"Солидарность" продолжает публиковать отклики на предложения по изменению организационной структуры профсоюзов. Слово - председателю МПО ОАО “Татнефть” Гумару Яруллину.
С интересом прочитал материалы, связанные с предложениями по изменению организационной структуры профсоюза, и хочу выразить свою точку зрения на предлагаемые инициативы. Сначала представлю нашу организацию - Межрегиональная профсоюзная организация ОАО “Татнефть”, объединяющая более 140 тысяч человек. Мы работаем во многих регионах России и в странах СНГ. Уровень профсоюзного членства в нашей организации близок к 100%. Уровень заработной платы, социальных льгот, условий труда и отдыха у наших работников выше среднего по республике. Но так было не всегда.
Мы тяжело переживали переход на рыночные отношения. В начале 90-х годов пустые полки магазинов грозили нашим работникам голодом. Вместе с руководством ОАО “Татнефть” были приняты решения, которые реально помогли этого избежать. Я хорошо помню, как делили между работниками продукты, которые получали от наших подсобных сельских хозяйств. Тогда честно и открыто сказали работникам наших сельскохозяйственных производств: поделитесь с нами всем, что у вас есть, пока на оплату вашей продукции денег у нефтяников нет. “Татнефть” построила несколько мясомолочных комбинатов, дополнительных хозяйств, и мы смогли пережить это трудное время. И я с большой благодарностью вспоминаю действия руководства “Татнефти”, которое не бросило своих работников, а вместе со всеми, на равных, работало для сохранения того, что сейчас у нас есть.
Руководство нашей организации всегда, даже в самые тяжелые времена, проявляло себя как социально ответственный партнер. Я не боюсь это сказать открыто, хотя, может быть, найдутся те, кто начнет упрекать нашу профсоюзную организацию в “сговоре” с работодателем. Да, у нас есть так называемый “сговор”, хотя правильнее его назвать коллективным договором, в котором закреплены все направления социально-правовой защиты, и они доступны каждому работнику “Татнефти”. Более того, в этом смысле администрация компании заинтересована и озабочена тем, чтобы каждый работник знал о своих гарантиях и льготах по коллективному договору и пользовался ими. Например, для еще более простого и удобного получения ответа по тому или иному вопросу в своей жизни мы совместно создали “Социальный справочник”. В нем информация изложена кратко и точно: если у вас есть дети или родился малыш в семье - ряд льгот и материальная помощь; если нуждаетесь в улучшении жилищных условий - пошагово расписано, с пояснением; социальная поддержка неработающего пенсионера - как на ладони, все выложено, и так далее. Разве не заинтересованный в стабильности производства и социальном мире хозяйственник будет это делать? Во всех сервисных предприятиях “Татнефти” созданы и работают профорганизации, являющиеся структурными подразделениями МПО ОАО “Татнефть”. И социальная защита работников и пенсионеров на этих предприятиях выстроена на уровне таковой в ОАО “Татнефть”. Действительно, традиционно в “Татнефти” есть понимание со стороны руководства того, что профсоюз - это необходимая для эффективного бизнеса структура. И было бы неплохо, если бы у каждого работодателя было такое понимание.
И теперь я хочу задать вопрос: а что нам нужно модернизировать? И не отразится ли эта модернизация на уровне жизни и социальной защиты наших работников? Если есть такие риски, то я против такой модернизации.
Прежде чем предлагать какие-либо инновационные схемы, давайте посмотрим: а все ли мы сделали сами, на своем уровне? К сожалению, часто можно видеть, что за попытками модернизации скрывается собственное неумение навести порядок у себя, попытки переложить ответственность на кого-то другого или на якобы “объективные внешние обстоятельства”. Неумение наладить контакт с работодателем выливается в протестные акции, после которых будет только сложнее установить у работодателя то самое понимание необходимой полезности профсоюзной организации для бизнеса.
Мы, МПО ОАО “Татнефть”, строго соблюдаем устав Нефтегазстройпрофсоюза, выполняем все решения и постановления профсоюза. Нас нельзя упрекнуть в нарушении финансовой дисциплины. И мы придерживаемся того принципа, что на каждом уровне профсоюзной структуры должны решаться соответствующие задачи. То, как мы решаем задачи на своем уровне, лучше всего показывают результаты выполнения коллективных договоров прошлых лет и, как я уже говорил выше, условия нового договора. На более высоком уровне уже работают другие выборные органы нашего профсоюза, куда входят и наши представители: Российский совет Нефтегазстройпрофсоюза, Президиум, пленум. Особенно хочу подчеркнуть роль аппарата профсоюза и его руководства в лице председателя. Именно им приходится постоянно решать вопросы на самом высоком уровне - на уровнях взаимодействия с законодательной и исполнительной властью, на международном уровне. Безусловно, необходимо постоянное развитие взаимоотношений с Министерством энергетики, Министерством труда, другими профильными федеральными министерствами и службами. Я хорошо понимаю, что и в этой работе также важны налаженные контакты и традиции. И когда говорят о модернизации этого уровня профсоюза, у меня возникают те же опасения. А не отразится ли это на тех, уже сложившихся, традиционных отношениях нашего профсоюза с депутатским корпусом, федеральными министерствами, объединениями работодателей, другими отраслевым профсоюзами и международными структурами?
Наш профсоюз заметен на международной арене - говорю об этом ответственно, как делегат учредительного съезда IndustriALL. Для нас престижно, что наш председатель возглавляет Ассоциацию профсоюзов базовых отраслей промышленности России, координируя общую позицию производственных профсоюзов страны по ключевым вопросам общественно-политической жизни. Именно наш профсоюз выступил с инициативой изменения “Закона о профсоюзах...”, которое планируется рассмотреть на весенней сессии Государственной думы. Именно в наш профсоюз обращаются министерства по вопросам разработки стандартов безопасности работ на арктическом шельфе, минимизации социальных рисков при реализации принятой Стратегии развития пенсионной реформы и т.д. И создание легитимного органа для заключения Отраслевого соглашения (я имею в виду Ассоциацию работодателей нефтяной, газовой промышленности и строительства) - тоже результат работы верхнего уровня нашей профсоюзной структуры.
Возможно, что сложившаяся организационная структура профсоюзов России не является идеальной. И, конечно, нет пределов совершенству. Но давайте не будем сначала ломать, а потом уже думать, как из обломков что-то построить. Давайте будем помнить о традициях, которые есть в профсоюзной деятельности, и о том, что очень часто именно от них зависит тот институт социального партнерства, который мы сейчас имеем.
Имея хорошо организованный, деятельный профсоюзный центр, профсоюзные организации крупных предприятий нефтегазового комплекса России должны иметь максимальную самостоятельность работы в пределах Закона РФ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” и нести финансовую ответственность.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно