Top.Mail.Ru
Статьи
“Это не отработка”

Законопроект о закреплении медицинских кадров готовится ко второму чтению

“Это не отработка”

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

22 октября заканчивается срок внесения поправок к правительственному законопроекту о закреплении медицинских кадров в отрасли. В частности, предлагается принимать будущих медиков в вузы только на целевое обучение и по квотам на конкретные специальности с последующей обязательной трехлетней отработкой. Несмотря на то, что законопроект в первом чтении был принят всего при одном воздержавшемся и без голосов против, вопросов он все равно вызвал немало.

КОМПЕНСАЦИЯ ШТРАФА

Правительственная инициатива “в части решения вопроса кадрового дефицита в системе российского здравоохранения” закреплена в Госдуме за комитетом по науке и высшему образованию как за ответственным; соисполнителем назначен комитет по охране здоровья. То есть, несмотря на заявленную цель по части кадровой политики, комитет Госдумы по труду к работе над законопроектом решили не привлекать, что выглядит несколько странно. Тем более что документом устанавливаются новшества, касающиеся обязательной отработки диплома новоиспеченных медиков и фармацевтов в течение трех лет под присмотром наставников.

- Законопроектом предлагаются следующие инициативы. Стопроцентное целевое обучение по медицинским и фармацевтическим специальностям высшего медицинского образования: все обучающиеся за счет средств федерального бюджета должны заключить договор о целевом обучении в процессе обучения, - объясняла депутатам замминистра здравоохранения Татьяна Семенова при первом чтении законопроекта. - Хочу отметить, что практика целевого обучения в здравоохранении уже в течение многих лет эффективно нами используется. И в 2025 году было зачислено 14 492 целевика. Однако не все получившие образование в рамках целевого обучения трудоустраиваются в отрасль, и иногда предпочитают выплатить штраф, который предусмотрен сегодня законом, особенно учитывая, что сумма этого штрафа зачастую снижается судебными решениями. Поэтому законопроектом предусматривается усиление мер ответственности гражданина, заключившего договор о целевом обучении.

Собственно, “усиление мер” представляет собой замену штрафа на компенсацию расходов бюджета, понесенных на обучение целевика. Эта тонкость носит чисто юридический характер: компенсацию бюджетных расходов суд не сможет занизить, как это сейчас делается со штрафами. Но если кто-то уже заранее соскучился по штрафам, то пусть не волнуется: как пояснила замминистра, “для целевиков-медиков, ввиду длительного цикла подготовки, помимо компенсации также предусматривается дополнительная ответственность в виде штрафа в двойном размере”.

Причем касаться это будет не только высшего, но и среднего медицинского профобразования. А для соблюдения баланса интересов и ответственности законопроект предусматривает также двойные штрафы для заказчика-работодателя, если тот не трудоустроит своего целевика. Что же касается обязательного наличия у выпускника наставника, то это, уверена Татьяна Семенова, направлено “не только на профилактику профессионального выгорания, но и на сохранение кадрового потенциала отрасли”.

- Медицина требует значительных ресурсов, но берет начало не в погоне за доходами и регалиями, а в сострадании и заботе о человеке, - напоминал, между тем, Сергей Кабышев (СРЗП), глава думского комитета по науке и высшему образованию. Что, в свою очередь, живо напомнило резонансное высказывание Дмитрия Медведева в бытность премьером насчет того, что учитель - это призвание, а если нужны деньги, то идите в бизнес. Но депутату Кабышеву, видимо, повезло, что фигура он не столь резонансная, как бывший премьер. Хотя говорит он тоже интересно: - Нельзя впадать в экономическое упрощенчество, рассматривая трудовые обязанности врача как встречные по отношению к бюджетным расходам на обучение. В основе здесь лежит то, что медицинский диплом оплачивается прежде всего надеждами будущих пациентов, и этот долг должен быть добросовестно погашен.

Эту логику стоило бы распространить, конечно, и на дипломы экономистов, особенно из правительства: “Должо-о-ок!” Вот только такой законопроект внести в Госдуму пока не догадались. Как, например, и про учителей с надеждами будущих учеников, и про дорожных инженеров, чьи дипломы оплачены надеждами будущих водителей. Так что вернемся к медицине.

“БРЮКИ ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ”

Наверное, общее опасение всех будущих медиков высказал справоросс Андрей Кузнецов. Который спросил у Татьяны Семеновой, что ждет выпускника, который так и не смог заключить за время обучения договор с будущим работодателем в своем городе, - неужели он “будет отправлен принудительно в другое место?”. И получил ответ: “Есть дефицит специалистов в отрасли, постоянное движение кадров, уход на пенсию, естественная убыль. Поэтому когда подойдем к совсем как бы ликвидации этой задачи, посмотрим на те вопросы, которые вы задаете в части, возможно, модернизации законодательства”. Сократ тут сказал бы, что понял, что ничего не понял. Но каждому выпускнику медвуза должно быть ясно, что как минимум “естественная убыль” в родной поликлинике сыграет ему на руку.

- Почему только врачи, я имею в виду целевики, попадают в столь жесткие условия? Фактически они хуже, чем у военных курсантов. Почему трехлетнюю отработку, которая будет теперь называться “наставничество”, будут проходить в том числе и те, кто получает образование за счет собственных средств, платники? Почему в законопроекте не предусмотрена базовая часть гарантий для молодых целевиков, которые будут приезжать [на новое место жительства]? - забрасывал замминистра здравоохранения вопросами зампред комитета по охране здоровья Алексей Куринный (КПРФ). - Я говорю прежде всего о жилье, о гарантированной заработной плате, о подъемных.

Ответы прозвучали по пунктам. Во-первых, врачи - “самая социально активная группа, и сегодня они востребованы отраслью”. Как бы это ни соотносилось с вопросом. Во-вторых, “три года отработки - на самом деле это не отработка, это возможность плавной адаптации в отрасли”. И “три года практической как бы подготовки под контролем и с помощью наставника - это срок, который необходим любому выпускнику, и не зависит от тех финансовых оснований, на которых он это образование получал”. (Выходит, вышеупомянутые штрафы - это не за неисполнение контракта, а за то, что возможностью не воспользовался.) И, наконец, в-третьих, по поводу социальных гарантий целевикам: “Там изначально договорные отношения, и человек понимает, с кем он [контракт] заключает и где будет работать”, - но есть надежда на поддержку со стороны регионов.

- Этот закон предлагает брюки надевать через голову, - считает первый зампред комитета по экономполитике, коммунист Николай Арефьев. - Для того чтобы решить кадровую проблему, надо всего лишь поднять заработную плату до уровня платных учреждений, и все врачи вернутся на свои места. А вы предлагаете какие-то репрессивные меры: вот эти штрафы, которые врач при сегодняшней зарплате не выплатит даже за всю жизнь. Почему вы в законе не прописали социальный пакет для молодого специалиста? Что он будет получать? Репрессивные меры вы прописали, а что он получать будет?

Ответ замминистра небезосновательно указывал на “беспрецедентное количество и объем специальных социальных выплат, которые на сегодняшний день выплачиваются в первичном звене в сельских территориях, малых населенных пунктах”. (Хотя Арефьев про село и не спрашивал.) А “более детальный анализ демонстрирует не проблему в заработной плате, а социальные условия самого населенного пункта, которые не способствуют приезду туда молодого специалиста”. На что коммунист Евгений Бессонов (что-то они в тот день были в ударе) привел пример Ростовской области, где сел хоть отбавляй (но лучше, конечно, прибавлять):

- Закон заставил человека прийти на работу, заказчику уже невыгодно ни поднимать зарплату, ни предоставлять [жилье]. Голый оклад в Ростовской области - 25 тысяч рублей, и съемная квартира примерно в этом порядке, - прикинул депутат. - Не получится ли так, что у нас огромное количество медработников будут должны деньги, уйдут из профессии, и снизится количество специалистов еще больше?

Выяснилось, что в Минздраве исходят из того, что медучреждения, конкурируя за студентов, будут предлагать им условия одни лучше других. Где государственные медучреждения будут брать на это деньги, вопрос, видимо, десятый. Хотя ответ просматривался и на него: снова в региональных бюджетах, по большей части дотационных.

Однако скептицизм подобного рода попытался развеять сам министр здравоохранения Михаил Мурашко. Который заверил, что министерство “идет по пути социальных мер поддержки, их множество, даже когда мы говорим о сельской медицине”. И вообще, “практически каждый медицинский работник сегодня на селе может приобрести себе жилье практически в первый год обучения”. То есть здравоохранение у нас настолько передовое, что местами даже не верится.

Автор материала:
Павел Осипов - “Это не отработка”
Павел Осипов
E-mail: p-osipov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика