Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
И с трибуны Госдумы, и в ее кулуарах всегда можно услышать о том, что Трудовой кодекс России - это “живой документ”, способный оперативно впитать актуальные изменения общественных отношений в регулируемой им сфере. Важно, что так говорят и его авторы (см. “Солидарность” № 13, 2025). ТК и в самом деле может претендовать на лидерство среди законодательных актов по числу предлагаемых к ним поправок, тем не менее большинство их отклоняется. “Солидарность” ищет причины такой тенденции в сути законопроектов, которые ждут своего рассмотрения.
Интервью с соавтором ТК, зампредом ФНПР, депутатом Госдумы Андреем Исаевым - см. в "Солидарности" № 13, 2025
В марте этого года мы писали об очередном варианте “нового” Трудового кодекса, представленном на рассмотрение Госдумы фракцией КПРФ (см. “Солидарность” № 12, 2025, “Не очень своевременная книга”). Если коротко, то этот вариант не содержит в себе практически ничего нового - это в основном компиляция из статей действующего ТК, Семейного кодекса и закона “О профсоюзах”, а также нескольких таких свежих и реалистичных на данный момент идей как введение 30-часовой рабочей недели.
15 мая наш вывод поддержали (сами того, конечно, не зная) в своем заключении члены Совета при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства: “Разработчиками не обоснована принципиальная необходимость принятия нового кодекса взамен уже действующего. Отдельные новые институты, в том числе прямо перечисленные в пояснительной записке, могут быть инкорпорированы в действующий ТК РФ путем его реформирования, а также расширения, уточнения или детализации действующих норм. Важно учесть при этом, что существенная часть предлагаемых правил повторяет уже действующие положения ТК РФ, а также иных специальных законов”, - указывают, например, эксперты.
Правительство дало свое заключение, куда более лаконичное, чем у Совета (полстраницы против восьми), но такое же по смыслу, еще раньше, в декабре прошлого года. (Документ добавлен в базу данных по законопроекту 10 марта.) Там, в частности, отмечено: “Положения законопроекта, касающиеся регулирования труда работников-инвалидов и пенсионного обеспечения граждан, противоречат нормам федеральных законов “О страховых пенсиях”, “Об обязательном пенсионном страховании” и “О занятости населения”.
Однако вспомнили мы сейчас о практически не имеющей перспектив инициативе коммунистов не для того, чтобы зачем-то лишний раз на них оттоптаться. А оттого, что в последнее время участились случаи подачи на рассмотрение Госдумой законопроектов об изменении действующего ТК. И представляется, что объективности ради стоит обратить внимание не только на идеи коммунистов.
Их ближайшие конкуренты за второе по популярности место в стране - жириновцы - отметились сразу двумя законопроектами по изменению ТК. Один из них касается господдержки работающих в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) граждан. Кстати говоря, для справки: одно ЗАТО не обязательно равно одному населенному пункту. Так, согласно пояснительной записке, сейчас “в 22 субъектах Российской Федерации создано 38 ЗАТО, включающих в свой состав 81 населенный пункт”, общее население которых - около миллиона человек. Ну, а зачем такие территории вообще были выделены в свое время в отдельную категорию и сохраняют свой закрытый статус до сих пор, объяснять, от греха подальше, не стоит. Тем более что это и так всем известно.
Так вот, указывают во фракции ЛДПР, людям, работающим и проживающим в ЗАТО, положены по закону “повышенный уровень бюджетной обеспеченности, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости”. И в дополнение к имеющимся преференциям законопроект предлагает применять к зарплатам в ЗАТО районные коэффициенты.
Авторы инициативы полагают, что это повысит уровень социальной защиты работников, “учитывая условия и особый характер их труда, путем компенсации воздействия на здоровье работника в процессе трудовой деятельности”. Очень интересная формулировка: как будто жириновцы свято уверены, что ЗАТО образуются исключительно вокруг урановых рудников.
Интересна и формулировка, которой грешат многие пояснительные записки к законопроектам от всех фракций Госдумы: “Проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации”. Дело в том, что сейчас, в рамках 12 национальных проектов, в России действует 49 госпрограмм. И надо очень постараться, чтобы ваш законопроект (особенно по части повышения доходов населения) не коснулся хотя бы одной из них. А если нет - то зачем тогда вообще такой законопроект нужен?
Правительство, как всегда, выступило менее лирично, нежели мы, резонно указав, что ЗАТО не обязательно расположены в особых климатических зонах. И вердикт “законопроект нуждается в существенной доработке” никого не должен обманывать своей мягкостью.
Другой законопроект от ЛДПР выглядит куда более реалистично. Предлагается внести ясность в порядок возмещения расходов, которые несет при исполнении служебных обязанностей работник, используя для этого личное имущество. Предмет регулирования здесь - статьи 57 и 188 ТК (об обязательных условиях трудового договора и о том самом возмещении соответственно). Депутаты приводят в пример использования по работе личных гаджетов, когда работник может нести дополнительные расходы “на интернет-трафик; амортизацию устройства; приобретение программного обеспечения и лицензий”. И указывают на то, что “фактически” ст. 188 ТК дает работодателям возможность возмещать подобные расходы работникам, но не обязывает их делать это. Так что предлагается в обязательном порядке договариваться на берегу - при заключении трудового договора. Но в правительстве сочли предлагаемую норму избыточной, поскольку та же ст. 57 ТК и так нисколько не запрещает прописывать эту норму в трудовом договоре.
Еще одно новшество в ТК предложили справороссы Михаил Делягин и Дмитрий Гусев. Из очевидных в их инициативе есть пока один плюс: на нее еще не поступило ни отзыва правительства, ни заключения ответственного комитета Госдумы - по труду, социальной политике и делам ветеранов. О неочевидных же плюсах давайте попробуем судить самостоятельно.
Речь в законопроекте идет о ст. 152 ТК - о сверхурочных работах. Она предусматривает их оплату “исходя из размера зарплаты, установленного в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты”. А вот работа в выходные и нерабочие праздничные дни, указывает Делягин с сотоварищем, оплачивается уже в зависимости от оклада или тарифных ставок, без учета стимулирующих и компенсационных выплат (ст. 153 ТК).
И поэтому, говорят авторы законопроекта, недобросовестные работодатели “в целях экономии выплат работникам при работе сверх установленных норм рабочего времени предпочитают работы в выходные и нерабочие праздничные дни сверхурочным работам в рабочие дни”. В общем, работодатели предпочитают экономить на выплатах, что вряд ли подлежит тотальному сомнению. В связи с чем предложено: оплачивать работу в выходные как сверхурочные, поскольку там хотя бы учитываются компенсационные и стимулирующие выплаты.
Логически продолжая эту мысль, наверное, придется тогда и вовсе упразднить ст. 152 ТК. Так что интересно будет послушать прения при первом чтении законопроекта. И, наверное, последнем, хотя, возможно, приятнее было бы ошибиться. И все-таки тут первым встает вопрос: а как тогда быть со сверхурочными, отработанными в те самые праздники и выходные?
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно