Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
В Министерстве образования и науки решили уменьшить нагрузку на детей за счет сокращения времени на выполнение уроков дома. Сколько школьнику сидеть над домашними заданиями, фиксирует законопроект “О нормировании объема домашних заданий для учеников, исходя из их возраста”. Представители Госдумы назвали предложение Минобрнауки пустой темой, “вброшенной, как кость, родителям перед наступающими праздниками - грызите с удовольствием”.
Эксперты образовательного сообщества подвергли едкой критике поправки к закону, которые должны обязать преподавателей давать школьникам задания на дом в таком объеме, чтобы дети справлялись с ними за определенное время. А именно - ученики вторых и третьих классов должны тратить на домашние задания не более полутора часов в день; ученики пятых и шестых классов - не более двух часов, семиклассники и восьмиклассники - двух с половиной часов. Старшеклассники должны справляться за три с половиной часа. В таких пределах объем домашних заданий регламентируется СанПиН 2.4.2.-28-10.
Что касается устных предметов, то здесь объем домашних заданий не должен превышать объем изученного на уроке материала. А норма домашнего задания по письменным предметам не должна составлять более 1/3 от объема выполняемой на уроке работы.
Эти лаконичные рекомендации Минобрнауки были преданы осмеянию на круглом столе “Домашнее задание для школьников: методика расчета” 5 марта:
- Родительская общественность не довольна ни объемами домашних заданий детям, ни сутью заданий, - сказал зампред комитета Госдумы РФ по образованию Владимир Бурматов. - В начальной школе, где заданий на дом быть не должно, родители без устали “соревнуются” в аппликациях, рисовании, презентациях на компьютере. В пятых и шестых классах ученики до полуночи делают уроки. Министерство образования пытается успокоить нас регламентом требований к допустимому времени на выполнение “домашки”, правда, непонятно, какими способами будет осуществляться контроль.
Бурматов отметил и еще один момент: если ребенок вместо положенных ему по закону полутора часов справится с уроками только за два, кто будет отвечать? Ведь речь идет о ведомственном решении, а решения такого уровня должны исполняться. В случае неисполнения нарушитель подвергается санкциям. Кто будет объявлен нарушителем в этом примере: ребенок, родитель, учитель, директор школы?
На сегодня домашнее задание как таковое не соответствуют изначальным к нему требованиям, считает Бурматов. Прежде всего, по мнению представителя Госдумы, оно должно формировать навыки, которые научат детей самостоятельно искать информацию и обрабатывать ее, анализировать и систематизировать. А в современных школах задания на дом просто дополняют занятия в классе. Бурматов подчеркнул, что учебный план в секторе домашних заданий должен быть принципиально пересмотрен, и сейчас комитет Госдумы по образованию разрабатывает новый подход. Что же касается законопроекта Минобрнауки, то учителям, очевидно, придется уменьшить объем заданий, чтобы выполнять требования министерства, но, кроме снижения успеваемости школьников, никаких результатов это не даст.
Председатель общественного движения “Мамы Москвы” Кристина Симонян признала кропотливую домашнюю работу в средней и старшей школе оправданной, но отметила, что саму структуру заданий нужно серьезно менять. С первого по четвертый класс включительно, по мнению Симонян, на дом вообще не нужно ничего задавать: дети в этом возрасте все необходимое должны делать в школе, чтобы в свободное время они могли отдыхать, общаться с родителями, заниматься спортом.
- Если Министерство образования обеспокоено проблемой домашних заданий, стоило бы озаботиться тем, чтобы сделать классы меньше. Урок можно построить таким образом, что необходимость в домашних заданиях отпадет, - заявила Симонян. - Если в классе тридцать детей, нереально объяснить урок каждому в индивидуальном порядке, а если их пятнадцать или десять, то вполне возможно.
По мнению главы Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, современная российская школа не справляется со своей основной функцией - работой с учениками в учебные часы. Новый законопроект он назвал бумагомаранием, подчеркнув, что кто-то за такое бумаготворчество наверняка получит зарплату и вдобавок хорошую премию: “Скажут, решил большую социальную проблему”. А если внедрить предложенный Минобрнауки механизм, то контролировать результаты, по словам Панина, все равно не удастся: не камеры же для этого в домах школьников устанавливать.
Панин подчеркнул, что подготовка к ЕГЭ начинается с первого класса, хотя государственной итоговой аттестации необходимо уделять максимум два года старшей школы. До этого учителя и родители должны помочь ребенку сформировать кругозор и широту восприятия взглядов. С сожалением он отозвался о том, что учитель теперь является лишь “проводником знаний”, а не воспитателем, к чему привели новые требования.
Огромные домашние задания ученики получают, по мнению Панина, чтобы компенсировать недоработки образовательной системы. Он уверен: в 70 - 80% случаев школьники дома делают то, что не успели на уроке. Кроме того, способности у всех разные, и с заданиями ребята справляются за разные интервалы времени. В школах со специализированным уклоном родители, как он отметил, вынуждены нанимать для детей репетиторов. В противном случае никаких знаний повышенного уровня ученики не приобретут - своими силами школа не справится.
- Дети упорно занимаются “на стороне”, а потом школа с гордостью заявляет, как легко ее выпускники поступают в институты... Моя дочь, например, учится в школе с углубленным изучением английского языка, и почти все ее одноклассники пользуются услугами репетиторов. Часто в качестве репетиторов выступают педагоги той же школы! Аккредитация и аттестация педагогов - это очередная профанация, - заявил Панин. - Нам нужна сильная система дополнительного образования.
По утверждению главы Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, уровень подготовки ребят, поступающих в вузы, существенно понизился. Министерству образования и науки Панин предложил вложить средства в исследования, чтобы понять, почему российские школьники стали менее эрудированны по предметам обязательной программы. Он выразил убежденность, что в случае проведения таких исследований его мнение об имитации обучения, которую практикуют многие учителя, подтвердилось бы, и педагогам пришлось бы пересмотреть свое отношение к работе:
- Мы уже опустились до того, что принимаем в вузы вчерашних троечников и двоечников и миримся с этим. На мой взгляд, проблема, безусловно, комплексная. Говорить нужно как о содержании и качестве, так и о времени, которое школьники тратят на классную и внеклассную подготовку. Но беда в том, что проконтролировать соблюдение норм, к сожалению, не представляется возможным.
В свою очередь, Владимир Бурматов напомнил, что на учителях лежит тяжелая бюрократическая нагрузка: работники школ должны писать в день до 18 отчетов в разные ведомства. И, по его словам, неизвестно, кто учит детей и повышает собственную квалификацию, пока преподаватели занимаются бумажной работой, навязанной все тем же Минобрнауки.
На любопытный вопрос, кто именно “творит” в Министерстве образования законопроекты, порождающие столько критических замечаний, Бурматов сообщил, что они разрабатываются на аутсорсинге непонятными структурами. А Панин добавил, что авторами являются представители Высшей школы экономики.
Пока идет общественное обсуждение уже нашумевшего законопроекта о времени выполнения школьниками домашних заданий, “Солидарность” узнала у представителей региональных профобъединений, что они думают о качестве обучения и о проблемах сегодняшней системы образования, и как с уроками справляются их дети.
- Моя дочь учится в гимназии в четвертом классе, она отличница. По времени на домашнее задание тратит в процентном соотношении примерно 1/3 от нагрузки в классе. Достаточно много задают сегодня школьникам, но у меня сложностей с успеваемостью дочери не возникает, она хорошо справляется.
В современной системе образования я вижу определенные пробелы. Например, очень широкое распространение получило такое явление, как репетиторство: родители вынуждены обращаться к услугам платных преподавателей, если хотят, чтобы дети приобретали дополнительные навыки и хорошо сдавали аттестационные экзамены. В школе, где учится моя дочь, чуть ли не все ребята в индивидуальном порядке занимаются дополнительно по ряду предметов. Это говорит о том, что в классе учителя часто не успевают дать детям знания в необходимом объеме, или же сама методика передачи знаний разработана неправильно. И часто репетиторами становятся те же школьные учителя, для которых это - дополнительный заработок.
- Я - мама двоих детей: дочке двенадцать лет, а сыну два года. Когда у меня родился второй ребенок, и я вдруг осознала, что он пойдет в первый класс как раз тогда, когда дочь закончит школу, я заплакала. И вовсе не от радости.
Мне кажется, современная система образования главным образом нацелена на “усиленную” работу родителей со своими детьми. Начальная школа нам с дочкой далась очень нелегко. Она училась в гимназии, где нагрузки выше среднего уровня. За уроками ежедневно мы проводили по 3 - 4 часа - делали их вместе, потому что понять задания из современных учебников не всегда просто даже взрослым. Ситуация усугублялась и жесткими требованиями нашей учительницы к оформлению домашних заданий... Если честно, три года я пребывала в состоянии легкого невроза.
Сейчас дочь учится в шестом классе и в другой школе: теперь не в гимназии, а в лицее. Она повзрослела, научилась учиться, начала самостоятельно справляться с нагрузками. Мне больше не нужно постоянно сидеть рядом - я, скажем так, на контроле. Часто дочь готовит презентации на компьютере - но уже сама. В нашей гимназии, правда, к презентациям “по-божески” относились, но я лично знаю примеры, где от детей в первом классе требовали готовить их к каждому уроку.
“Умиление” вызывает и то, как детям убедительно предлагают принимать участие в дистанционных платных конкурсах типа “Русского медвежонка” - и отказаться невозможно... А между тем на дополнительные занятия времени чудовищно не хватает - хотя на каждом родительском собрании нас уверяют, что ратуют за всестороннее развитие детей. Со всем этим мы с дочерью столкнулись в начальной школе, где на самом деле почти все время и силы съедала “домашка” - до сих пор не знаю, как моя дочь совмещала учебу в гимназии с музыкальной школой по классу флейты и с занятиями танцами.
Вспомнился забавный случай, когда у дочки в первом классе объявили конкурс новогодних поделок. Родители постарались на славу - кто во что горазд. А мальчик из параллельного класса даже принес... композицию из снеговиков и елки, связанную крючком! Разумеется, вязал сам! Эта работа по праву была удостоена первого места...
А по поводу времени на домашнее задание скажу так: зависит это не только от объемов, который задают учителя, но и от самого ребенка - его здоровья, способностей, психологических особенностей и академической подготовки. Ведь одному хватит часа, а другому и трех будет мало.
- У меня сын в прошлом году пошел в первый класс, и я пока не спешу делать выводы о системе образования в целом. Если и бываю чем-то недовольна, это скорее субъективные, частные случаи. По поводу домашних заданий могу сказать, что в первом классе их в строгой форме не задают: они носят рекомендательный характер. Правда, по факту выполнять такие “рекомендации” школьник должен обязательно. Если не сделает, запишут в дневнике: “Не готов”. По времени подготовка занимает недолго - 15 - 20 минут, объемы пока небольшие, и справляемся мы с ними легко...
Одно огорчает - слишком, может быть, формализованный и претенциозный подход современной школы к ученикам: наносного лоска много, а душевности не хватает. А ведь она так необходима - особенно малышам после детского садика. “Материнская нота” в обращении учителей отсутствует. Конечно, можно сказать, что это зависит от человека - так всегда говорят. Но здесь явная тенденция. Школьная теплота сегодня не “в тренде”.
- Вряд ли законопроект такого плана поможет справиться с проблемой: нагрузка на детей сейчас очень серьезная. Я по своему сыну вижу, он во втором классе. Свободного времени как такового нет: в школе учится, дома - за уроками допоздна. Это и физическая, и моральная нагрузка, потому что мы как родители, в свою очередь, стараемся, чтобы наши дети были подготовлены и успевали выполнять положенный объем дома. Очень многое, на мой взгляд, зависит и от учителя - у каждого своя методика преподавания. В параллельных классах домашних заданий иногда меньше, чем в нашем: это говорит о том, что ребята больше успели в классе.
А если на уроках педагог не закладывает определенной основы знаний, приходится нанимать репетиторов, потому что в тонкостях новой школьной программы не так-то легко разобраться. И даже мне, человеку с высшим педагогическим образованием, сложно объяснить ребенку предмет по современным учебникам. Я понимаю, что в дальнейшем без репетиторов мы вряд ли обойдемся, хотя школьная программа должна быть доступна каждому посещающему школу и добросовестному ребенку. А репетиторы по логике вещей нужны, чтобы учащийся приобретал и развивал дополнительные навыки.
По-моему, правильным было бы возвращение к прежней, советской системе образования, которая дала нам, сегодняшним взрослым, хорошую базу знаний и позволила стать специалистами своего дела.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно