Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Каждый второй россиянин трудится в вечерние или ночные смены по крайней мере несколько раз в месяц. А каждый четвертый - несколько раз в неделю или ежедневно. Это стало таким распространенным явлением, что некоторые работодатели даже пытались включить оплату “ночных” и “сверхурочных” в состав МРОТ. Между тем исследователи говорят, что достаточно потерять один выходной в месяц, чтобы самочувствие ухудшилось.
Свыше 64% занятых россиян регулярно трудятся вечером, ночью или в выходные, и это один из самых высоких показателей в Европе - таковы результаты исследования, которое недавно провели сотрудники НИИ ВШЭ Андрей Красильников и Анна Шевчук. Исследование базируется на данных пятого раунда “Европейского социального исследования” (ЕSS, 2011), в рамках которого россиян спрашивали о работе в вечернее или ночное время и в выходные дни. Это исследование проводилось для 27 стран. Россия там оказалась четвертой в группе лидеров и на первых позициях по показателю одновременно занятых ночами и в выходные - 36% (в среднем по странам - 30%). Авторы подсчитали:
- совсем не трудится по вечерам и ночам лишь 41% занятых, по выходным - 23%;
- каждый второй привлекается к труду в вечерние или ночные смены по крайней мере несколько раз в месяц, а каждый четвертый - несколько раз в неделю или ежедневно;
- около 60% лишаются выходного в субботу и воскресенье как минимум ежемесячно, а около половины - несколько раз в месяц или каждую неделю;
- одновременно с обоими типами графиков (вечером или ночью и в выходные) сталкиваются 36%.
“А”-СПРАВКА
Данные Европейского социального исследования показали, что чаще всего за пределы нормального графика труда выходят в Хорватии (71%), Греции (70%) и Польше (65%). Реже - в Дании, Франции, Португалии (по 51%), Болгарии (50%), Нидерландах (49%), Израиле (44%).
Сбои суточных режимов организма вызывают депрессию, головные боли и эмоциональное истощение. Сокращается время на общение с близкими и знакомыми, на домашний труд, отдых, культурное развитие, спорт и хобби, снижается общественная активность. Хроническая усталость и сонливость приводят к авариям и травмам на производстве.
“Чтобы почувствовать ухудшение равновесия, достаточно трудиться вечером/ночью несколько раз в месяц или же хотя бы один раз в месяц в выходные дни”, - заключили авторы исследования.
В целом в нестандартное время систематически заняты чуть более 64% работающих. В первую очередь это мужчины, руководители высшего и среднего звена, квалифицированный промышленный персонал, представители отраслей сельского хозяйства, торговли и услуг.
Возможно, реальная картина еще страшнее, ведь вопросы европейского исследования касались лишь основного места работы, а до трети россиян имеют еще вторую работу или подрабатывают.
Что характерно, те же проблемы есть и у самозанятых (Д.О. Стребков, А.В. Шевчук (НИУ ВШЭ), “Ловушка гибкой занятости: как нестандартный график работы влияет на баланс между работой и жизнью фрилансеров”). 27% из них трудятся более 60 часов в неделю. И две трети из опрошенных вынуждены регулярно работать в выходные или ночью.
Есть вероятность, что ситуация будет усугубляться. Так, в начале сентября рассматривали законопроект, призванный запретить ремонт в дневное время дорог федерального значения с двухполосным движением. (Исключения предусматривались лишь в чрезвычайных случаях). По мнению авторов проекта, ущерб от простоя в пробках может обойтись гораздо дороже, чем оплата ночной смены работникам дорожно-строительных организаций.
На уровне регионов такие предложения поступают уже давно. Например, в Хабаровске инициативные граждане во главе с депутатом Законодательной думы Сергеем Безденежных предлагали городским властям референдум. Вопрос один - стоит ли проводить ремонт днем? Водители, конечно, выступили бы за ремонт дорог по ночам. Но денег на оплату ночных смен у администрации нет - со всей определенностью заявили чиновники местной администрации. И это еще честная позиция. Иногда работодатель решает, что раз денег нет, то “ночные” можно не платить.
Работодатели пытаются сокращать дополнительные выплаты и даже включать их в состав МРОТ. Один из самых известных случаев - попытка “Аэрофлота” в 2012 году оспорить необходимость оплаты труда в особо вредных и особо опасных условиях, а также в ночное время. Тогда Нагатинский суд обязал авиакомпанию оплатить такой труд 46 сотрудникам.
“Аэрофлот” настаивал на том, что все выплаты предусмотрены трудовым соглашением и не противоречат ТК РФ. Сотрудники же говорили, что раньше почасовая оплата начиналась с первого, а не тридцать третьего часа работы. Кроме того они утверждали, что в 2010 году руководство просило сотрудников подписать дополнительное соглашение об оплате труда, которое гарантировало повышение зарплаты. При этом компенсации за труд в ночное время и во вредных условиях включили в оклад.
“А”-СПРАВКА
Доплаты
Ст. 149, 152, 153 и 154 ТК РФ указывают, что сверхурочный труд, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается в повышенном размере. Первые два часа сверхурочной работы оплачиваются не меньше чем в полуторном размере, а последующие часы - не меньше чем в двойном (ст. 152). Двойная оплата причитается и за труд в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153). Каждый час в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с оплатой труда в нормальных условиях (ст. 154).
Кроме того, сверхурочные ограничены четырьмя часами в течение двух дней подряд и 120 часами в год (ч. 6 ст. 99). Ночной труд регулируется установленным режимом рабочего времени, в том числе графиками сменности (ст. 103).
Следовательно, не разрешается на регулярной основе трудиться в условиях, отклоняющихся от нормальных (за исключением случаев приема на работу исключительно для труда в ночное время); при сменной работе количество ночных смен в разных периодах может различаться.
Размер доплат
Доплаты за труд в вечернее время (20%) и в ночное время (40%) предусмотрены п. 9 действующего постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 года “О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства”. Определением Президиума Верховного суда РФ от 19 ноября 2003 года № 48пв-03 доплаты за труд в вечернее и ночное время (20% и 40% соответственно) признаны выплатами компенсирующего характера и устанавливаются либо трудовым, либо коллективным договором. По ст. 154 ТК минимальная доплата - 20% от часовой оплаты труда за каждый час.
Сейчас наиболее остро и часто встает вопрос с доплатами у медиков. В начале октября на заседании общественного совета при Заксобрании Иркутской области было зачитано письмо от сотрудников ангарского перинатального центра:
“Несмотря на повышение окладов, наша заработная плата снизилась в среднем на 10 - 15 тысяч рублей. Также с февраля этого года прекращены выплаты за медицинский стаж, в перинатальном центре до сих пор не принято положение о стимулирующих выплатах. Кроме того, в рамках оптимизации труда в учреждении часть санитарок была переведена в уборщицы - изменилось наименование должности, уменьшился размер должностного оклада, а трудовые функции остались прежними. Во время ночных дежурств обязанности санитарок выполняют медицинские сестры-анестезистки без дополнительной оплаты”.
Заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной защите заксобрания Иркутской области Артем Лобков сообщил, что в Усть-Илимске “все надбавки снижены до минимума - стажевые выплаты, за вредность, ночные, за квалификационную категорию. В результате - нехватка квалифицированных медкадров, для трудоустройства молодых такая зарплата непривлекательна, квалифицированные специалисты уходят из-за ее снижения”.
Весной в адрес Минздрава и губернатора от коллектива Усть-Илимской городской больницы и станции скорой помощи поступило обращение о том, что зарплаты снижены в связи с изменением окладов, что выплаты за ночные смены уменьшены.
Елена Шипилова, первый замминистра здравоохранения Омской области, рассказала, что после повышения окладов с января этого года “оплату за вредные условия труда снизили с 15% до 4%, за ночные дежурства - с 80% до 20%, сократили количество отпускных дней, дополнительные подработки за отсутствующего работника оплачиваются не более чем на 20%”.
Иногда только критическая ситуация побуждает решить проблемы с доплатами. К примеру, после возмущений сотрудников скорой помощи в Карелии доплату за ночные дежурства с начала октября подняли медикам Петрозаводска. Теперь за работу ночью надбавка составляет 70% от оклада (раньше - 60%). Об этом сообщил прессе республиканский профсоюз работников здравоохранения.
Иногда работникам приходится пройти все круги бюрократической системы. В частности, 11 апреля 2019 года Конституционный суд принял постановление №17-П, согласно которому в МРОТ нельзя включать доплаты за труд сверх нормального графика (работа в праздничные и выходные дни, ночной и сверхурочный труд).
Поводом к рассмотрению дела стала жалоба гражданина С.Ф. Жарова, сторожа в АО “Витимэнерго” (Иркутская область). Ему установили должностной оклад - 4268 рублей, районный коэффициент, процентную надбавку к зарплате за труд в приравненных к районам Крайнего Севера местностях, а также надбавки и доплаты, предусмотренные локальными нормативными актами работодателя. Сверхурочные, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивали в повышенном размере исходя из оклада.
Но поскольку должностной оклад был ниже минимальной зарплаты в Иркутской области, то оплату труда рассчитывали исходя из того, что зарплата - с учетом оклада и всех выплат - не должна быть меньше МРОТ (а районный коэффициент и процентную надбавку начисляли уже на всю сумму зарплаты). То есть сторож при любом графике получал лишь МРОТ плюс районные и северные. Жаров решил, что это нарушает его право на справедливую зарплату и обратился в суд.
Бодайбинский городской суд Иркутской области в апреле 2018 года частично удовлетворил требования истца. По мнению суда, за основу оплаты труда надо было взять МРОТ и исходить из него при исчислении оплаты фактически отработанного времени согласно графику дежурств. После этого к полученной сумме следовало прибавить оплату в повышенном размере сверхурочной работы, труда в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и начислить районный коэффициент и процентную надбавку к зарплате.
В августе областной суд изменил решение. Апелляционная инстанция исходила из того, что зарплата со всеми компенсационными и стимулирующими выплатами, а также с повышенной оплатой труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должна быть не ниже МРОТ. И на МРОТ положено начислять районный коэффициент и процентную надбавку. Жаров продолжил судиться дальше, считая, что такое решение нарушает его право на повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Конституционный суд указал, что “установление повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, работы в ночное время обусловлено повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.
Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни”.
Грубо говоря - зарплата тех, кто трудится в нормальных условиях, не должна быть такой же, как у работающих в более сложных условиях. И выплаты за более тяжелые условия нельзя включать в состав регулярно получаемой зарплаты. В итоге суд постановил, что нормы ТК не противоречат Конституции и не предполагают включение в состав МРОТ оплаты сверхурочной работы, труда в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
А дело Жарова Конституционный суд велел пересмотреть с учетом вынесенного постановления.
В целом картина складывается следующая: россияне все больше вынуждены работать за пределами обычного графика. В надежде, естественно, получить более высокую зарплату. Но доплаты за “ненормальный” труд становятся все меньше.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно