работодатель будет поставлен в определенные рамки, зная, что массовая забастовка - это не абстрактная “пугалка”, а вполне реальная возможность.
Хотел бы еще раз конкретизировать. Централизация - это единый устав, единый билет и создание забастовочного фонда.
- Хочется пожелать, чтобы делегаты съезда поработали над вопросами о том, как добиться эффективного представительства интересов членов профсоюза на всех уровнях законодательной власти и закрепить это в уставных документах и законах РФ. Как обеспечить эффективную защиту профактива от произвола работодателей на законодательной основе. Кроме того, сейчас законодательно не закреплена ответственность работодателя за неисполнение своих обязательств. Например, трехсторонние соглашения заключаются, но зачастую они не соблюдаются стороной работодателя, и он за это никакой ответственности не несет. Или же власти, допустим края, убеждают, что наши требования завышены, и предлагают ориентироваться на самые низкие стандарты. Мол, вы посмотрите: на других предприятиях зарплата еще меньше, а в селе совсем ничего не получают. Но при этом требования к нашим работникам предъявляются как к работникам западным, у которых зарплата в 12 раз выше.
То, что с транснациональными компаниями сложно вести социальный диалог и переговоры, видно даже на примере нашего предприятия. Прецедентов было немало, и все они возникали только по причине нежелания работодателя вести социальный диалог. Когда транснациональная компания говорит о том, что она соблюдает законодательство РФ, то это значит, что она дает минимальные стандарты, не планируя вести социально-ориентированный бизнес. Наша корпорация, допустим, и благотворительностью занимается, и в различных проектах в крае участвует - “Чистая среда” или какой-то субботник. Это замечательно, но почему-то не все аспекты ее деятельности анализируются властями края на уровне трехсторонней комиссии. И когда первичка сигнализирует о назревании нового конфликта на предприятии, нас пытаются сделать виноватыми в том, что мы не ценим такого замечательного инвестора, как “Нестле”. Поэтому необходимо добиваться законодательного закрепления уважительного отношения транснациональных компаний к профсоюзам России и законам РФ. И если иностранный собственник пришел на нашу территорию, то у него должны быть даже более строгие обязательства перед наемными работниками, членами профсоюза, чем те, что они могут позволить себе в своей стране.
Далее. Поскольку ФНПР объединяет все отраслевые профсоюзы, то, по нашему мнению, должны быть разработаны единые для всех документы, и эти документы должны быть направлены на решение единых целей. Пока у нас как-то все очень разрозненно. И сложно рассчитывать на солидарные действия, когда эффективного межотраслевого общения как такового нет. В рамках своей отрасли - да. Вот у нас был конфликт, и к нам приезжали с солидарной поддержкой работники с других предприятий отрасли. Это была очень сильная поддержка. И, наконец, необходимо жестко установить возрастную планку для выборных профсоюзных руководителей.
- Основу любого профсоюза составляют первичные профорганизации. По сути, на них держится вся работа, которую непосредственно видят люди на местах. Но зачастую со стороны вышестоящих органов, в частности - территорий, мы не находим должной поддержки. Самый простой пример. Есть распоряжение Центрального комитета профсоюза, ФНПР, но мы получаем информацию не в полном объеме и не своевременно. И в обратном порядке - информация о деятельности первички не поднимается из региона наверх. Со стороны региональной организации позиция такая - “мы донесем ту информацию, которую посчитаем нужной”. Кроме того, невысок процент представителей первичек в составе Центрального комитета, среди делегатов на различных мероприятиях ФНПР. А значит, при обсуждении интересы и проблемы первичных профорганизаций учитываются недостаточно. И мнения руководителей первичного звена в принятии тех или иных решений - тоже. В итоге многие решения порой никак не применимы в нашей практической деятельности.
На мой взгляд, есть реальная проблема отсутствия нормального рабочего взаимодействия между первичкой и территориальной организацией профсоюза, а также отсутствия достойного представительства первичных профорганизаций в органах профсоюза и ФНПР, принимающих решение. Это должно быть вынесено на обсуждение делегатов съезда.
И последнее. На съезде должна быть поднята проблема возможной отмены компенсаций и льгот жителям северных регионов. Конечно, на местах мы стараемся сохранить эти гарантии работникам доступными способами. Например, сейчас у нас идут переговоры по коллективному договору, и мы договорились внести в него пункт о том, что в случае отмены “северных” либо их уменьшения работодатель гарантирует сохранение уровня заработной платы и будет переводить эти суммы в постоянную часть - в тарифы, в оклады. Однако это решение на уровне одного конкретного предприятия не отменяет проблемы в целом.
- Мы считаем, что необходимо разработать единый порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги для обеспечения ее реального содержания. Сейчас у нас есть статья 134 ТК, но она как бы отдает все решения в этом вопросе на откуп коллективным договорам - как договоришься с работодателем, так и будет. Хотелось бы видеть разработанный государством единый порядок индексации. Это мой первый наказ съезду.
И второй наказ - это ввести государственный подход к нормированию труда на предприятии. В отношении этого также есть ссылка в ТК РФ, но законодательство разрешает нормирование труда самому работодателю, согласовывая его с профсоюзной стороной. Хотелось бы, чтобы со стороны профсоюзов были разработаны предложения по введению государственного подхода к нормированию труда на предприятии, чтобы они были установлены на уровне федерального законодательства. Чтобы этим занимались компетентные люди.
- В общественно-экономической жизни области вопросы здравоохранения занимают важное место наряду с образованием и культурой. Очень много сделано, и даже самый болезненный вопрос по оплате труда на сегодня решен. Однако необходимо повысить гарантированную заработную плату. Чтобы она была не ниже 60% от общей суммы, а остальная часть дополнялась стимулирующими коэффициентами.
В настоящее время во всех медицинских учреждениях проходит или будет проходить специальная оценка условий труда. Раньше это называлось аттестация рабочих мест. Хотелось бы, чтобы аттестующие организации обращали внимание не только на физические и химические факторы, но и на психологическую напряженность, ответственность, трудности общения с пациентами, следили за тем, чтобы не ущемлялись права медицинских работников на дополнительный отпуск, досрочный выход на пенсию, сокращенный рабочий день.
Продолжение следует
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если говорить серьёзно, то об этом надо говорить именно как о ФОНДЕ, а не о некой строке в профбюджете для разовой материальной помощи участникам протестных действий.
Настоящий Забастовочный фонд – финансовая структура, организация которой мало отличается от пенсионного, страхового или благотворительного фондов. Он должен быть надлежащим образом зарегистрирован, иметь стабильные источники финансирования и внятную систему оказания помощи бастующим организациям (возможно, грантовую), имея ввиду, что выплаты конкретным участникам забастовки будет производить сама профсоюзная организация. Кто в состоянии создать такую структуру? Только очень крупные отраслевые профсоюзы и территориальные профобъединения. Но лучше, если Фонд будет создан при ФНПР. Причём, участниками Фонда могут быть профобъединения в ФНПР не состоящие. Таким образом, Забастовочный фонд помимо выполнения основной функции будет способствовать объединению российского профсоюзного движения.
При создании Забастовочного фонда предстоит решить много абсолютно новых для российских профсоюзов вопросов. Правление Фонда должно обладать большим авторитетом в профсоюзной среде, поскольку денег никогда на всех не хватит и придётся принимать не для всех приятные решения: каким из бастующих организаций оказать помощь, а каким отказать. Фонду, как и любой другой финансовой организации, придётся решать непростые вопросы о месте и способе хранения временно свободных средств. Правлению Фонда придётся преодолевать главное противоречие: финансовое состояние и принципы его функционирования должны быть закрыты для «социальных партнёров» (иначе нет смысла в его создании) и, в то же время, члены профсоюзов должны быть хорошо о нём информированы и в нём уверены.
Надо понимать, что создание Забастовочного фонда не будет приветствоваться властями и работодателями. На больших профсоюзных начальников будет оказываться серьёзное давление. Самое малое, что им придётся пережить - это приглашение в ОЧЕНЬ высокие кабинеты, где им будут говорить: «Мы слышали, вы там какой-то забастовочный фонд создаёте? Не надо этого делать, баловство это». Поэтому решение о создании Забастовочного фонда имеет смысл принять на съезде.
Вот так, если совсем кратко.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно