Фото: ФНПР
На заседании Российской трехсторонней комиссии 31 января обсудили трудовую мобильность, борьбу с долгами по зарплатам и зависимость ситуации на рынке труда от решений Центробанка. В то же время профсоюзы призвали “включать самозанятых в орбиту трудовых отношений” в пику “наглому” их использованию в системе платформенной занятости. А под конец члены РТК задумались, жалко ли “Газпрому” ста тысяч рублей в год на членство в объединении работодателей (на самом деле - вряд ли).
В Доме правительства 31 января прошло первое в наступившем году заседание Российской трехсторонней комиссии (РТК). Собственно, можно было обойтись без обсуждения, но кое-что требовало хотя бы кратких реплик, да и пункт “Разное” оказался весьма насыщенным.
- Мы однозначно поддерживаем предоставление работнику права на получение среднего заработка при расторжении трудового договора по причине ликвидации организации с сокращением штата, даже при наличии внешнего совместительства, - высказала позицию профсоюзов по одному из вопросов зампред ФНПР Нина Кузьмина. - Мы все с вами помним, какой острой была проблема долгов по заработной плате в начале нулевых годов. И как эту проблему помогли решить во многом межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации, которые разбирали каждый конкретный случай. Поэтому сейчас, когда у нас немножко нарастает напряженность с этой проблемой, конечно, идея возрождения, активизации деятельности межведомственных комиссий только поддерживается.
Член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Федор Прокопов высказался о ходе реализации региональных программ по повышению мобильности трудовых ресурсов. Оказалось, что крупный бизнес “расстраивают масштабы этой программы: порядка тысячи человек в год - для российской экономики это маловато”.
- Наши граждане очень сложно к этой мобильности относятся, очень сложно. Они не хотят переезжать, не хотят уезжать с насиженного места, особенно те, кто имеет жилье в месте своего постоянного проживания. Понятно, что они никогда не получат такие подъемные, которые позволят им устроиться так же, как они живут в собственном доме, - разъяснила коллегам из РСПП очевидное координатор РТК, вице-премьер Татьяна Голикова. Но заверила, что правительство продолжит заниматься этим вопросом. (Заставят ли работодателей и регионы давать больше подъемных, или же работников заставят переезжать в обязательном порядке?)
Между тем Кузьмина недаром выше говорила о задолженностях по зарплатам: проект нового постановления правительства на эту тему стал одним из основных вопросов заседания. Называется это постановление “О порядке формирования и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате и порядок принятия ими решений”.
А если коротко, то сейчас хотят активизировать и упорядочить ту самую практику из 2000-х годов, о которой так положительно отзывалась зампред ФНПР. Подробно прописываются состав, полномочия, функционал, регламент работы. И хотя такая комиссия в регионе не будет иметь статуса контролирующего органа, чиновники и работодатели обязаны будут, например, отвечать на ее запросы в течение пяти дней (для сравнения, по закону о СМИ, органы государственной власти должны отвечать на запросы журналистов за неделю).
Что же касается состава, в обязательном порядке в него будут входить члены региональных трехсторонних комиссий, а значит, и профсоюзов. При этом работа такой межведомственной комиссии, по идее, не должна сводиться к мониторингу ситуации с задолженностью по зарплате: комиссия должна искать выход из ситуации, предлагать работодателям и властям решения.
Был поднят и вопрос о ситуации на рынке труда в целом. Этот пункт входит в повестку каждого заседания РТК, и в большинстве случаев информация просто принимается к сведению. Но сейчас профсоюзы обратили внимание на одну странность:
- У меня небольшой вопрос или замечание по информации, которая сейчас у нас есть в материалах. Мы эту информацию сравниваем с той, например, которая была два года назад: она немножко изменилась. Какое-то время назад, может, это было не критично, но сейчас мы с вами замечаем те или иные признаки не самых хороших трендов, как говорят на рынке труда. Поэтому желательно продолжать мониторить некоторые показатели, которые сейчас у нас из этой информации исчезли, - так Нина Кузьмина дипломатично указала на недоработку авторов доклада.
Например, не было в этот раз сальдо заключенных и расторгнутых трудовых договоров; данных о численности работников в отпусках без сохранения содержания или в режиме дистанционной занятости; а также сведений о доле иностранных работников, занятых в экономике РФ в целом и в разрезе по регионам.
- Надо иметь в виду, мы ждем, что если сохранится жесткая денежно-кредитная политика (тем более, если в середине февраля Центробанк примет решение о повышении ключевой ставки), то ситуация и на рынке труда, и с заработной платой может ухудшиться. Поэтому мы согласны с тем, что нам надо мониторить более широкий круг показателей, чтобы своевременно оперативные меры принимать, - проявил солидарность с профсоюзной стороной глава РСПП Александр Шохин.
Интересно объяснение ситуации от министра труда Антона Котякова. Исходя из него, на самом-то деле вся информация собирается Минтрудом и Рострудом по-прежнему в полном объеме. Но поскольку она была “не востребована в течение 2024 года”, то вот конкретно те данные, о которых говорила Кузьмина, не давались в общей справке. Обещал вроде вернуть. Но осадок остался: а как это в Минтруде решили, что “невостребованными” внезапно стали именно данные об иностранных рабочих, трудовых договорах и отпусках без содержания?
В “Разном” обсуждали последние новости: Кузьмина зачитала заметку из “Ведомостей”, вышедшую тем же утром, 31 января: ““Яндекс.Такси” станет первой в России цифровой платформой, которая будет уплачивать налог на профессиональный доход (НПД) за всех самозанятых исполнителей. С 1 февраля автоматическое отчисление НПД станет обязательным условием для водителей, сотрудничающих с платформой. <…> Инициатива внедрена после обсуждения с ФНС и “позволит полностью автоматизировать и упростить выплату налога на профессиональный доход для самозанятых партнеров”.
- Я не знаю, стоит ли комментировать это сейчас, потому что это может вызвать только бурю негативных эмоций и больше ничего, - предупредила зампред ФНПР. - Настолько цинично, беспардонно нам показывают, как реальные трудовые отношения совершенно нагло выбрасываются в периметр отношений гражданско-правого характера, когда никаких гарантий прав наемных работников, вот этих водителей, у этого работодателя - а это реально работодатель - нет. Нам необходимо таких так называемых самозанятых включать в орбиту трудовых отношений. Потому что, если работодатель, как бы он себя ни именовал, уже готов автоматизированным способом перечислять не налог на доход физлиц, а налог на профессиональный доход… Ну, у меня нет комментариев на эту тему, - вовремя остановилась Кузьмина.
По сути, одну и ту же тему подняли в начале и в конце заседания Александр Шохин и председатель Росуглепрофа Иван Мохначук. Речь в первом случае шла о невыполнении директивы правительства об обязательном для корпораций с госучастием членстве в объединении работодателей. А во втором - об отказе компаний от участия в отраслевых соглашениях. Первое - как бы частный случай второго. Ведь почему корпорации идут в отказ? Не потому же, что ста тысяч рублей в год членских взносов жалко, правда? Скорее всего, они не хотят участвовать в социальном диалоге, который, например, подразумевает членство в РСПП на примере работы той же РТК. Нет, жалко не ста тысяч: любое нормальное отраслевое соглашение будет стоить подороже. А вот работников - не жалко: ведь можно сэкономить и на зарплатах, и на индексациях, и на охране труда.
- Мы в этом направлении предлагаем определенные шаги делать, - обратился к Голиковой Александр Шохин. - В частности, была наша инициатива об обязательном членстве в объединениях работодателей социально-экономически значимых организаций. Но правительство, мягко говоря, неактивно продвигает этот проект, если не сказать, более жестко - “замотало”. Мы на ближайшем съезде эту тему будем поднимать в присутствии президента. Лучше подготовиться к этому правительству.
Татьяна Голикова, надо сказать, отчасти уже подготовилась. В поступившей ей накануне докладной записке значится: 17 крупных предприятий отказываются входить в объединения работодателей, потому что: нет денег на взносы; нет объединений нужного профиля; компания “не осуществляет производственную деятельность”; не обязаны никуда вступать. Кто конкретно какой аргумент привел, осталось неизвестным, но среди компаний вице-премьер назвала “небезызвестные вам Газпром, Роснефть, Роснефтегаз”. Вот и угадайте, какой довод из вышеперечисленных им скорее всего подойдет.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно