Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"
Год назад вагоноремонтные депо стали передавать новому собственнику - ООО “Новая вагоноремонтная компания”. И в ряде регионов новые хозяева стали выживать профсоюзные организации из депо. Теперь ситуация такова: почти везде удалось организовать первички, но в них из-за противодействия работодателей всего по пять - семь человек.
Год назад вагоноремонтные депо стали переходить из рук АО “Вагонная ремонтная компания - 2” (РК-2) к новому собственнику - ООО “Новая вагоноремонтная компания” (НВК). И почти сразу новые хозяева показали, что будут бороться с присутствием профсоюзов на своих предприятиях: руководство стало запугивать работников или предлагало повысить зарплату, если они выйдут из профсоюза (см. № 38 и № 44, 2021).
На Октябрьской железной дороге в результате реформирования была утеряна одна первичка - в вагоноремонтном депо Санкт-Петербург Витебский. Однако профорганизацию удалось создать в депо Мурманск.
- Пока дела у нас обстоят неважно, - рассказывает Люция Новицкая, старший правовой инспектор профсоюза на Октябрьской железной дороге. - Прокуратура нас не поддержала в желании сохранить гарантии работникам. Ответ был не очень информативный, но суть была в том, что прокуратура поддержала работодателя, отказалась принуждать его сохранить коллективный договор. Первичка была создана зимой, она функционирует, но численности еще такой нет, чтобы колдоговор заключать. От работников жалоб нет, что характерно. Но работники изначально заняли пассивную позицию, и был массовый выход из профсоюза. Потому что некоторых запугивали, а некоторым предлагали условия договора чуть получше, чем было. И вот каждый из своих соображений принял решение из профсоюза выйти.
В вагонном депо Комсомольск-на-Амуре профсоюзам изначально удалось сохранить первичку. Но, к сожалению, не удалось удержать уровень профчленства:
- Работников подвергли серьезному давлению, и в итоге у нас осталось всего семь человек в организации, - говорит Александр Наговицын, председатель Дорпрофжела на Дальневосточной железной дороге. - При этом мы плотно работали и с прокуратурой, и с трудовой инспекцией. И даже руководитель был наказан штрафом за нарушения. Но особого эффекта это не имело. Сюда даже приезжал генеральный директор НВК, мы поговорили, вроде даже нашли контакт. Но и это не привело ни к каким значимым результатам. В головной организации также до сих пор не создано профорганизации. То есть противодействие профсоюзам никуда не делось. Сейчас в депо будет новый директор. Возможно, с ним удастся наладить диалог.
- Смотрите, в вагоноремонтных депо в Тюмени и Серове мы создали первички, - рассказывает Анатолий Гаращенко, председатель Дорпрофжела на Свердловской железной дороге. - Но очень маленькие, в одной пять человек, в другой шесть. И создали их из ветеранов. Цель была такая: задействовать связи между работниками. Когда мы создали профорганизацию, мы договорились, что эти ветераны будут потихоньку привлекать своих знакомых, работающих в вагоноремонтном депо. Медленно процесс идет, и у этого есть объяснение. Поначалу руководство ООО “НВК” предложило им чуть большую премию. И работники боятся, что, вступив в профсоюз, они этот доход потеряют.
По мнению Гаращенко, надо терпеливо ждать:
- Время работает на нас, как бы это абсурдно ни звучало. Потому что прошло полгода, и этот уровень премирования, который им установили в награду за отказ от профсоюза, понемногу начинает снижаться. И люди начинают задумываться: а так ли все будет хорошо, как им обещали? А где гарантии? Поэтому потихоньку-полегоньку мы своего добьемся. И с помощью наших ветеранов мы в первички будем принимать и работающих. Кроме того, есть еще первичка в Перми, там тоже пять человек, и тоже надо работать над увеличением численности. Что ж делать, пока приходится ждать - в головной организации тоже профорганизация пока не создана.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно