В 2020 году исполняется 30 лет со дня выхода первого номера газеты “Солидарность”. Мы возникли как городская профсоюзная газета и все это время писали о важнейших событиях в профсоюзной, политической, экономической и социальной жизни России и других стран. В рамках проекта ко дню рождения газеты мы напоминаем о наиболее интересных и важных материалах, опубликованных в газете с 1990 года.
Национальный политический кризис сильно ударил по профсоюзам. В то время я уже работал на Ленинском, 42, и сам наблюдал отключенные телефоны в здании и прочие прелести силового давления. Собственно, даже само существование ФНПР было поставлено победившей стороной под сомнение: проект указа о роспуске вполне мог быть подписан. Развязка конфликта привела не только к смене власти в Федерации.
Возможно, именно оттуда вырос на долгие годы тезис “Профсоюзы вне политики”. По факту уже в 1995 году профструктуры вроде бы участвовали в выборах в Госдуму (что это, как не политика?). Но говорили только про “социалку”. А тогда, осенью 1993 года (публикуемые материалы - из “Солидарности” № 19, 1993), для российских профсоюзов действительно все висело на волоске…
Главный редактор Александр Шершуков
События последних дней круто изменили судьбу многих людей и организаций. Некоторые партии и общественные движения запрещены, некоторые подверглись нападкам за свою позицию во время кризиса 21 сентября - 4 октября. В такой момент московским профсоюзам необходимо иметь четкую и ясную стратегию и тактику действий. Какова же сегодняшняя позиция Московской Федерации профсоюзов? На этот вопрос отвечает Председатель Совета Федерации Михаил ШМАКОВ.
М.Ш.: Что вам ответить? Думаю, наша позиция может быть определена как независимость и последовательность в отстаивании прав человека; в требовании цивилизованного течения политического процесса, наличия баланса всех ветвей власти - короче, всего того, что мы понимаем под демократией.
Корр.: Каким образом это отразилось в заявлениях и действиях МФП в связи с обострением, углублением и кровавым исходом политического кризиса?
М.Ш.: С начала политического конфликта МФП заявила о необходимости обновления обеих ветвей власти, которые были не в состоянии нормализовать положение в стране. К этому нас подвела кризисная ситуация в экономике, результатом которой стал всеобщий и неуклонный спад производства и такое же всеобщее и неуклонное обнищание трудящихся. Именно низовые профсоюзные организации, близкие к человеку труда, его бедам и проблемам, поставили на повестку дня вопрос об организации коллективных действий. И только политический кризис вынудил профсоюзы приостановить их проведение, дабы ни одна сила не смогла бы использовать недовольство масс в своих групповых интересах.
Корр.: Да, именно эту мысль вы высказали на Пленуме ФНПР, когда в зале зазвучали призывы поддержать блокированный Белый дом политическими забастовками на предприятиях.
М.Ш.: Я сказал это тогда, еще не зная реальной расстановки сил и будущего исхода, повторяю и сейчас. Этот съезд и эти депутаты в том числе привели страну к этой ситуации. Где были Советы, когда независимые профсоюзы требовали принятия российского Закона о профсоюзах? Почему сплошь и рядом заморочивались профсоюзные поправки к ряду социально значимых законов? И не С.-Петербургский ли Совет принял решение о конфискации собственности профсоюзов?
Корр.: Было ли возможным, как вы считаете, цивилизованное мирное решение политического противостояния представительной и исполнительной властей?
М.Ш.: Несомненно. Переговоры, начатые по инициативе Патриарха, могли и должны были разрешиться положительно, успокоить народ. Это была наша общая надежда. И события в Останкине стали полной неожиданностью. Скажу одно, в срыве переговоров, в кровавой трагедии виновны те, кто первым открыл огонь. Боль и горечь - вот слова, которые выражают наше отношение к произошедшему. Федерация перечислила три миллиона на медикаменты, готова и в дальнейшем оказывать помощь жертвам событий в Москве. Но надо жить, надо работать.
Корр.: Да, и в ходе конфликта МФП и ее членские организации сделали все возможное, чтобы не допустить волнений на предприятиях, обеспечить на них нормальную работу. В данной ситуации эти действия можно расценить как важный стабилизирующий фактор. Весьма существенную роль сыграли и конструктивные взаимоотношения МФП с Правительством Москвы.
М.Ш.: Действительно. И в ходе заключения соглашения, и в решении локальных вопросов, как правило, достигается разумный подход Правительства к социально-экономическим проблемам. Решения обеим сторонам даются не сразу и непросто. За каждым из них стоит огромная предварительная работа. И все же общий язык в конце концов мы находим. Я думаю, что разумный компромисс всегда возможен. Главное - не делать безответственных шагов и безответственных заявлений.
Корр.: Какие задачи стоят перед МФП на ближайшую перспективу?
М.Ш.: Надо готовиться к внеочередному съезду независимых профсоюзов России, входящих в ФНПР. Съезд необходим для того, чтобы определиться в формах участия независимых профсоюзов в предстоящих выборах. Не исключаю, что на съезде будет обсуждаться проблема обновления верхних профсоюзных эшелонов. Проблема эта актуальна и для ряда отраслевых профсоюзов и региональных центров, а также некоторых первичных организаций. Говоря о первичках, хочу подчеркнуть, что их лидеры должны особенно внимательно следить за событиями и в случае необходимости, я не исключаю этого в свете последних событий, оказать всемерную поддержку своим профцентрам.
В любом случае надо всем нам действовать, и действовать так, чтобы чувствовать за собой реальную силу.
Беседу провела Ирина Александрова
Мрачные прогнозы по углублению политического кризиса в России, к сожалению, оправдались. Гражданская война не на словах, а на деле стучится в наши дома. На улицах города пролилась кровь граждан, сотрудников ОМОНа и милиции. В Москве введено чрезвычайное положение.
Тяжесть и острота политических конфликтов вновь легла на плечи москвичей, трудящихся столицы.
Мы обращаемся к противоборствующим сторонам, руководителям страны и города: в кратчайшие сроки обеспечить необходимые условия для мирной жизни граждан, остановить кровопролитие и исключить факты грубого насилия.
Мы обращаемся ко всем москвичам и трудовым коллективам с просьбой соблюдать благоразумие и выдержку, не поддаваться на провокации экстремистов.
Остановим гражданскую войну в Москве!
Принято Президиумом Совета МФП 4 октября 1993 г.
Председатель МФП М.В. Шмаков
Прямым следствием событий 3 - 4 октября стала отставка Председателя Федерации независимых профсоюзов России Игоря Клочкова. Это произошло в момент, когда стрельба в Москве уже затихала, и своего апогея достигла волна нападок на мирных противников Ельцина.
Руководство ФНПР, как известно, сначала активно поддержало Верховный Совет, за что поплатилось отключением телефонов в здании на Ленинском проспекте. Телефоны позже включили, профлидеры стали смягчать свою непримиримую позицию - отказались от проведения всех забастовок. А 4 октября, когда танки еще стреляли по окнам парламента, Клочков уже выступил на телевидении с заявлением в поддержку Ельцина.
Тем не менее угрозы в адрес ФНПР не затихли. Почти на неделю был приостановлен выпуск газеты “Рабочая трибуна”. В прессе и близких к правительству кругах постоянно всплывают разнообразные ликвидаторские идеи: от роспуска центральных органов ФНПР вплоть до прекращения деятельности всех профсоюзов этой системы, конфискации их имущества и собственности, а также запрета сроком на год любых забастовок и коллективных акций протеста.
В такой обстановке Игорь Клочков принял после консультаций с представителями членских организаций решение об отставке. Своим уходом он стремится вывести Федерацию из-под удара, взяв на себя ответственность за ее действия.
Клочков совершил мужественный поступок, чего не скажешь о других членах аппаратного руководства. Заместители председателя ФНПР, которые, по мнению многих профлидеров, также несут ответственность за шатания и ошибки в деятельности организации, уйти в отставку пока отказываются.
Возможно, вопрос об этом станет центральным на пленуме Федерации, который состоится 14 октября.
Соб. корр.