Фото: Юлия Рыженкова / "Солидарность"
4 апреля была вручена премия Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) за лучшую социальную фантастику “Час Быка”. Ее получил известный писатель-фантаст Вадим Панов за цикл произведений, посвященный прогнозированию будущего. “Солидарность” рассказывает, почему эти книги стоит прочесть.
Видение того, как развитие технологий приведет к изменению нашего общества, как мы будем жить в эпоху, когда нынешние новинки и гаджеты окончательно займут свое место в нашей жизни, у Вадима Панова представлено в нон-фикшн книге “Симулятор безумия”, а затем развивается в цикле художественных произведений под названием “(Бесчело)вечность”. Он размышляет над тем, что станет с обществом, с человеком в новом мире.
- То, что для нас является образами будущего: сеть, киборги, генная модификация и прочее - это просто инструменты. И главная опасность заключается в том, для чего они используются. К сожалению, мы наблюдаем то, что я старался гиперболизировать в своих романах, - что эти инструменты используются для формирования двух сословий: тех, кто пользуется благами этих инструментов, то есть владеет ими, транслирует через них свои идеи, лозунги, мировосприятие, - и потребителей. Эти новые инструменты позволяют установить такое сословное общество, о котором не могли мечтать даже при рабовладельческом строе, - комментирует “Солидарности” Вадим Панов.
При этом, по его мнению, государства вряд ли смогут взять под жесткий и грамотный контроль тех, кто эти технологии нам продает.
- Это серьезный вопрос. Если мы оставим все как есть, то получим то самое киберпанковское будущее из фантастических книг, в котором всем управляют корпорации, - высказывает свои опасения писатель.
Заместитель председателя ФНПР Александр Шершуков напоминает, что Панов - далеко не первый фантаст, который предостерегает от раскола общества на два сословия.
- Я напомню, что в “Машине времени” Герберта Уэллса элои и морлоки представляют два таких класса. Просто сейчас мы подошли к этому с точки зрения технической реализации. У Уэллса не вполне было ясно, как они дошли до такой жизни. Да, подобное разделение может произойти, существует такая опасность. Но человечество за свою историю сталкивалось с совершенно разными формами опасностей, каких-то удалось избежать, каких-то избежать было просто нельзя. Чем больше мы будем поднимать эту тему, обсуждать ее, в том числе и через литературные произведения, тем больше шансов, что мы не допустим ее реализации. Ценность подобной литературы в том, что она заставляет людей задуматься и, возможно, сделать два шага назад от опасной черты. Жанр романов-предостережений не нов, а что будет на самом деле - это зависит от нас, - уверен Шершуков.
Сам же Панов не особо верит в то, что люди прислушаются к его словам, как и к словам других писателей. На вопрос, зачем же тогда фантасты пытаются достучаться до людей, показать им возможные опасности, он отвечает так:
- Потому что мы не можем не предостерегать. В какой-то момент люди, которые читают фантастику, понимают, что эти опасности реальны и могут возникнуть. Но если массовый читатель будет прислушиваться, то он может проголосовать не так или выйти на демонстрацию - кому это понравится? Поэтому сейчас фантастика низведена до уровня развлекательного чтива, в котором бегают терминаторы, летают тарелки, бродят единороги, и читатель видит в фантастике лишь нереальную сказку.
Но не все видят в книгах лишь сказку. В частности, именно поэтому и была в 2010 году учреждена премия ФНПР “Час Быка”, которая каждый год вручается на литературной конференции по вопросам фантастики “Роскон”. Профсоюзы хотят таким образом привлечь внимание к социальным проблемам. В разные годы эту премию получали такие писатели, как Вячеслав Рыбаков, Александр Громов, Андрей Столяров, Эдуард Веркин и другие. Все они в своих книгах поднимали социальные вопросы, проблемы нашего общества и возможного будущего.
- Мы оцениваем те книги, в которых фантастика предстает своим социальным измерением, те идеи, которые относятся к сегодняшнему миру. Таким образом мы можем посмотреть в будущее и понять, кем мы можем в нем быть. Ужаснуться или, наоборот, получить надежду. Вадим Панов как раз и рассматривает, как технические новации, которые вот-вот войдут в нашу жизнь, наложатся на социальные отношения, - поясняет Александр Шершуков.
Большинство книг-предостережений пишутся о будущем, и в них представлено то будущее, которого авторам хотелось бы избежать. А в каком будущем они сами хотели бы жить? “Солидарность” спросила об этом Вадима Панова.
- Я вырос на книгах фантастов 50-х,
60-х годов, в которых они рассказывали о завоевании космоса, то есть это была эпоха больших целей, когда люди стремятся идти вперед и вверх. В такое будущее мне бы хотелось верить, в таком будущем я бы хотел, чтобы жили мои дети. А не в том, в котором каждую осень нам показывают новый смартфон и говорят: смотрите, у него фронтальная камера 2,5 мегапикселя, а у прошлого было 2,4 мегапикселя, наука сделала грандиозный шаг вперед! - ответил он.
Вадим Панов - российский писатель-фантаст, который работает в таких жанрах, как городское фэнтези (циклы “Тайный город”, “La Mystique De Moscou”), киберпанк (“Анклавы”), стимпанк (“Герметикон”), занимается прогнозированием будущего.
В цикл “(Бесчело)вечность” входит четыре книги: “Яр(к)ость”, “Чудо(вище)”, “Пре(восход)ство” и “(Бес)конечность”. В этих книгах представлен комфортный мир середины XXI века, где гармонично сочетаются настоящее, виртуальная и дополненная реальность. В нем можно заниматься творчеством, открывать стартапы, стремиться к большему, а можно просто жить, погрузившись в игры и развлечения, и ни о чем не думать. И многие перестали думать…
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно