Top.Mail.Ru
Статьи
Для самых богатых - бесплатно

Неоплачиваемый труд в платформенной занятости

Для самых богатых - бесплатно

Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"

В функционирование платформенной экономики уже встроена недоплата работнику. Без оплаты может оставаться как его продуктивное время, так и его затраты, не связанные со временем: покупка и обслуживание необходимых для работы инструментов, приобретение дополнительных квалификаций, потакание капризам клиентов ради “пяти звездочек”.

Платформенная занятость уже не единожды вызывала интерес “Солидарности”, но тема эта злободневная и многогранная. Ее положительные стороны - или выдаваемые за такие - мы не раз обсуждали: новые рабочие места, гибкий график, занятость для наиболее уязвимых слоев населения. В то же время научные исследования и публицистика по этой теме указывают на ряд проблем, связанных с платформенной занятостью. В том числе - на непредсказуемый размер зарплаты, продолжительность рабочего времени и несовершенство системы, определяющей зависимость одного от другого. К этому можно прибавить неопределенность запрашиваемой квалификации, что вызвано зыбкими границами рабочих задач.

Организация работы на цифровых платформах (сдельная оплата, работа по конкретному проекту - это может быть доставка пиццы, или перевод романа, или подготовка к экзамену), а также отношения фактического работодателя с работником как с самозанятым - позволяет исключить часть рабочего времени и задач из того труда, который действительно оплачивается. Из неоплачиваемой, но продуктивной деятельности работника платформы тоже извлекают экономическую выгоду. Например, ожидание и поиск заказов или перемещение между заказами, дополнительные работы сверх изначального контракта для создания репутации, уточнение задания из-за несовершенства системы размещения заказа. А эта система стремится быть как можно более удобной и менее обременительной для клиента, но в ущерб работнику.

Для удобства разговора о неоплачиваемом труде в платформенной занятости позаимствуем классификацию, которую предложил Европейский институт профсоюзов. Первый тип - неоплачиваемое время: сверхурочная работа, ожидание и поиск заказов, поездки до места работы и между заданиями, перерывы на обед и отдых. Второй тип - затраты работника, не связанные со временем: интенсификация труда, взносы за доступ к платформе или каким-то дополнительным опциям, приобретение необходимых для работы навыков и оборудования или его обслуживание.

ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ

Микроменеджмент труда на платформах по доставке организован так, что работник должен начать исполнять заказ, как только его принял. Поэтому время, когда курьеры ждут исполнения заказа на предыдущей ступени (будь то сбор заказа в магазине или приготовление пищи в ресторане), не может быть использовано ими продуктивно для себя. Однако это время продуктивно для платформы: заказ будет обработан максимально быстро, не задерживаясь ни на одной ступени. Работник же во время ожидания не может принимать новые заказы, потому что “отложенных заказов” на платформах нет.

За доставку в конечном счете платит потребитель, даже за условно бесплатную: прибыль ресторанов и платформ складывается из денег клиента. Тем не менее время, потраченное по его вине курьером, остается без оплаты. Например, ожидание у дверей. Не раз говорилось, что в ряде систем доставки не учитывается человеческий фактор. В частности, у Amazon очень жесткие графики исполнения заказов, из-за чего курьеры попадают в аварии, справляют нужду в бутылки чуть ли не за рулем, обедают на бегу.

Непродуктивно для курьера и то время, которое он потратит на исправление ошибок предыдущей ступени или клиента. А поскольку в городе география доставок неоднородна, возможно, придется потратить время и на то, чтобы добраться до места, где в данный момент не хватает курьеров, а потом добраться к месту выдачи нового заказа. Все это время не оплачивается.

ЧЕЛОВЕК-ГОЛЛИВУД

Все же нельзя не упомянуть об альтернативной системе. Французская компания Takeaway напрямую нанимает курьеров и гарантирует им рабочее время в контрактах (обычно не меньше двух смен по два-три часа в неделю). В Бельгии и Нидерландах работники нанимаются через посреднические фирмы, хотя тоже с гарантией небольшого числа рабочих часов в неделю. Но это лишь означает, что Takeaway нашла иной способ извлечь дополнительную выгоду.

Так, для распределения работы компания использует систему рейтингов, основанных на отзывах и производительности. Работники указывают свою доступность, и в дело включается алгоритм, который распределяет работу в зависимости от того, какую оценку курьер имеет во внутренней системе компании. Чем выше оценка, тем больше часов работы предоставляется курьеру, вплоть до стабильной занятости, и выше ставка оплаты. Это приводит нас к другому виду недоплаты за труд - не связанному со временем.

Для того чтобы получить высокий рейтинг, курьеры Takeaway должны работать максимально интенсивно, пытаясь обогнать друг друга. Следовательно, при гарантированных работнику занятости и доходе средняя стоимость каждой доставки для работодателя снижается с повышением производительности курьера. И чем ниже будет средняя стоимость доставки, тем выше у курьера шансы получить больше работы. Трудись дешевле, чтобы получить еще больше работы!

Но отвлечемся от курьеров. Система рейтингов платформенных работников, как правило, односторонняя: клиент оставляет отзыв и оценку исполнителя, повлиять на которую тот может в крайне редких случаях. Чем ниже рейтинг - тем меньше шансов получить заказ, только если не демпинговать. Работнику приходится идти на дополнительные трудозатраты, лишь бы оценка, которую ему ставят, была высокой. Многие фрилансеры в исследованиях, посвященных этому виду платформенной занятости, жалуются, что клиенты сначала размещают заказ, описанный в самых общих выражениях, но после первичного исполнения заказа следует еще ряд требований, которые, оказывается, были частью проекта.

Неопределенность технического задания порождает затраты времени - приходится общаться с клиентом для уточнения требований. А незнание клиентом специфики той или иной работы - будь то дизайн, перевод, фото- или видеосъемка - заставляет работников приобретать за свой счет дополнительные навыки и расширять квалификацию, а то и вовсе получить другую профессию. Типичный пример: “Нам не нужно сырое видео, предполагалось, что вы смонтируете ролик” - притом что даже дети видят в титрах фильмов разные позиции “оператор” и “монтажер” (не говоря уж о режиссере, звукорежиссере, мастере по свету и так далее).

Курьеры же остаются один на один с необходимостью приобретать велосипед, смартфон, чтобы установить приложение, регулярно оплачивать связь и интернет.

ВСЕ ТАМ БУДЕМ

Вовсе не обязательно быть работником платформы, чтобы участвовать в создании экономической выгоды для крупнейших компаний и не получать ничего за свой труд. Например, каждый пользователь интернета сталкивался с необходимостью подтвердить, что он человек, а не робот. Для этого надо выполнить задание ReCaptcha - указать картинки с каким-то определенным объектом (гидрант, велосипед, автобус, мост и так далее) или распознать текст. Помимо того что в вас опознается человек - это же и часть процесса обучения искусственного интеллекта (ИИ). Например, способность распознавать объекты, встречающиеся на дороге, нужна автомобилям с автопилотом - а они уже не только в книгах.

Распознание текста, скажут энтузиасты ИИ, - это часть процесса оцифровки книг и статей на аналоговых носителях. Но от того, что вы вносите свою лепту в создание доступного (действительно ли?) и полного банка информации, процесс не перестает быть обучением машины.

А кто будет пользоваться выгодами, которые предоставит ИИ, умеющий вести автомобиль и отличать пожарный гидрант от осеннего листа? Разумеется, компания, на сервере которой этот интеллект живет и которая предоставляет его услуги, например, автопроизводителю или вам же по подписке (в сущности, неважно кому - платит все равно конечный потребитель).

Не станем заглядывать в будущее - автопилот за ваш счет вам еще не продали. Зато кассы самообслуживания есть почти во всех сетевых супермаркетах. Когда вы сами пробиваете покупки, вы создаете экономическую выгоду для предприятия. Мало того что таким образом можно сэкономить на количестве сотрудников, нужных для обслуживания того же количества клиентов, так это еще и создает конкурентное преимущество перед таким же магазином, но без “самокасс”. Где будет быстрее двигаться очередь - в магазине с двумя кассирами и тремя “самокассами” или в магазине только с тремя, пусть даже четырьмя кассирами? Как правило, люди стремятся туда, где покупки можно сделать быстрее. А в ковидные времена - еще и без лишних контактов.

Автор материала:
Камиль Айсин - Для самых богатых - бесплатно
Камиль Айсин
E-mail: aisin@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика