Top.Mail.Ru
Статьи
“Девушка с обложки” под облаками и на земле

В идеале - внешность манекенщицы и хладнокровие телохранителя. А как на самом деле работают стюардессы?

“Девушка с обложки” под облаками и на земле

Фото: Николай Федоров / "Солидарность"

Одних слепит глянец этой профессии: романтика дальних путешествий, элегантная униформа, строгая прическа, яркий макияж. Другие видят в них обслугу, официантов, которые разносят кофе на высоте 12 тысяч метров и готовы ответить на вопрос, могут ли в самолет подвезти еще апельсинового сока. На самом деле стюардесса - специалист рядового состава воздушного судна - прежде всего отвечает за безопасность пассажиров. О тонкостях профессии “Солидарность” побеседовала со старшим бортпроводником авиакомпании “Сибирь”, заведующей культмассовым сектором первички Общероссийского профсоюза авиационных работников ПАО “Авиакомпания “Сибирь” Тамарой Захаровой.

СТЮАРДЕССА, ДОЧЬ СТЮАРДЕССЫ

- Моя мама тоже работала стюардессой (люблю это слово, хотя правильно говорить “бортпроводником”). Глядя на ее “неземную” профессию, я тоже захотела летать, - начинает рассказ наша собеседница. - Я смутно помню, как она уходила в рейсы, потому что была еще маленькой. Мама же с улыбкой вспоминала, как она уставшая, но довольная, возвращалась домой из полетов с единственной мечтой - выспаться, а я уводила ее играть. Наверное, я по ней скучала. Но в 90-е, когда мама была в профессии, устроить ребенка в детский сад было не так просто. Это сейчас у нашей авиакомпании есть собственный детский сад, куда перед рейсом можно привести ребенка, а после полета его забрать. Это сейчас мать ребенка до трех лет имеет право не выполнять длительные рейсы. А 30 лет назад на это не обращали внимания. Расписание полетов было составлено так, что мама не могла забирать меня из детского сада. И когда мне исполнилось шесть лет, ее поставили перед выбором: либо воспитываешь ребенка, либо летаешь. К тому времени мама уже “налетала” стаж на досрочную пенсию. Она выбрала семью, а я благодаря семейной традиции - свою “неземную” профессию бортпроводника.

Как-то раз коллеги рассказали ее маме, что авиакомпания “Сибирь” набирает стюардесс: “Твоя дочь не хочет попробовать?” Но у Тамары не было в планах идти в авиацию. Конструктор-технолог швейных изделий по образованию, она уже работала - шила мужские шапки - и не видела смысла уходить. Зато в стюардессы захотела Тамарина подруга. Она стала расспрашивать, как идет набор, какие требования предъявляют кандидатам.

- И вот тут уже стало интересно мне. Столкнувшись со здоровой конкуренцией, и я решила попробовать свои силы, - признается Тамара.

В родном Омске она пришла на собеседование, заполнила анкету. А руководителем службы бортпроводников оказалась бывшая коллега ее мамы. Увидев в списке кандидатов знакомую фамилию, она пригласила Тамару пройти следующий этап подготовки.

- Потом я жаловалась маме - обидно попасть в стюардессы из-за громкой фамилии. На что мама ответила: “Не важно, как тебя взяли. Важно, что потом не выгнали”. Судя по тому, что работаю в авиакомпании больше 15 лет, это моя заслуга, а не мамины усилия, - считает наша собеседница.

ВЫСОКИЙ ГЕМОГЛОБИН И МАНЕКЕН ГОША

Следующий этап отбора в стюардессы - собеседование. Строгая комиссия смотрит, конечно, не только на внешность. Оценивают, как ориентируешься в профессии, насколько свободно и доброжелательно общаешься с незнакомыми людьми, способен ли грамотно разрешать конфликты, быстро ли реагируешь на опасность. Негласное преимущество имеют врачи и психологи. Следующий этап - медкомиссия. Там отсеиваются многие. Один из главных показателей, которые проверяют на медосмотре, - уровень гемоглобина в крови, который должен быть выше нормы. Если он понижен, человек не сможет долго работать на высоте. Еще одно требование - здоровое сердце.

Специалисты перечисляют целый букет физических нагрузок, с которыми приходится иметь дело стюардессе: перепады давления при посадке, наборе высоты и снижении, пониженное парциальное давление кислорода в кабинах (гипоксия), неудобный температурный режим в служебных помещениях, неудовлетворительный состав вдыхаемого воздуха, фоновое облучение, повышенные электромагнитные поля, СВЧ-излучение от наземного и бортового оборудования, ночные перелеты и смена часовых поясов, психоэмоциональные перегрузки. Для работы в таких условиях стюардесса действительно должна обладать здоровьем спортсмена.

Чтобы попасть в бортпроводники, не обязательно заканчивать авиационный или лингвистический институт. В зеленой зоне Подмосковья у S7 есть собственный современный учебный центр, где можно пройти первичные курсы подготовки бортпроводников. Преподаватели центра - сотрудники МЧС, опытные бортпроводники, врачи, психологи - учат будущих стюардесс спасать людей, принимать опасный груз, ориентироваться в нестандартных ситуациях. Например, как поступить, если в салоне обнаружили отравляющее вещество или террорист объявил о взрывном устройстве? Что делать, если пассажир потерял сознание? Если на борту начались преждевременные роды? Как эвакуировать пассажиров при разгерметизации салона или объяснить им изменение маршрута самолета с посадкой на запасной аэродром?

Кроме теории, на курсах есть и практические занятия. На современных тренажерах можно отработать практические умения и навыки: искусственное дыхание и массаж сердца (на легендарном манекене Гоше), научиться оказывать первую помощь при обмороке, родах, травмах, эпилепсии, бронхиальной астме и ожогах. После обучения наступает время стажировки в рейсе. Поработав в реальных условиях, некоторые стажеры увольняются: на практике работа бортпроводника оказывается тяжелым трудом.

-Ты целый день на ногах, и целый день среди людей. А с ними - не всегда легко, - объясняет Тамара Захарова.

УГРОЗЫ ВЗРЫВА, ДЕБОШИРЫ И НОВОРОЖДЕННЫЕ НА БОРТУ

Спрашиваю собеседницу об одной из самых страшных ситуаций, которая, увы, может возникнуть в полете: как действовать стюардессе, если пришло сообщение о взрывном устройстве на борту.

Главное - не допустить паники, объясняет Тамара, и делать все в соответствии с инструкцией, где прописаны действия при подобных случаях. Если же на борту внезапно начинаются роды, первым делом бортпроводник будет привлекать врача. “Врачи на борту” - это программа, созданная S7 Airlines и Ассоциацией врачей авиационной медицины (АВАМ), поэтому пассажиры S7 Airlines чувствуют себя в еще большей безопасности, ведь с ними летят профессионалы своего дела, готовые прийти на помощь!

В зависимости от сложности родов командир самолета решает, производить ли посадку на ближайший аэродром или все же долететь до места назначения.

А как поступить хрупкой девушке, если на борту окажется агрессивный дебошир? По опыту коллег она знает - в случае конфликта на борту другие пассажиры помогут бортпроводникам утихомирить нарушителя. Но за 15 лет работы у нее в полете не было такой ситуации, признается Тамара. Все сложные вопросы она предпочитает решать “на земле”. Если при проверке посадочных талонов стюардесса понимает, что на рейсе есть агрессивный пассажир, она старается доказать командиру экипажа: хулигана нельзя допускать на борт.

Несколько безобидных вопросов - “Как вы себя чувствуете?”, “Покажите ваш посадочный талон” - становятся верным средством определить нарушителя порядка, считает моя собеседница. При первом взгляде на пассажира опытный бортпроводник в состоянии разглядеть, не опасен ли он.

Дебоширы, которых приходилось не пускать на самолет, попадались ей в начале карьеры, рассказывает Тамара.

- То ли стала лучше работать служба безопасности аэропортов, то ли общая культура пассажиров выросла, но сейчас таких происшествий нет, - уточняет она. И все же трудно сказать, как поведешь себя в нестандартной ситуации, хотя раньше и много раз проигрывал ее в уме. Поэтому для стюардессы так важно не терять самообладания. Что бы ни происходило, какой бы страх, растерянность, гнев, сомнения ни переживала она сама, для пассажиров бортпроводница должна оставаться воплощением спокойствия и надежности.

В советское время главной задачей проводника была безопасность пассажиров. Теперь точно также приоритетной задачей бортпроводника остается безопасность полета, но сейчас есть еще специальные наземные службы, которые уделяют внимание безопасности.

Сервис на борту и комфорт пассажиров - также важная задача. Бортпроводники не официанты, но им не обидно, когда их так называют, признается Тамара. Ей нравится общаться с людьми и “не сложно принести им лишнюю чашку кофе”.

- Я воспринимаю это не как обслуживание, скорее как помощь и заботу, - объясняет Захарова. - Я люблю людей и получаю огромное удовольствие от своей работы.

ГЕОГРАФИЯ СТРАНЫ, РАСПОРЯДОК ДНЯ

Как любая бортпроводница, Тамара знает свой рабочий график на месяц вперед, поэтому может запланировать встречу с подругой или поход в кино. Но бывают и внезапные вылеты. Формально она может отказаться от рейса, но на деле соглашается всегда. “Работа такая”, - объясняет Тамара.

Если спросить бортпроводника, куда он летал вчера, он может и не вспомнить, - ведь полеты могут быть каждый день, не считая выходных. Направление полета бортпроводникам распределяет компьютерная программа, хотя люди и корректируют порой ее решение.

На зарплату стюардесс влияют несколько обстоятельств: рейтинг авиалинии (персонал кабинного экипажа в разных авиакомпаниях получает разную зарплату); тип перелетов (максимальную зарплату получают на международных рейсах, где суммы тоже отличаются от города к городу); класс обслуживания (бизнес-класс и VIP- рейсы оплачивается выше); знание иностранного языка и трудовой стаж.

Однако в S7 у всех бортпроводников получается примерно одинаковое время налета, и зарплата зависит в основном от этих часов, рассказывает Тамара:

- В некоторых авиакомпаниях существует негласное деление - кого-то из стюардесс могут ставить на менее престижные и продолжительные рейсы. В нашей же компании все стюардессы летают одинаково. Кому-то может выпасть подряд три рейса в Самару, кому-то - три в Волгоград. Но к концу месяца налет - время, проведенное в полете, - у них будет одинаковым.

У авиакомпании S7 есть пять подразделений службы бортпроводников: в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Иркутске и Владивостоке. В связи с переориентацией на Восток сейчас активно развивается сибирское направление. Оттуда компания выполняет много рейсов, а людей не хватает. Поэтому Тамару на полтора месяца отправили в командировку в Новосибирск - готовить к полетам молодых стюардесс.

Самый дальний Тамарин перелет по России был из Москвы в Благовещенск. Тогда дорога в один конец заняла семь часов, и ей пришлось сутки отсыпаться в отеле. Обычно же на Дальний Восток летают из Новосибирска - в московском отделении компании нет самолетов, которые могли бы выполнять рейсы продолжительностью 12 - 13 часов.

За день стюардессу могут отправить только в один рейс. Расписание авиакомпании S7 удобное, ей нравится - вечером всегда дома, будто никуда и не улетала, признается Тамара. Рабочий день стюардессы начинается с того, что фирменный автобус S7 за полтора часа до рейса привозит ее в аэропорт. Скажем, в шесть утра - вылет в Самару. Три часа в воздухе, полуторачасовая стоянка в новом городе, в 10:30 вылет обратно, еще три часа - и она дома. Не дольше, чем вернуться из офиса. Если же рейс еще короче, например в Санкт-Петербург, куда лететь полтора часа - быстрее, чем добираться автомобилем в дальний конец Подмосковья, - в середине дня она вновь в Москве. По технике безопасности бортпроводника не имеют права поставить на следующий рейс раньше чем через 12 часов.

Кабинному экипажу всегда дают отдохнуть после рейса, а если следующий вылет ночью, компания предоставляет стюардессе бесплатный номер в отеле. Иногда попадаются рейсы, которые в гражданской авиации зовут “кольцом”. Речь идет о двух рейсах подряд. У S7 есть маленькие самолеты и рейсы по полтора часа. Слетал туда-обратно, выдохнул за полчаса между рейсами, и - еще раз тут же на такой круг, второй за день. Таким был теперь закрывшийся получасовой рейс в Брянск, рейс в Нижний Новгород. Правда, эти перелеты не такие тяжелые, как стандартные, - за это время не успеваешь устать.

МОСКОВСКИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ, СИБИРСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

У каждого из бортпроводников, уходящих в рейс, есть свои обязанности, объясняет Тамара. Она, например, - старший бортпроводник: отвечает за организацию работы всего кабинного экипажа, контролирует работу каждого бортпроводника и оценивает их после рейса на послеполетном брифинге. Сейчас на рейсах S7 работают в основном девушки, есть и парни, с ними надежно и легко работать, особенно когда попадется буйный пассажир.

По пассажирам в салоне можно определить, откуда летит самолет, считает Тамара Захарова.

- Я требовательна к себе, и так же спрашиваю со своих коллег: будьте добры выглядеть и выкладываться на все 100%, - признается она. - Пассажиры московских рейсов такие же перфекционисты, как и я. Москва выставляет планку, и бортпроводнику приходится подстраиваться. Сибиряки, например не будут оспаривать правила. Москвичи же, если им что-то запрещают, ждут предложенной альтернативы. И я учу своих коллег из Новосибирска слышать желания клиента, уметь пойти ему навстречу, найти компромисс.

Например, при посадке выяснилось, что один из пассажиров очень высок и на свое стандартное место не помещается. Для удобства этого великана и других пассажиров бортпроводник имеет право пересадить его на другое, более комфортное место. Я так и поступаю, и московский экипаж меня поймет. А вот новосибирские коллеги, скорее всего, будут настаивать на буквальном соблюдении инструкций.

Пассажиры разных рейсов, конечно, отличаются, делится своими наблюдениями Тамара:

- Питер узнаешь сразу - все с иголочки, в пиджаках и галстуках, девушки на каблуках - летят на переговоры. Летние южные рейсы не спутаешь с другими из-за множества детей. “Детские” маршруты непростые, малыши устают от перелета, и бортпроводнику требуется постоянное внимание, а порой изобретательность, чтобы успокоить маленьких пассажиров.

Северными же рейсами, например Москва - Мирный, летят вахтовики. Смотрю с сочувствием - они месяцами будут оторваны от семьи.

ПРО СТРАХ И РОМАНТИКУ

- Были ли моменты, когда вам становилось страшно? - спрашиваю свою собеседницу.

- Страшно мне бывает от мысли, что мы ошиблись в подсчетах обедов и кто-то из пассажиров у меня на борту останется голодным. Мой страх - подвести других. А традиционных фобий высоты, турбулентности, смены аэропортов у меня нет.

Но с пассажирами, страдающими такими фобиями, работать приходилось, вспоминает Тамара. Особенно запомнилась одна женщина. Еще перед началом рейса она предупредила стюардессу, что почти до обморока боится летать.

- Только набрали высоту - срабатывает кнопка “Вызов”, - рассказывает Захарова. - Подхожу к моей “трудной” пассажирке и вижу, что она стеклянная от страха. И тут я вспомнила собственного стоматолога. Дело в том, что я совершенно не боюсь высоты, но чудовищно боюсь уколов, иголок и - стоматологов. Примерно как эта женщина - перелетов. И на приеме мой зубной врач со мной всегда очень много разговаривает. Он объясняет буквально каждый свой шаг - что сейчас сделает, что я почувствую, как правильно переносить боль. От его слов мне становится легче. Так и я поступила со своей пассажиркой - весь рейс разговаривала с ней.

В профессии стюардессы неизбежно присутствует романтика - нельзя летать, если тебе это не нравится, полагает Тамара. Но ей больше всего нравится, что стюардесса обязана всегда безупречно выглядеть:

- Мне приятно делать макияж. Приятно, что иду по аэропорту - и на меня все обращают внимание. Самолет для меня скорее подиум, сцена. Это моя мама всегда махала пролетавшим в небе самолетам, а я выхожу людей посмотреть и себя показать.

*   *   *

Напоследок по традиции спрашиваем у Тамары о работе профсоюза в отрасли. Она рассказывает о программах здоровья, о переносах оплачиваемых отпусков. О том, как в пандемию резко сократилось количество рейсов, и компания даже планировала провести сокращение бортпроводников, но профсоюз выразил свое возражение, и руководство прислушалось к этому мнению, пошло на компромисс.

- Наш профсоюз всегда отстаивает свою позицию путем переговоров и совместных компромиссных решений, - говорит Тамара.

“А”-СПРАВКА

Бортпроводники-герои

Надежда Курченко. 15 октября 1970 года самолет Ан-24, следовавший рейсом Батуми - Сухуми - Краснодар, был захвачен террористами. Один из них  убил стюардессу, пытавшуюся предупредить пилотов о теракте. Награждена орденом Красного Знамени (посмертно).

Тамара Жаркая. 8 марта 1988 года многодетная семья Овечкиных захватила самолет Ту-154 на маршруте Иркутск - Курган - Ленинград. Работавшая на рейсе стюардесса Тамара Жаркая пыталась успокоить угонщиков, но было убита ими. Награждена орденом Красного Знамени (посмертно).

Юлия Фомина. 15 марта 2001 года самолет Ту-154М, выполнявший рейс Стамбул - Москва, захватили террористы. Благодаря действиям бортпроводников, предупредивших экипаж, летчики успели закрыться и не впустить преступников в кабину.  По требованию угонщиков лайнер сел в Саудовской Аравии. Пошедшему на штурм саудовскому спецназу не удалось открыть один из люков самолета. Его открыла 27-летняя стюардесса Юлия Фомина. Во время боя девушка погибла. Посмертно награждена орденом Мужества.

Виктория Зильберштейн. 9 июля 2006 года авиалайнер Airbus А310-324 авиакомпании “Сибирь” приземлился в Иркутске, но внезапно начал набирать скорость, выехал за пределы взлетной полосы и загорелся. 22-летняя бортпроводница открыла аварийный люк и вывела из огня 20 человек. Награждена медалью “За отвагу”.

Автор материала:
Жирицкая Екатерина - “Девушка с обложки” под облаками и на земле
Жирицкая Екатерина
E-mail: zhyritskaya@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика