Top.Mail.Ru
Статьи
Хозяйка “железной” горы

Работнице сортировочной станции под Новосибирском присвоили звание Героя Труда

Хозяйка “железной” горы

Фото: kremlin.ru

По профессии Ольга Бочкарёва - дежурная по сортировочной горке железнодорожной станции Инская, что в 17 км от Новосибирска. В 2018 году, перевыполняя план, она за смену распределяла около двух тысяч вагонов. А в 2019-м “за особые трудовые заслуги перед государством и народом” Ольге Николаевне было присвоено звание Героя Труда России. Корреспондент “Солидарности” расспросил Героя Труда о том, каково женщине работать на железной дороге и за что она любит свою профессию.

С Ольгой Бочкарёвой нас разъединяет 3400 километров российской земли, а соединяет телефонный провод. Общаться, не видя лица моей далекой собеседницы, не хочется, но на помощь  приходит услужливый интернет. С фотографии Ольги Николаевны из зала Кремлевского Дворца на меня смотрит крепко сбитая женщина с властным лицом, со звездой Героя на синем пиджаке, и я понимаю, что некрасовское “в горящую избу войдет” - как раз про нее.

СТЕПНАЯ БЫРКА

“О личной жизни говорить не люблю”, - сразу отрезала моя неговорливая героиня. И вправду, в ее рассказах о детстве, семье, корнях, как говорится, ничто не предвещало ни работы на железнодорожной станции, ни высокой должности, ни высокой награды. И все же, вглядываясь в пустынные пейзажи малой родины моей героини - села Передняя Бырка, затерянного в диких степях Забайкалья, - и в снятую с дрона панораму крупнейшей в России станции Инская, забитой тысячами вагонов, - места нынешней работы Ольги Бочкарёвой, можно разглядеть внутреннюю логику судьбы. И перемещение от почти медитативного уединения к месту, которое может служить метафорой вечного движения. И неласковый быт детства, который выковал выносливый и сильный женский характер, позволяющий поддерживать дисциплину в бригаде мужчин совсем не лирического толка. И крестьянскую привычку к труду - без нее не выдать те самые две тысячи разгруженных вагонов в смену, за которые потом дают звезды героев… И ясно, что наш разговор о доме необходим, иначе от женщины со строгим лицом останется в памяти только пиджак с важной государственной наградой, но не останется человека.

Вопрос - короткий ответ - вопрос. Так строится наше не самое простое общение, но из этих предельно сдержанных фраз, обрывков, осколков все равно складывается человеческая жизнь.

БАБА ГАНЯ И “ЗАРНИЦА”

Да, родилась в Передней Бырке. Река с тем же названием, граница с Монголией; село, основанное в 1923 году, в 1930-м стало центром Переднебыркинского крестьянского восстания, а в 1931-м там был образован колхоз, - вот скупые координаты ее малой родины. Но через два года семья переезжает к родителям матери в Томскую область. Там и проходит детство. Мама - доярка, отец - тракторист. В семье еще две девочки, Ольга старшая. Жизнь идет, “как обычно в деревне”. Школа, дом, домашние дела - “убрать, курочек накормить, воды принести, печку натопить. Деревенская работа”. Село большое, в селе - школа, в школе - кружки.

- Я спорт любила. Занимала призовые места. Ездила на районные, на областные соревнования по легкой атлетике - бег, прыжки. Грамоты все еще хранятся дома.

- Чем вам был близок спорт?

- Мое это. Я по натуре живой человек. Люблю двигаться, вперед стремиться, стараюсь быть первой.

- Вам нравилось побеждать?

- Конечно!

Вокруг деревни - смешанный лес. Вышел из дома с семьей или подружками - и уже в лесу. Походы за ягодами и грибами для зимних заготовок были неотъемлимой частью жизни: “Так было заведено, понимаете?”

Внешне она похожа на маму, рассказывает Ольга Николаевна, но характером мама спокойная, добродушная, уступчивая. А она, наоборот, требовательная. Наверное, породой больше пошла в бабушку.

- У нас бабушка была серьезная, как в деревне говорили - “всем бабушкам бабушка”. Грозная, но справедливая. Мы привыкли: баба Ганя скажет, как должно быть, надо слушаться. У нее было семеро детей. Представляете, сколько внуков? И мы все ее боялись за крутой нрав.

В школе Оля Бочкарёва была комсоргом класса и пионервожатой в младших классах.

- Похоже, вы с детства привыкли быть в лидерах?

- У меня, наверное, это в крови. Я вообще такая: как нужно взяться за дело и что-то организовать - всегда шли ко мне.

Вот, допустим, хотят сыграть мальчишки в лапту или в “Зарницу” - сразу бегут: давай собирай нас всех!

“Зарница” ей нравилась. Все было интересно - бегать по лесу, искать спрятанные “секреты”, выполнять задания. Леса дети никогда не боялись:

- Мы же в деревне жили. Хотя нас специально не учили в нем ориентироваться, но это у деревенских жителей само по себе получается - когда с детства-то в лес ходишь.

У нее были “очень хорошие родители”, вспоминает самых близких ей людей Ольга Николаевна, - спокойные, добродушные: “Очень мне с ними повезло. Потом мы все разъехались по городам. Но как же было радостно возвращаться домой! Отец всегда стоял возле ворот, нас встречал. Мы подъезжаем - комок в горле от радости, что нас ждут. Навсегда останется это чувство”.

- Очень скучала по дому, когда уехала. Переживала, - неожиданно становится 17-летней девушкой моя суровая собеседница. - Писем из дома ждала. Это сейчас в любую минуту можно позвонить и спросить, как дела, а раньше письма писали.

“ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ДЛЯ МЕНЯ ИНТЕРЕСНЕЕ ЭВМ”

В 17 лет она уехала в Новосибирск - “просто хотела в город”. Думала поступать учиться на стюардессу или в милицию. “Мечта такая была, всегда форма нравилась”. А получилось по-другому. Пошла работать на новосибирский завод “Электроспецсигнал”.

- Я была оператором ЭВМ, вычислительной машины. Мы печатали перфокарты. Разные ведомства приносили нам данные по зарплатам. Мы заносили их на перфокарты - такие картонные листочки с дырочками, а потом с перфокарт данные попадали в вычислительные машины, которые рассчитывали зарплату.

- Почему вы ушли впоследствии с этой работы?

- Не мое это было. Я понимала, что не смогу тут долго работать. Мне нужно было живое дело, чтобы видеть результат. А за пультом восемь часов сидеть было неинтересно.

На свое нынешнее место работы, станцию Инская, она попала случайно. На железной дороге работала мама ее подружки. Как-то у них в гостях Ольга обмолвилась, что хочет увольняться с завода. И мама подружки предложила: “Приходи к нам на Инскую, посмотришь”. Ольга пришла, посмотрела и осталась.

- Там все в движении. Я увидела людей за пультами, которые этим движением руководят, и поняла, что хочу этому научиться. Шел 1981 год, а следующие 40 лет я проработала на Инской.

“ВОТ КТО-ТО С ГОРОЧКИ СПУСТИЛСЯ…”

Инская - едва ли не третья в стране сортировочная станция по объему проходящих здесь грузов. Транспортный узел соединяет потоки из Кузбасса, Урала и Центральной Азии, обеспечивает движение составов в пяти направлениях. Через Инскую в сутки проходит больше 27 тысяч вагонов. В границах станции расположены вокзал и три пассажирских остановочных пункта: Новогодняя, Первомайская и Инская.

- Станция Инская - двусторонняя. Я работала в четном направлении, на четной сборке. К нам приходили поезда с западного и с южного направлений, а мы отправляли их дальше на восток, в Кузбасс. С четных сортировочных горок, обслуживавших восточное направление, поезда формировались до самого Хабаровска. С нечетных горок уходили на запад - до московских станций, “Московки”, - рассказывает о месте своей работы Ольга Николаевна.

“Хозяйка сортировочной горки” - невольно хочется сказать вслед за Бажовым, и я прошу мою собеседницу объяснить, что же скрывается за этим забавным для постороннего уха профессиональным термином.

- Это действительно горка, возвышенность с небольшим наклоном. Состав двигается, согласно сортировочному листку его вагоны расцепляют, и они под собственным весом катятся с горочки, а там уже сидят дежурные операторы и готовят для каждого отцепа свой заданный маршрут, - объясняют мне.

Начинала Ольга Бочкарёва на Инской списчиком вагонов:

- Сижу, помещение с большими окнами - а мимо меня идут и идут вагоны. Я их считаю, переписываю, потом по этой информации и готовят сортировочный листок.

Так она работала полтора года. Потом пошла в операторы и руководила сортировкой вагонов - направляла их по нужным направлениям. А в 1991 году уже была дежурным по горке.

Ее рабочее место - большой пульт. На нем - разные рукоятки, кнопки, рядом расположены мониторы. В это время на Инскую прибывает на разборку очередной состав, допустим, из 70 вагонов, рассказывают мне. Вагоны пришли с запада, а доставить прибывшие грузы надо по нескольким направлениям на восток, на север.

Работники вагонного хозяйства обрабатывают новый состав - проверяют тормоза, спуски. Потом дежурному по горке выдают сортировочный листок. Согласно ему дежурный распределяет вагоны по разным путям, где из них формируют новые поезда - как говорят железнодорожники, “распускают” состав. Дежурный по сортировочной горке вводит в компьютер данные, а дальше каждый вагон идет по своему направлению.

Сейчас все операции совершаются автоматически, раньше же “распускать” состав приходилось вручную. Для каждого вагона железнодорожными стрелками готовили собственный маршрут, Потом “вытормаживали” вагон до определенной скорости, чтобы он не ударился, не разбился, не сошел с рельсов. Чтобы роспуск вагонов шел безопасно.

- Это очень интересно, - воодушевленно объясняет Ольга Николаевна. - Встреча, сборка, когда весь состав сначала толкают на гору, а потом он скатывается с горы. Перед ним - 24 пути, и состав разбегается по всем 24 путям, будто врассыпную. Каждый вагон должен уйти четко на свой путь. Допустим, есть состав до Хабаровска. Значит, к нему на путь должны попадать вагоны, которые следуют исключительно до Хабаровска. На следующий путь - только до Кемерова. Каждый из 24 сформированных составов уйдет потом к своей точке назначения.

На Инскую приходят все грузы, которые перевозит железная дорога. Идут открытые вагоны, полувагоны, платформенные вагоны. Там могут быть опасные грузы, например вагоны с пропаном или с метаном, а могут - с щебнем или зерном. Дежурный по горке не видит, какие грузы куда он направляет. Конечно, если везут щебень или технику на открытых платформах, уголь в полувагонах, это видно. Но обычно перед дежурным проходит крытый вагон, на котором указаны только его номер, вес и направление, раскрывает детали профессии Ольга Бочкарёва.

ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ И ПЕРВАЯ БРИГАДА

- Я очень люблю свою работу, - признается она. - И мне нравится, что мы всегда в первых рядах.

Ее бригада всегда занимала первые места на соревнованиях по роспуску вагонов. Бригады соревнуются по всем показателям. Количественный - сколько за смену нужно расформировать составов. Допустим, был план распустить 1800 вагонов за смену, в среднем по 60 вагонов в составе, и сделать это без брака, без столкновений. А если бригада за смену распустила уже не 1800, а 2000 вагонов (“бочкаревская” работала именно так) - получает прибавку к зарплате.

Дежурный по горке должен предвидеть все последствия своих решений, продолжает рассказ о своей профессии моя собеседница. Расформировывая нынешний состав, дежурный уже должен знать, куда распределит вагоны следующего, и помнить, как разошелся предыдущий. То есть - планировать, думать, согласовывать, выбрать наиболее рациональный порядок.

Одним составам можно без опасности немного увеличить скорость роспуска, к другим отнестись более бережно, Естественно, и скорость их роспуска будет уменьшена.

Ей повезло с бригадой, считает Бочкарёва. Под ее руководством оказались четыре составителя поездов, два оператора, и это только “движенцы”, как говорят на железной дороге, которые обслуживают подвижной состав. А еще есть четыре машиниста, путейцы - те напрямую в бригаду не входили, но все равно без ведома дежурного по горке никакие работы путей не проводились.

Дежурный по горке контролирует все, что происходит в зоне его отвественности: чтобы вагоны не туда не присоединили, никого не задавили, ничего не разлилось и не рассыпалась.

- Чем же хороша была ваша бригада? Были ситуации, когда она выручала или поддерживала вас?

- Я вам скажу коротко и четко, - начинает объяснение Ольга Николаевна, и мне кажется, что она мысленно уже вновь сидит за пультом своей родной Инской станции. - Люди в моей бригаде приходили не проводить время, а работать. Поэтому у нас все слаженно получалось. Была взаимная ответственность, люди относились друг к другу уважительно.

Когда в бригаду приходила молодежь, ей старалась прививать уважение к этим правилам. Старшие объясняли: железная дорога - зона повышенной опасности, серьезное место. От них зависит безопасность не только подвижного состава, но и людей.

СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ СТАЛ ИНЫМ

Интересно расспросить мою собеседницу о бытовых деталях работы. Например, о графике. Дежурный по горке работает 12 часов днем, следующие 12 часов в ночь, потом двое суток отдыхает, объясняет Бочкарёва:

- От такого режима, конечно, устаешь физически, но больше - психологически, из-за ответственности, все время надо концентрировать внимание. Дежурный по горке должен держать в голове информацию по всем вагонам, всем составам, всем путям - где и что с ними происходит. Все слышать, видеть и знать, где и что находится.

Многим кажется, что рабочее место железнодорожника - сторожка на переезде. Холодно, темно, неуютно. Но неудобства остались в прошлом, утверждает моя собеседница. Теперь у бригады есть комната приема пищи, теплый санузел: “Это раньше стояли старые здания, туалет был холодным. И еду себе мы готовили на обыкновенной плитке. А сейчас у нас по-домашнему удобно”.

КРЕМЛЕВСКАЯ НАГРАДА И ПРИМЕР ДЛЯ ВНУКОВ

- Семья спокойно относится к вашей профессии? Не уговаривала поменять место работы на более легкое?

- Даже разговоров об этом не могло быть. Они знали, что я никуда не уйду, - твердо говорит Бочкарёва.

А сейчас вот и внук пошел по ее стопам, поступил в железнодорожный техникум.

Постепенно наш разговор движется к торжественному моменту - присуждению звания Героя Труда. О том, что ее выдвинули на получение награды, Ольга Бочкарёва узнала, когда ее пригласили на собеседование - сначала в управление железной дороги, потом в Москву. Ее расспросили о работе и сказали, что президент России подписал указ о награждении. Конечно, это была радость - долгожданная и неожиданная одновременно. Ольга Николаевна сразу позвонила домой. “Все еще долго были в шоке - моя мама, родственники, семья”, - смягчив голос, вспоминает она.

В Москве Бочкарёва уже была на награждении, только тогда она получала ведомственную медаль от руководства РЖД. А в Кремль ее пригласили впервые. С бабушкой поехала группа поддержки - двое внуков.

- Они были восхищены красотой Кремля. Ну и гордость испытывали за меня.

Теперь им в семье точно было на кого равняться в отношении к работе.

ДОРОГА

- Ваша профессия связана с бесконечным движением. Насколько вы сами любите путешествия? Или вам этого хватает и на работе?

- Конечно люблю. Мне нравится видеть новые места, знакомиться с новыми людьми. Дорога приучила меня жить среди постоянных перемен.

Автор материала:
Жирицкая Екатерина - Хозяйка “железной” горы
Жирицкая Екатерина
E-mail: zhyritskaya@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика