Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
В конце января Госдума отклонила в первом чтении законопроект, согласно которому федеральное правительство обязано устанавливать базовые оклады и базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Сейчас статьей 144 Трудового кодекса кабмину просто предоставляется такое право, но вот пользоваться им никто не обязан. Истории этой проблемы уже около 20 лет. “Солидарность” разбиралась, как кабмин и депутаты пытаются ее решить.
Отклонение законопроекта, который мог бы хоть как-то решить проблему установления базовых окладов, тем более досадно, что за его принятие выступала Федерация независимых профсоюзов России. Как напоминают в департаменте ФНПР по взаимодействию с органами власти, российский профцентр “неоднократно указывал на необходимость установления величин базовых окладов не ниже минимального размера оплаты труда и единого порядка расчета размеров повышающих коэффициентов к базовым окладам”. Однако то, как именно и с какими формулировками инициатива была отклонена, позволяет надеяться, что вопрос все-таки будет, наконец, решен. Грубо говоря, если не завтра, то послезавтра. Но не еще через 20 лет.
Немного об истории вопроса. Еще весной 2007 года, в соответствии с поправками к закону “О минимальном размере оплаты труда” (и другим правовым актам), первый разряд единой тарифной сетки был оторван от МРОТ. Одновременно с этим в целях защиты работников бюджетной сферы в ч. 2 ст. 144 Трудового кодекса РФ было внесено изменение, согласно которому правительство было обязано (sic!) принимать базовые оклады и базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Как поясняют авторы отклоненного на днях законопроекта (депутаты от ЛДПР и сенатор Елена Афанасьева), по сути, это означало установление на федеральном уровне минимальных гарантий по заработной плате работников бюджетной сферы. Потому что зарплата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных федеральным правительством базовых окладов и ставок по соответствующим профессиональным квалификационным группам. Казалось бы, живи и радуйся.
Но уже осенью того же года был принят другой закон - предусматривающий снятие с правительства наложенного на него обязательства. Стоит ли говорить о том, что кабмин и думское большинство тогда не были смущены активными протестами профсоюзов работников образования, здравоохранения и культуры. И вот с тех самых пор у правительства есть священное право устанавливать базовые оклады, которым оно с 2007 года так ни разу и не воспользовалось.
“Данная правовая неопределенность привела к тому, что в большинстве субъектов Российской Федерации сложилась структура заработной платы работников бюджетной сферы, приводящая к значительной как межрегиональной, так и внутрирегиональной дифференциации заработной платы работников одних и тех же специальностей и типов учреждений, а также к огромной дифференциации между заработной платой руководителей и работников бюджетной сферы”, - указывают авторы законопроекта.
Не то чтобы проблему вовсе не пытались решить - попытки были. Например, чтобы преодолеть необоснованную дифференциацию окладов в учреждениях одной и той же отрасли бюджетной сферы, в конце 2020 года был принят закон. Этот закон наделил правительство правом (но снова - не обязанностью) устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, включая требования к установлению окладов, ставок заработной платы, а также к перечням и условиям назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Как отмечают депутаты в пояснительной записке, нормы данного закона в первую очередь должны были затронуть медицинских работников. Однако принятые нормы “не снимают актуальность и необходимость установления базовых окладов работников всей бюджетной сферы”. В дополнение к этому можно отметить, что правительственные эксперименты с базовыми окладами, похоже, способны не то чтобы оканчиваться ничем, но даже толком и не начинаться (подробности см. в материале “Проект, которого нет” на соседней полосе).
- Эта норма (2020 года. - П.О.) была принята, и сейчас в пилотном режиме соответствующая работа проводится, - докладывал на пленарном заседании Госдумы глава комитета по труду Ярослав Нилов, представляя от группы авторов отклоненный впоследствии законопроект. - [Есть] предложение заменить “право” на “обязанность” правительства для того, чтобы ускорить процесс подготовки соответствующих нормативно-правовых актов. Чтобы тот самый дисбаланс в системе оплаты труда в бюджетной сфере, который сегодня существует, скорее был устранен.
Однако с депутатом не согласны в правительстве, в заключении которого приводится, в частности, такой занятный контраргумент: “Перенос полномочий в части регулирования базовых окладов исключительно на уровень правительства Российской Федерации неоправданно ограничит права государственных органов, а также самих работодателей в установлении оплаты труда работников, что не будет способствовать необходимой гибкости при решении данных вопросов”. Иными словами и исходя из сложившейся практики, “мы не вправе мешать регионам и непосредственно учреждениям брать размеры окладов и ставок с потолка - это как-то недемократично будет”. Какая там дифференциация, о чем вы.
Между тем в заключении комитета Госдумы по труду приводится мнение профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: “Указом президента от 7 мая 2012 года “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики” правительству было поручено установить базовые оклады. Однако в нарушение данного указа базовые оклады до сих пор не установлены. В результате в настоящее время наблюдается необоснованная дифференциация окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников бюджетного сектора экономики, трудящихся в различных субъектах Российской Федерации”. Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, кстати говоря, “своего мнения по законопроекту не представила”.
- Затронутый авторами законодательной инициативы вопрос заслуживает внимания, - согласилась первый зам Ярослава Нилова по комитету Елена Цунаева (“ЕР”). - Однако прежде чем вносить изменения в соответствующую статью Трудового кодекса, необходимо провести всестороннюю, многовекторную работу по определению требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений и совершенствованию оплаты труда в этой сфере.
И такая работа, утверждает Цунаева, уже ведется “в соответствии с прямым поручением президента, которое было дано в 2024 году”. Так, правительству было поручено еще в прошлом, 2025-м, году “обеспечить реализацию в отдельных субъектах пилотных проектов по внедрению новых систем оплаты труда” бюджетников. И - утвердить “с учетом реализации этих проектов” новые системы уже по всей стране с 2027-го. Что снова отсылает нас (вместе с Еленой Цунаевой) к материалу “Проект, которого нет” на соседней полосе этого номера “Солидарности”. При этом, говорит депутат, “на комитете представитель Минтруда подтвердил, что в настоящее время завершается работа по разработке требований к системе оплаты труда, подводятся итоги, готовится доклад президенту”. Что ж, будет интересно ознакомиться. Президенту - наверняка тоже.
- Учитывая изложенное, предлагается вернуться к данному вопросу по итогам выполнения поручения президента, - резюмировала Цунаева.
Вот почему, собственно, мы и говорили вначале о том, что, несмотря на отклонение законопроекта, вопрос может быть решен в более-менее обозримой перспективе. Ведь “вернуться к данному вопросу” имеет смысл, только если поручение президента не будет выполнено, как бы мы с вами и с правительством заодно этого ни хотели. Но, видимо, депутат что-то такое знает: итогов выполнения еще нет, а вернуться к вопросу - уже “предлагается”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно