Top.Mail.Ru
Статьи
Инструктор самообороны

Как стать тренером и что самое главное в такой работе

Инструктор самообороны

Фото: Николай Федоров / "Солидарность"

В рубрике “Человек и его профессия” газета “Солидарность” рассказывает о людях труда, о секретах, плюсах и минусах самых разных профессий. Сегодня - рассказ о тренере секции самообороны. Николаю Сысоеву 40 лет. Тренер в московском клубе “Штурм”. Окончил инструкторский курс по тактической борьбе “крав-мага” для гражданских лиц. Последние шесть лет преподает самооборону.

- Основа стиля самообороны, который я преподаю, это крав-мага (в переводе “контактный бой”) - система самозащиты и рукопашного боя, разработанная в Израиле для армии, а затем адаптированная для самозащиты гражданского населения, - рассказывает Николай Сысоев. - Основной принцип: максимальная эффективность в условиях реальной схватки. Плюс много элементов из джиу-джитсу и боевого самбо, которые я счел нужным добавить для смягчения техники или ее ужесточения, чтобы у клиентов был больший набор действий в той или иной ситуации. И, конечно, я обучаю, как уходить от криминальных ситуаций.

ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Как это часто бывает с профессиональными бойцами, все началось еще в детстве. Уроженец Кишинева, в связи с переездами родителей Николай Сысоев много раз менял место жительства. Чтобы отстоять себя, в каждой новой школе новенькому приходилось драться каждый день и на каждой перемене. Именно тогда, по его словам, будущий инструктор самообороны осознал всю важность умения постоять за себя.

К занятиям единоборствами Николай Сысоев пришел позднее. С 25 лет он занимался тайчи, боксом, кикбоксингом, самбо, джиу-джитсу и в 27 лет пришел в секцию крав-мага. У молодого коммерсанта, окончившего Московский банковский институт, не было намерений заняться тренерской работой, но все произошло само собой:

- Через год-полтора тренировок тренер, разгружая себя, стал ставить меня в пары с новенькими, чтобы я объяснял им, что и как делать. В процессе я заметил, что результаты тех, с кем я работал, скакнули вверх. Я увидел результат своего труда и понял, что получаю огромное удовлетворение от того, что помогаю людям улучшать их технику.

Посоветовавшись с тренером, Николай поехал на инструкторский курс в Сербию и дальше занимался только тренерской работой.

ПОРТРЕТ КЛИЕНТА

У детей и подростков причиной начать тренироваться в секции самообороны чаще всего становятся проблемы со сверстниками в школе. Средний портрет взрослого, пришедшего обучаться самообороне, - семейный человек от 25 до 40 лет. Гендерное соотношение в секции - примерно 30% женщин и 70% мужчин. Часто изучать самооборону приходят взрослые женщины, ставшие жертвами насилия.

СЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ

По словам Николая Сысоева, чтобы стать профессиональным инструктором самообороны, требуется пять лет. За этот срок приходит понимание, как работать с взрослыми и как - с детьми, как работать на результат и при этом не навредить. На вопрос о главных качествах профессии тренер отвечает не задумываясь:

- Первое - желание помочь. Второе - коммуникабельность. И умение иногда сглаживать какие-то острые углы, а иногда - действовать очень жестко. Надо уметь, если надо, и выгонять из секции.

Тренер - в первую очередь, как отмечает Николай, это очень хороший психолог, если не психиатр. И подростку, и взрослому надо дать понять, что тренер ему сопереживает, понимает, что с ним происходит, и способен завоевать его доверие. Самое сложное в профессии - работа с детьми, у которых есть проблемы с психикой. Для них тренировки - прежде всего метод адаптации в зачастую весьма жестком детском социуме, а занятия самообороной помогают им обрести уверенность в себе.

- Еще один момент связан с детьми, - рассказывает Николай Сысоев. - Есть дети, которых били, унижали или травили в школе. Они уже сформированы как жертвы, и с ними - самая тяжелая работа. Надо вывести их из этого состояния, научить действовать иначе, чем они привыкли. Я вижу, как после тренировок у них улучшается настроение, уходит депрессия. Они не тратят свою энергию на постоянный страх побоев или унижения. Им даже становятся неинтересны занятия. У них появляется масса энергии, они перестают тренироваться, живут в свое удовольствие, и я этому очень рад.

А самое неприятное в работе тренера самообороны - это выгонять занимающегося, который наносит ущерб другому на тренировке. Есть в профессии тренера свои опасности и профессиональные заболевания. От ежедневной демонстрации приемов сильнее всего страдают суставы, особенно в детских группах, где каждый прием надо показывать на себе. А наиболее опасен, по словам тренера, пропущенный удар от новичка в область лица:

- Однажды я получил от девочки на тренировке хлест в ухо, когда объяснял выполнение этой техники, мне потом было плохо несколько дней.

САМ СЕБЕ ПРОФСОЮЗ

У инструкторов самообороны своего профсоюза нет. По мнению нашего собеседника, в этой сфере он не обязателен.

- Тренер - профессия специфическая, - считает Николай Сысоев. - Он достаточно хорошо может себя защитить без профсоюза: в любой момент сказать, что увольняется. Найти работу в другом месте, может, и нелегко, но этот вопрос можно решить. Я сам видел такие ситуации. Поэтому с хорошими тренерами администрация спортивных клубов старается поддерживать ровные отношения. Профсоюз не нужен. В нем при таких обстоятельствах нет необходимости.

Конфликтные ситуации в трудовых отношениях тренера с администрацией возможны, когда администрации непросто понять, что конкретный клиент - например, агрессивный - клубу не нужен. Позиция администрации “он приносит нам деньги” сталкивается с позицией тренера “он опасен и может создать сложности нам и нашим клиентам”. По словам Николая Сысоева, ему приходилось участвовать в таком конфликте, и в результате администрация пошла ему навстречу.

Конкуренция среди тренеров самообороны есть, и порой достаточно “черная”. На тренировки могут приходить “засланные казачки” из других секций, чтобы посмотреть, чему именно учат в конкретной секции. Большая часть тренеров ревностно старается если не быть, то хотя бы казаться лучшими. Например, в интернете принижают других и возвышают себя. Порой случаются и хорошо подготовленные кибератаки на сайты секций самообороны.

РАБОЧИЙ ДЕНЬ, ЗАРПЛАТА, ОТДЫХ

Все учащиеся в секции самообороны делятся на группы по возрасту: дети (8 - 13 лет), подростки (13 - 16 лет) и взрослые. Тренировки у детской группы длятся максимум час. У взрослой - 1 час 15 минут. Обычно Николай Сысоев в день проводит две-три тренировки. Одна из сложностей его работы - занятия разнесены во времени: нередко одна тренировка может начинаться в 10 утра, а другая - в 9 вечера. От дома до зала Николай добирается полчаса на метро или на машине.

Средняя зарплата тренера самообороны в Москве - от 50 до 60 тысяч рублей в месяц.

Хоть работа и не накладывает жестких ограничений на рацион питания, но необходимо следить за собой. Ведущий детскую группу должен быть примером для ребят, а значит, лишний вес - недопустим, как и вредные привычки.

- Я никогда не позволю себе выкурить сигарету возле клуба, я понимаю, что меня могут увидеть дети, которых я тренирую, - отмечает наш собеседник.

А лучшим отдыхом тренеры самообороны считают смену обстановки, чтобы “переключить голову” - уехать из города в лес или к морю.

О САМОМ ГЛАВНОМ

Наш собеседник уверен, что выбрал бы эту профессию снова, да и к вопросу о возникновении профессиональной династии относится положительно:

- Я сделаю все, чтобы моя дочь приобрела эту профессию как дополнительную. Это учит помогать другим, коммуникабельности, плюс она всегда сможет постоять за себя на улице.

В ответ на вопрос о самом увлекательном в этой работе Николай Сысоев вспоминает несколько случаев, когда навыки помогли его ученикам в реальной жизни. В одной ситуации девочку-подростка схватил за руку мужчина на улице, но она отработанным движением освободила руку и убежала. В другой - восьмилетний мальчик эффективно заступился за свою подружку, на которую напал с палкой ребенок постарше.

Наконец, он рассказывает историю о том, как один его ученик вежливо сделал замечание мужчине, пьющему водку из горла на детской площадке. В ответ выпивающий закрутил пробку, встал и попытался ударить бутылкой по голове сделавшего замечание. Ученик перехватил бутылку и “отработал” агрессора локтем в лицо. Николай подытоживает:

- Самое увлекательное - это результат. Когда ко мне приходят люди, которые тренировались или тренируются у меня, и рассказывают, как среагировали в сложной ситуации, как это было здорово. Вот тогда я испытываю что-то близкое к нирване, то есть полное удовлетворение. Человек тренировался, а затем использовал свои навыки - и у него получилось, он вышел из неприятной ситуации. Это для меня самое главное, самое приятное. Наверное, для этого я и работаю.

Теги:
Автор материала:
Вадим Попов - Инструктор самообороны
Вадим Попов
E-mail: popov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика