Изображение: fastly.net
Недавний съезд ФНПР принял резолюцию, согласно которой профсоюзы будут бороться за повышение зарплат работников. Как мы уже писали, в Свердловской области решили начать с борьбы за повышение зарплаты в промышленности. “Солидарность” спросила профлидеров, какие меры будут приняты в их регионах.
Продолжение темы. Начало в “Солидарности” №, 27, 28, 2019
Виктор Захарчиц, председатель Калининградского областного объединения организаций профсоюзов:
- У нас минимальный размер заработной платы поэтапно повышается. В прошлом году, в декабре, приняли очередное соглашение о повышении в три этапа: с 1 января 2019 года “минималка” повысилась до 12 тысяч рублей, с 1 июля - до 12,5 тысячи и с 1 января 2020 года - до 13 тысяч. Мы стараемся, чтобы региональный МРОТ не был ниже уровня прожиточного минимума в регионе.
Такое соглашение подписывается уже несколько лет. Создается рабочая группа, по два человека от каждой стороны социального партнерства. Обсуждают прожиточный уровень и на сколько он может подняться при текущей инфляции. И с учетом этих цифр определяется МРОТ, чтобы он был выше ПМ. Соглашение распространяется на все организации независимо от форм собственности. Организации могут в течение месяца письменно отказаться от присоединения к соглашению, но им придется указывать причины такого решения, указать время, когда они смогут присоединиться и выполнять соглашение. Таких организаций у нас, можно сказать, и не бывает.
А в целом… По бюджетным сферам индексация проходит, рассматриваются острые вопросы. По коммерческим организациям уже сложнее сказать. В больших структурах - типа РЖД или, скажем, “Лукойла” - индексация проводится регулярно.
По сути, где есть первичная профсоюзная организация - там и индексация проводится, и коллективный договор есть, и наболевшие вопросы рассматриваются. А где нет профсоюзной организации - там проблематично даже выяснить ситуацию, потому что коммерсанты скрывают информацию, и доходы и зарплаты.
Сергей Шерстобит, председатель Федерации профсоюзов Удмуртской Республики:
- С инициативой повышения зарплат во внебюджетном секторе экономики у свердловчан мы знакомы, и я поддерживаю ее. Хорошее предложение.
У нас в республике по инициативе федерации, которую я представляю, республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в декабре прошлого года подписала обращение к руководителям организаций, действующих в республике. Обращение о повышении уровня реального содержания заработной платы путем ее индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Тогда мы не знали еще реального уровня инфляции, потом, когда показатель стал известен, мы его прописали: 4,3%.
Недавно мы выясняли, какой эффект дало это обращение. Взяли данные за пять первых месяцев этого и прошлого года. Выяснилось, что на 7 из 13 крупных промышленных предприятий рост заработной платы - от 5 до 20%. Поэтому мы считаем, что результат обращения хороший. Если брать показатель 3,5 - 4%, то добавится еще несколько предприятий. Причем год еще не закончился, на многих предприятиях, где сейчас зарплаты выросли на 1, 2, 3, 4%, показатели к концу года еще вырастут: там сдадут объекты, сдадут товарную продукцию, вырастет зарплата.
Следующий важный момент. Мы смогли договориться с социальными партнерами - нашим правительством и работодателями - о том, что они будут принимать меры по доведению месячной тарифной ставки рабочих 1-го разряда или минимального должностного оклада не ниже минимального размера оплаты труда.
Кроме того, 25 января этого года подписано региональное соглашение о минимальной заработной плате в республике. В нем мы установили, что с 1 января 2019 года минимальная месячная зарплата работника, состоящего в трудовых отношениях с работодателем (за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета), должна быть не ниже 12 972 рублей. То есть на 15% выше, чем МРОТ по стране. При этом МРОТ у нас одинаков для всех организаций, не делаем разницу между бюджетными и внебюджетными.
А если мы сможем воплотить в жизнь инициативу ФНПР по установлению МРОТ на уровне минимального потребительского бюджета, а это примерно 25 - 27 тысяч рублей, то рост зарплаты у работников будет намного выше, чем сегодня. Это, конечно, будет большое достижение, и мы готовы за это бороться. И на всех наших мероприятиях мы сейчас инициируем разговоры про минимальный потребительский бюджет, ведем разъяснительную работу. Ну и, кроме всего прочего, участвуем в принятии нормативно-правовых актов правительства, согласовываем их. И если с чем-то не согласны, сразу даем свои предложения. К примеру, сейчас вот согласовываем положения об оплате труда работников бюджетных казенных учреждений здравоохранения. Вносим предложения.
Марат Хусаинов, председатель Федерации профсоюзов Республики Башкортостан:
- Во-первых, работаем над заключением нового республиканского соглашения на 2020 - 2022 годы. И в его рамках планируем прописать и индексацию, и рост заработной платы. Во-вторых, на основании нашего республиканского соглашения мы настраиваем наши первичные профорганизации, чтобы в единую переговорную кампанию, которая начнется уже осенью, они тоже поднимали эти вопросы через колдоговоры.
Самая большая, острая проблема, которую, я думаю, необходимо кардинально решить по всей России, - это задолженность по заработной плате. Она существует во многих регионах, в том числе в нашем. У нас официальная задолженность по зарплате вроде бы невысокая - 43 млн рублей. Но дело в том, что в эту статистику попадают в основном те предприятия, которые подают информацию. К сожалению, те предприятия, которые проходят процедуру банкротства, освобождены от этой обязанности, так что задолженность выявляется не всегда своевременно. Кроме того, если на этих предприятиях нет профорганизаций, то мы не можем знать о возможном наличии задолженности по заработной плате.
Это очень важная тема - вообще закрыть задолженности по заработной плате. Вопрос очень серьезный, и Шмаков, когда выступал перед Путиным, тоже отдельно этот вопрос обговаривал. В первую очередь необходима ратификация Конвенции МОТ № 173 в полном объеме, в том числе с теми рекомендациями, которые изложены. А как только ликвидируем задолженность - заниматься ростом зарплат. Хотя и сейчас этим вопросом занимаемся, добиваемся роста через республиканские отраслевые соглашения.
Александр Шеметов, заместитель председателя Федерации профсоюзов Калмыкии:
- У нас вопрос о повышении зарплат наиболее остро стоит у работников бюджетной сферы. Промышленности как таковой в регионе нет, так что акцент делается на бюджетников. Поэтому, если у нас и обсуждается повышение - на уровне правительства, на уровне трехсторонней комиссии, речь идет только о бюджетниках.
Сейчас у нас во главе республики - исполняющий обязанности. “Озвучивает” свои предвыборные обещания: инвестиции, развитие промышленности, сельского хозяйства… Обещаний в сфере заработной платы пока не давал, я таких не слышал.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно