Top.Mail.Ru
Статьи
Картельный тихоход

Расследования сговоров монополистов: от бензиновых амбиций к лимонной реальности

Картельный тихоход

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Недавно Евросоюз оштрафовал крупных автопроизводителей почти на 2 млрд евро за картельный сговор. “Солидарность” решила посмотреть, как за такой проступок могут поплатиться российские компании. И отражаются ли сверхдоходы компаний, полученные от сговоров, на зарплатах работников?

НАКАЗАНИЕ ДЛЯ АВТОКАРТЕЛЯ

Месяц назад, 11 июля, стало известно, что Евросоюз уличил крупнейших автопроизводителей - BMW, Daimler и Volkswagen - в картельном сговоре. Компании пытались воспрепятствовать внедрению новых технологий очистки выхлопных газов. Было установлено, что автогиганты могли обеспечить выполнение всех законодательных требований регуляторов, но принципиально не делали этого, чтобы сэкономить на разработке дорогостоящих систем нейтрализации. Выяснилось, что сговор произошел еще в 90-х годах, а с 2009 по 2014 год было даже разработано специальное программное обеспечение, которое обманывает измерительное оборудование.

Компании весьма дорого заплатят за нежелание брать на себя дополнительные расходы. Группа Volkswagen (выпускающая также бренды Audi и Porsche) заплатит штраф в 502 млн евро, BMW - 373 млн евро. Самый крупный штраф должен был получить Daimler, выпускающий машины Mercedes, - 727 млн евро. Но компания решила раскрыть все детали сговора следствию - и штрафа избежала. Итого автопроизводители будут наказаны почти на 2 млрд евро. Весьма внушительная сумма. А “Солидарность” решила посмотреть, как наказывают российские компании за картельные сговоры. И отражаются ли сверхдоходы компаний, полученные от сговоров, на зарплатах работников?

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

В 2007 году полномочия Федеральной антимонопольной службы решили расширить. Выросли штрафы за нарушение закона о конкуренции, была введена уголовная ответственность, для чего позже переписана ст. 178 УК (ограничение конкуренции). Глава ФАС Игорь Артемьев говорил, что в прежней редакции статья УК просто не работала, “так как в 2002 году кто-то ловкими руками ввел в нее несколько слов, которые ее просто заблокировали”.

- Нужно выбрать всего три-четыре случая, за которые - тюрьма, - говорил Артемьев прессе. - Например, за создание картеля - сразу тюрьма. Или, скажем, за рецидив особо опасных правонарушений, до двух или трех раз в течение года, например за злоупотребление доминирующим положением. Надолго лишать свободы нарушителей не нужно - от трех до шести месяцев и максимум до года. Я считаю, что для топ-менеджеров компаний, нанесших ущерб экономике и всем своим конкурентам, попасть в тюрьму на три - шесть месяцев будет достаточно. А вот если это второй или третий раз, да еще картель, то тут и пять - семь лет может пригодиться, как в США.

Планов у службы было тогда громадье - привлекать МВД к наружной слежке, доказать картельный сговор по бензину в масштабах страны. Намерения, со слов Артемьева, заявлены самые благородные - побороть инфляцию: “Картель - это хуже чем мошенничество, потому что это мошенничество, основанное на монополизме. То есть гигантские монопольные структуры, которые часто еще и государственные, сговариваются о ценах, а за все платит потребитель. Поэтому у нас и инфляция такая высокая в стране - 8%. И пока мы не разрушим монопольные рынки и гигантскими штрафами не заставим людей считаться с государством, чтобы они не обдирали потребителей, инфляция у нас будет довольно высокой. Уверен, что по меньшей мере треть инфляции в нашей стране создают наши клиенты - через картели и злоупотребления доминирующим положением”.

ЧТО СЕЙЧАС?

С тех пор ст. 178 УК переписывалась еще несколько раз. По статистике ФАС от 2019 года, обычно в год выносится несколько сотен решений по делам о картелях, около 1500 юрлиц привлекаются к административной ответственности. Но сумма штрафов весьма скромна - примерно 3 млрд рублей в год. То есть где-то по 2 млн с оштрафованного.

Реальный срок за нарушение ст. 178 УК - это случаи единичные, случается такое буквально по паре раз в пять лет. Фигурантов картельных сговоров наказывают по другим статьям - растрата, мошенничество, коммерческий подкуп, дача и получение взятки, превышение или злоупотребление полномочиями.

Например, по 3 и 3,5 года в колонии общего режима получили в 2019 году замминистра здравоохранения Самарской области Альберт Навасардян и совладелец ООО “Современные медицинские технологии” Сергей Шатило. Они виновны в коммерческом подкупе и сговоре в рамках торгов на обслуживание медицинского оборудования на сумму свыше 4 млрд рублей.

ПРОДУКТЫ

Чаще всего мы слышим о действиях антимонопольной службы в “громких” случаях подорожания продуктов. В апреле прошлого года ФАС расследовала “лимонный” картельный сговор - тогда лимоны подорожали в 2,5 раза. “Рост цен на лимоны был вызван сокращением поставок и повышением цен иностранными компаниями. Вместе с тем у антимонопольного органа есть основания полагать, что столь значительный рост цен на лимоны был обусловлен не только этими причинами”, - сообщило ведомство.

Расследовали в прошлом году и причину повышения стоимости сахара сразу на 7,1% за месяц. “Рынок сахара профицитен и не должен зависеть от изменения курса валют”, - заключила ФАС. Подозревали тогда и сговор среди производителей гречневой крупы. В ряде регионов крупа взлетела в цене на 20 - 30%, хотя в 20 регионах еще были запасы крупы, и немалые - только в Алтайском крае 365 тыс. тонн.

“При выявлении признаков ценовых сговоров мы проводим внеплановые проверки как оптовых поставщиков, так и производителей, и если картели на этих рынках будут доказаны, виновных ждет административный штраф в размере до 15% от годовой выручки, а руководителям грозит уголовная ответственность”, - заявил в пресс-релизе начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

В 2020 году служба занималась также “имбирным кризисом”, спровоцированным слухами о целебных свойствах имбиря при заболевании COVID-19. Они повлекли “ажиотажный спрос на товар и установление некоторыми магазинами ценника в диапазоне 3000 - 7000 рублей за 1 кг. Преодолеть его удалось благодаря рыночным механизмам. Федеральные торговые сети устранили дефицит имбиря на своих полках, установив на него справедливую рыночную цену в диапазоне от 400 до 700 рублей за 1 кг”, - сообщила пресс-служба ведомства.

СОЦИАЛКА

Активно расследуются сговоры в социальной сфере экономики. Например, в апреле этого года обнаружили признаки картельного сговора на торгах по охране объектов и имущества медучреждений Подмосковного региона (ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции). Частные охранные предприятия отказались от конкурентной борьбы и подавали ценовые предложения с незначительным снижением начальной цены - от 0,1% до 4%.

“Сумма контрактов, заключенных при реализации картельного соглашения, составила почти 1 миллиард рублей”, - завило ведомство.

В июне прошлого года был выявлен сговор и среди поставщиков музыкальных инструментов в регионы РФ. ООО “Золотая Лира”, ООО “Профиттрейд” и ООО “ФП”, участвуя в торгах по 19 контрактам (общей стоимостью 99 млн рублей), подавали заявки на конкурсы с одинакового IP-адреса, составлялись эти заявки одними лицами, а цена падала максимум на 2%.

В июле этого года АО “СЗ Кошелев Проект Самара” и АО “Кошелев-проект” (ранее ЗАО “ППСО” АО “Авиакор”) заплатили 130 млн штрафа за участие в антиконкурентном сговоре при строительстве двух школ и детского сада в микрорайоне “Крутые ключи” в Самарской области. Как ФАС доказала в суде, компании вступили в сговор с бюджетным учреждением “Управление градостроительства и ЖКХ” Волжского района, заполучив контракт на 1,2 млрд рублей. Строительство эти компании начали до торгов и даже до размещения извещения о торгах. Проектно-сметную документацию на объекты разрабатывало ООО “Р-Проект” по заказу ЗАО “ППСО” АО “Авиакор”. Правоту ФАС подтвердили три судебные инстанции.

Все чаще ловят на сговорах поставщиков питания в детские учреждения. Например, в Тюменской области раскрыли сговор компаний “Социальное питание”, “Азбука питания” и “Комбинат общественного питания”. Они получили контракты на 150 млн рублей. “Комбинат социального питания” решили оштрафовать на 39,1 млн рублей. С “Азбуки питания” и “Социального питания” собирались взыскать 2,5 млн и 5,2 рублей соответственно. Но Арбитражный суд Свердловской области снизил штраф с почти 47 млн до 9 млн рублей, сославшись на кризис в сфере соцпитания из-за пандемии.

Поймали на сговоре компании “Фирма Флоридан” и “Артис - Детское питание” в Санкт-Петербурге. Одна заполучила госконтрактов на сумму 450 млн рублей, вторая - на 1,4 млрд рублей. Фирмам грозят штрафы от 180 до 500 млн рублей.

МЕДИЦИНА

Во время карантина возбуждалось несколько дел по поводу повышения стоимости масок - в Санкт-Петербурге, Красноярске, Удмуртии. ООО “Медицина Санкт-Петербург”, ООО “Профитмед СПб” и еще несколько поставщиков в январе-феврале 2020 года почти одновременно увеличили отпускные цены на товар для розницы более чем в 1,5 раза. В Удмуртии оптовики установили максимально возможную цену на маски - 22 рубля за штуку, и цена не колебалась. Но большинство этих компаний отделались предупреждениями.

В мае ФАС выдало предостережение оптовому продавцу ООО “ВИТТА компани”. “Было установлено, что в период с декабря 2019 года по февраль 2020 года компания закупила маски трехслойные защитные у производителя по цене 7,29 рубля за 1 штуку. При этом цена реализации масок за этот период возросла до 957%”, - сообщила служба.

Борьба с фармацевтическими компаниями не столь удачна. Так, в 2011 - 2012 годах ФАС обвинила фирмы “Протек”, РОСТА и “Фармстандарт” в нарушении закона о конкуренции путем участия в сговоре на торгах. Позднее всем трем удалось оспорить решение ведомства в кассационной инстанции суда.

“Компанию Фармстор”, специализирующуюся на поставках противоопухолевых лекарственных средств, подозревали в причастности к картелю на торгах в рамках госпрограммы “Семь нозологий”. В том же обвиняли и “Биокад”. Но нарушений в итоге не выявили.

Картельное дело было возбуждено в 2017 году против компаний “Фарм-проект”, “Веста фарм” и трех московских больниц - подозревали, что фирмы, создавая видимость конкуренции, снижали максимальные цены контрактов не более чем на 2,5% и так участвовали в 426 аукционах в пяти регионах страны. На компании было наложено административное наказание. Суды поддержали антимонопольную службу, “Веста фарм” заплатила 2,5 млн штрафа.

В 2018 году в сговоре подозревались группа АО “Р-Фарм” и Министерство здравоохранения. По мнению ФАС, компанию надлежало включить в список недобросовестных поставщиков и исключить из торгов, так как в 2017 году она нарушила 19 контрактов. Но, рассматривая дело в течение 9 месяцев, служба в итоге не выявила признаков нарушения антимонопольного законодательства. Часть группы “Р-Фарм”, тем не менее, признана виновной в координации некоторых компаний, являющихся субъектами малого предпринимательства (нарушение ч. 5 ст. 11 Закона о защите конкуренции).

БЕНЗИН И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

А что же насчет более серьезных денежных потоков? С бензином так и не вышло. Сговор производителей топлива на уровне страны - не доказан. “Накопать” фактуру удается лишь на уровне того или иного региона. Компании отделываются предупреждениями и требованиями о снижении цены. Исключение - “Солид товарные рынки” и “А-Ойл”. В августе 2020 года ведомство вынесло итоговое решение, признав эти компании нарушившими законодательство. Летом 2021 года антимонопольная служба назначила этим двум трейдерам штраф на сумму больше 1 млрд рублей. Однако компании оспаривают это решение в суде.

Очень часто попадают в поле внимания антимонопольной службы электроэнергетические компании. Рост их тарифов не остался незамеченным и на уровне президента страны. В конце 2017 года Владимир Путин поручил правительству сдерживать рост тарифов на электроэнергию на уровне не выше инфляции.

В июле 2019 года потребители начали жаловаться на ценовой сговор генерирующих компаний. По оценке “ВТБ Капитала”, рост цен в январе - апреле принес генерирующим компаниям дополнительные 5,66% выручки, или 32,5 млрд рублей. В ноябре к претензиям потребителей присоединилась ФАС. Служба заподозрила, что генерирующие компании вступили в сговор и манипулировали тарифами на электричество в течение года. Из-за этого в центральной части России и на Урале цены на электричество выросли на 10%, в Сибири - на 11%. Всего же потребители тому к моменту, когда было сделано заявление ведомства, переплатили около 60 млрд рублей.

Тем же летом ФАС выявила признаки картельного сговора между ООО “Ленэлектромонтаж” и ООО “Севзапэлектросетьмонтаж” на торгах по строительно-монтажным, пусконаладочным работам и реконструкции в сфере электроэнергетики на сумму более 20,6 млрд рублей.

- На сговоры, реализованные при строительстве электросетевого оборудования, следует обращать пристальное внимание, так как они отражаются на конечном потребителе и могут вести к необоснованному росту тарифов, - заявил начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

Тарифы на электроэнергию одно время росли куда интенсивнее, чем зарплаты работников. То есть дело не в развитии отрасли, а просто в жадности. И профсоюзы который год вынуждены биться за то, чтобы в тариф были заложены и зарплаты работников:

- У нас государственное регулирование цен, тарифов на услуги естественных монополий, в том числе электроэнергетической сферы деятельности. Оно выборочное, - констатирует председатель “Электропрофсоюза” Юрий Офицеров. - Для одних видов деятельности это отдельные подходы, для других - другие, поэтому нет полной системы. И о работниках при этом не вспоминают. Сейчас готовится новый законопроект по электроэнергетике, который должен расставить все точки над “и”, где будут учтены, наконец, затраты на персонал в отрасли. Мы принимали участие в работе над этим законопроектом, но он тормозится почему-то уже длительное время, больше двух лет. Если его примут с учетом интересов работников, нас это вполне устроит.

Но пока интересы работников отстаиваются “в ручном режиме”. Например, в июле этого года правительство Курганской области предложило направить на повышение зарплат в отрасли до 70% выручки, полученной благодаря экономии - снижению тарифа на передачу электроэнергии для категории “прочие” (бизнес и бюджетные организации). Тариф был снижен с 1 июля, поскольку была создана единая энергозона с Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО. Предполагаемая экономия для бюджетных и коммерческих структур оценивается в 1,5 млрд рублей в год.

- На заседании было порядка 70 предприятий, все данное решение поддержали. Кто-то на 70%, кто-то на 80%, кто-то, я думаю, все 100% направит на повышение заработной платы. Я думаю, что эти решения предприятия примут, и мы увидим это по итогам июля-августа, - рассказал замгубернатора Курганской области Владимир Архипов.

В этом есть какая-то ирония - к повышению зарплаты приводит в итоге не рост тарифов, а их снижение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если взять за постулат заявление Артемьева, будто треть инфляции в России приходится на “заслуги” картельных сговоров, то сумма выходит немалая. В прошлом году официальный показатель инфляции составил 4,9%, значит, на картели приходится доля в 1,633% от ВВП - то есть 1,7 трлн рублей. Штрафуют же нарушителей только на 3 млрд рублей. Суммы несопоставимы. При этом еще в 2017 году на саму службу уходило около 2 млрд рублей из бюджета.

Что же в итоге? Никакой внушительной борьбы с картелями не выходит - крупные компании мало страдают от попыток ограничить их жадность. Работникам от сговоров ничего не перепадает. А ФАС явно предпочитает отрабатывать обычные потребительские скандалы. При этом уголовные наказания единичны, а сумма штрафов для нарушителей ненамного превышает сумму, необходимую на поддержание деятельности самого ведомства. Скажем прямо, мы ожидали большего.

“А”-СПРАВКА

Штрафные санкции за картельный сговор

Административное правонарушение по ст. 14.32 КоАП РФ. На должностных лиц налагается штраф от 20 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификация до трех лет; на юридических лиц - штраф от 10 до 50% от прибыли, но не меньше 100 тыс. рублей.

Уголовное преступление по ст. 178 УК РФ. Принудительные работы сроком до пяти лет с лишением права занимать определенные должности до трех лет в случае крупного ущерба. Либо лишение свободы до шести лет с лишением права занимать определенные должности на срок от одного года до трех лет либо без него, штраф до 1 млн руб. Срок давности для крупного ущерба - до двух лет, для особо крупного - шесть лет.

Автор материала:
Полина Самойлова - Картельный тихоход
Полина Самойлова
E-mail: samoilova_polina@mail.ru
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика