Top.Mail.Ru
Статьи
Быль об упущенном времени

Кражу шапки расследуют строже, чем смерть работника

Быль об упущенном времени

Рисунок: Станислав Давыдов

Если несчастный случай произойдет с обучающимся, то в учебное заведение приедет полиция, оперативно и грамотно установит обстоятельства случившегося. Если на предприятии кража - полиция обеспечит качественное расследование и этого случая. Но что, если несчастный случай (тяжелый, групповой или даже повлекший смерть) произойдет на предприятии с работником? Дальнейшее можно описать словами “и так сойдет”. Кому-то - с рук.

Статья 210 ТК РФ утверждает, что основное направление государственной политики в области охраны труда - обеспечить приоритет сохранения жизни и здоровья работников. В этом ключевой принцип охраны труда, а главная задача - не допустить несчастных случаев с работниками, пока они исполняют свои трудовые обязанности.

Несмотря на меры, принимаемые властными структурами, работодателями, профсоюзами, органами государственного надзора и другими организациями, несчастные случаи все-таки имеют место. Их тысячи, в том числе смертельных и тяжелых. От них гибнут или становятся инвалидами трудоспособные люди, многие из которых единственные кормильцы в своих семьях. Чтобы таких инцидентов не было, их надо качественно расследовать, анализировать причины и вырабатывать меры профилактики. Это - аксиома, которую никто не будет оспаривать.

В статье 228.1 ТК предусмотрено, что при тяжелом несчастном случае, групповом (два человека и более) или со смертельным исходом “работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме” в Государственную инспекцию труда (ГИТ) субъекта РФ и другие организации, перечень которых определен ТК РФ. Чтобы работодатель (его представитель) направил такое извещение, он должен располагать информацией о том, что травма работника относится к разряду тяжелых. Сам работодатель установить это не может, ему необходим подтверждающий документ из лечебного учреждения.

Удастся ли работодателю уложиться в суточный срок, установленный законодательством? На практике складывается по-разному. В такой ситуации работодатель, особенно если он чувствует какую-то свою вину, пытается правдами или неправдами отнести травму к разряду легких. Тогда не надо информировать о происшедшем ГИТ и другие структуры.

РАССЛЕДОВАНИЕ ПО ОСТЫВШИМ СЛЕДАМ

Напомним, что легкий несчастный случай расследует комиссия с участием работодателя или назначаемая им. Это, по сути дела, внутреннее расследование, полнота, качество и объективность которого во многом зависят от позиции работодателя. По таким несчастным случаям, образно говоря, сор из избы не выносят. Если несчастный случай - смертельный, тяжелый или групповой, его расследование “по горячим следам” тормозится. Почему? Работодатель в данном случае должен получить информацию о конкретном представителе ГИТ, который будет возглавлять комиссию по расследованию несчастного случая, и только после этого можно будет издать приказ о работе и составе комиссии.

Однако ГИТ субъекта РФ - не пожарное подразделение. Это пожарные по закону должны прибыть на пожар через 10 минут в городе или 20 минут в сельской местности. Здесь все по-другому. Пока сработает бюрократический механизм согласования и представитель ГИТ прибудет на место несчастного случая, пройдут сутки, а то и двое. Это реально, учитывая размеры нашей страны и ее регионов - субъектов Федерации. Инспектору ГИТ иной раз надо преодолеть не одну сотню километров. Зимой, в половодье, при дефиците дорог это особенно сложно и требует значительного времени.

Вот и получается, что назначаемая работодателем комиссия с участием представителя ГИТ начинает расследовать смертельные, тяжелые и групповые несчастные случаи с большой задержкой. Работодатель, в соответствии с ТК РФ, должен “сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия)”.

Но двое-трое суток сохранять неизменной обстановку на месте несчастного случая сложно. Поэтому инспектор ГИТ оказывается в положении “свадебного генерала” и вынужден полагаться на информацию, которую предоставили работодатель и специалист по охране труда (член комиссии по расследованию несчастного случая). Следует понимать, что для работодателя уже сам факт такого происшествия подтверждает брак с его стороны. В этой связи сложно рассчитывать, что работодатель и его специалист по охране труда будут выставлять напоказ свои упущения. Все будет с точностью до наоборот. К приезду представителя ГИТ все возможные огрехи будут устранены. Между тем пострадавший обычно находится в тяжелом состоянии в больнице. Его родственники (особенно в случае смерти) испытывают шок от происшедшего, им не до участия в расследовании. Более того, они рассчитывают на помощь и милосердие работодателя. Это делает их снисходительными и зависящими от него.

Когда героя популярного анекдота спросили - сколько вместе будет 0,5 и 0,5, он честно ответил: “Не знаю, но нутром чую - литр”. Так и в нашей ситуации. Все “чуют”, что такое расследование не может быть независимым и объективным. Но предпочитают этого не замечать, чему способствует законодательная норма, по которой работодатель утверждает итоговый документ расследования - акт о несчастном случае. При этом есть возможность для торга, для использования “резиновых” формулировок, в чем активно помогают “специалисты-эксперты”, услуги которых работодатель оплачивает.

НАДО ПРИВЛЕКАТЬ ПОЛИЦИЮ

Объективность и качество расследования несчастных случаев (а происходят они не только на производстве) - сложная и многоаспектная тема.

Хотелось бы провести параллель с расследованием несчастных случаев с обучающимися. Это регулируется статьей 41 закона “Об образовании в РФ” от 29.12.2012 № 273-ФЗ и приказом Минобрнауки России от 27.06.2017 № 602, которым утвержден Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Этот документ прошел правовую экспертизу и государственную регистрацию в Минюсте России, что делает его требования обязательными для всех образовательных организаций.

В Порядке четко указано, что о несчастном случае с обучающимся необходимо проинформировать территориальный орган МВД. Полиция - это наиболее оперативная и мобильная служба, подразделения которой есть в каждом городе (районе). Даже в отдаленном населенном пункте есть ее представитель - участковый уполномоченный. Полицейские способны оперативно выезжать на любые происшествия, в том числе связанные с несчастными случаями, особенно смертельными, тяжелыми и групповыми. Имея специальную подготовку, они могут качественно оформлять необходимые материалы - составить протокол осмотра места происшествия, взять объяснения, сделать фото и видеосъемку и не только. Например, полиция может направить лицо, причастное к несчастному случаю, на медицинское освидетельствование на предмет потребления спиртных напитков, наркотических или психотропных средств и т.д.

Может ли работодатель или представитель ГИТ качественно, в полном объеме и в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ выполнить тот же набор действий, что и сотрудники полиции? Не говоря уже о том, что у полиции больше полномочий и возможностей для оперативного прибытия на место происшествия и оформления первоначальных действий по его расследованию, чем у представителя Госинспекции труда.

*   *   *

По общественной значимости смерть здорового человека на работе или получение им увечья, делающего пожизненным инвалидом, и мелкая кража - несопоставимы. Но если на предприятии в раздевалке украли шапку или сумку, то полиция быстро приедет, будет разбираться и составлять документы.

При несчастном случае с обучающимся полицейские тоже обязаны прибыть на место происшествия и начать расследование. А если несчастье происходит с работником, то почему-то приходится наблюдать другую картину, другой стандарт. Почему-то все отдается на откуп работодателю и представителю ГИТ, который, подчеркнем, не обладает правами органа дознания и по объективным причинам нередко прибывает с большой задержкой по времени.

Автор материала:
Александр Тудос - Быль об упущенном времени
Александр Тудос
E-mail: info@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика