Впервые оплачиваемый отпуск появился в середине XIX века во Франции. Сейчас он стал нормой жизни в развитых странах - пусть и не каждое государство гарантирует право на отдых. Да и новая модель экономики порождает тенденции, как будто бы упраздняющие отпуск за счет работодателя. Обесценивает ли это прежние завоевания профсоюзов, как появился отпуск и где его было принято проводить - читайте в материале “Солидарности”.
Понятие “отпуск” вошло в жизнь россиян 14 июня 1918 года. Большевики после революции искали поддержку среди рабочих, бывших краеугольным камнем их власти, - это, однако, не умаляет того, что право, которое получили “рабочие и служащие всех отраслей труда”, было несомненным социальным достижением не только для Советской России, но и для всего мира. В этот день Владимир Ленин подписал Временные правила об отпусках, которые заложили фундамент для последующего развития феномена. Отголоски этих временных правил сохранились и сейчас.
Так, с 1918 года право один раз в год получить двухнедельный “отпуск с сохранением содержания и выдачею его вперед” получали рабочие при условии работы не менее шести месяцев без перерыва, причем в этот срок засчитывалась работа на другом предприятии того же владельца или в другом учреждении Российской Федеративной Советской Республики. Неиспользованный отпуск дополнительно не оплачивался, и во время него запрещалась платная работа. Наркомат труда по своему усмотрению мог устанавливать более продолжительные отпуска на особо вредных производствах.
Подробнее право на продолжительный ежегодный отдых рассматривалось в Кодексе законов о труде РСФСР 1922 года. КЗоТ подтверждал понятие непрерывности, данное в ленинском декрете, и устанавливал минимальный срок работы для получения отпуска - не меньше пяти с половиной месяцев. Видимо, по логике закона, раз содержание выдается вперед, то вместе с отпуском срок непрерывной работы и составит те самые полгода. Для несовершеннолетних (то есть лиц младше 18 лет) и при вредных условиях труда отпуск был продлен до одного месяца. Запрещалось непредоставление отпусков и замена их денежной компенсацией за исключением случаев, когда это делается с санкции Наркомата труда. Меньше чем через 20 лет обстоятельства вынудят дать такую санкцию.
Отпуска можно было суммировать (не авансом, а если за истекший год трудящийся так и не воспользовался - не по своей вине - правом на отпуск), но только за два года. За неиспользованный отпуск рабочий мог получить денежную компенсацию, причем право дать санкцию на компенсацию было у расценочно-конфликтных комиссий, а если таковых не имелось, то у профсоюзов.
Детально вопросы отпусков рассматривались в документе от 30 апреля 1930 года, который так и назывался - Правила об очередных и дополнительных отпусках. В 1936 году сталинская Конституция закрепляла право на отдых и упоминала в статье 119 о “широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов”, созданных для обслуживания трудящихся.
26 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ “О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время”, который отменил отпуска во всех государственных, общественных и кооперативных предприятиях. Исключение было сделано только для отпусков по болезни, беременности и родам. Продолжительный отдых заменялся денежной компенсацией, которая с весны 1942 года и до конца войны копилась на счетах граждан. Все вернулось на круги своя 1 июля 1945 года согласно Указу Президиума ВС СССР “Об отпусках рабочим и служащим”.
Скопившаяся на руках у населения, в том числе за счет компенсаций за отмененные отпуска, денежная масса вскоре была конфискована в ходе печально известной денежной реформы 1947 года, но это уже совсем другая история.
А если говорить об отпусках, то еще 20 лет народ жил по старым правилам. Перемены принес 1967 год. Во-первых, 7 марта ЦК КПСС, Совмин и ВЦСПС приняли постановление “О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями”. Была введена пятидневка, но не за счет сокращения недельных часов, а за счет перехода с 7-часового на 8-часовой рабочий день. Во-вторых, отпуск для трудящихся был продлен с 12 до 15 рабочих дней.
Последняя реформа ежегодного оплачиваемого отпуска состоялась уже на излете советской власти. 19 апреля 1991 года первый зампред ВС РСФСР Руслан Хасбулатов подписал закон “О повышении социальных гарантий для трудящихся”. Нормальная продолжительность рабочего времени не могла превышать 40 часов в неделю. Ежегодный отпуск закон устанавливал продолжительностью 24 рабочих дня, но при расчете на шестидневную рабочую неделю. То есть он добавлял неделю к “завоеваниям” 1967 года.
В настоящее время, с 2002 года, когда в силу вступил ТК РФ, оплачиваемый отпуск исчисляется в календарных, а не в рабочих днях. Фактически это те же четыре недели - 28 дней, как написано в статье 115.
Сталинская Конституция не врала - в стране действительно создавалась широкая сеть домов отдыха и санаториев для трудящихся. Очень скоро это хозяйство было передано в ведение профсоюзов - ВЦСПС. Каждое крупное предприятие имело на балансе здравницы, куда отправлялись рабочие на отдых и восстановление. Нередко у предприятия, особенно если оно было действительно крупным, санаториев, а также детских лагерей было несколько. Места попроще для “рядового состава” - в домашнем регионе, санатории поинтереснее - на юге, желательно поближе к морю.
Отпуск в советское время было не принято делить в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, дорога к морю была неблизкой: практически до самого развала СССР главным дальним транспортом будет поезд (к концу 1960-х средняя скорость нефирменного поезда 50, фирменного - 58 км/ч), и на дорогу туда и обратно надо было закладывать немало времени. Во-вторых, стандартная длительность путевки составляла три или четыре недели. И пускай клиент платил всего 30% (остальные 70% - за счет профсоюза), надо полагать, мало кто хотел, чтобы половина его путевки вылетела в трубу.
Черное море на время стало шиком советского потребления и кульминацией трудового года. До приоткрытия “железного занавеса” в 1955 году и появления зарубежных поездок в ассортименте элиты летний отпуск верхушка общества проводила в Крыму или на Черноморском побережье Кавказа. Опуская частные случаи, можно сказать, что летняя поездка на море примерно до середины 1960-х была уделом начальства, творческой интеллигенции и более-менее заметных деятелей науки. Со временем плавно элита советского общества теряет интерес к морю, и курорты юга становятся достоянием простых тружеников. Хозяевам жизни одновременно и опостылел такой отдых, и они перестали видеть в нем признак элитарности - простецкое Черное море сменила либеральная Балтика.
Одновременно шел другой процесс - развивался самодеятельный туризм. Культурным памятником “дикарям” на море стал фильм “Три плюс два”: “Мне говорили, Рома, поезжай в санаторий! ВЦСПС… четырехразовое питание, пижама в полоску!..” С известной долей киношной фантазии фильм по пьесе Сергея Михалкова выразил одну из основных тенденций курортной жизни тех, у кого и трудовая жизнь удалась (все-таки на диком берегу встречаются две артистки, дипломат, доктор наук и - самый скромный из компании - ветеринар): на собственном автомобиле к морю!
Этому “матрасному” туризму противостоял “настоящий” - с рюкзаками по горам или по тайге. Было бы ошибкой считать его бюджетным вариантом - горный туризм и альпинизм требовали специального снаряжения, не говоря уж о трехразовом питании на всем маршруте. А со всей поддержкой профсоюза путевка в санаторий далеко не всегда была тратой года. Но для тех, кого тянуло назад к природе, “пижама в полоску” была неинтересным вариантом. Вдобавок самодеятельный туризм с исследовательской нагрузкой представлялся как производительный отдых, помощь необъятной Родине в познании ее собственных природных богатств.
Отпуск за рубежом, особенно в капстране, - вершина возможностей советского человека и одновременно бездна бюрократии при подготовке. Если опираться на воспоминания туристов и исследования историков, то складывается впечатление, что, кроме тех, кто ехал по большой любви и профессиональному интересу (скажем, как искусствовед Михаил Герман, оставивший подробные воспоминания об опыте поездок во Францию), мытарства перед поездкой и строгий контроль во время самого визита за рубеж искупались лишь приобретаемым статусом - “был(а) за границей”.
Программа турпоездки была тщательно спланирована, свободного времени оставалось мало, проводить его одному категорически не рекомендовалось (саботаж коллективных мероприятий и вовсе грозил страшными проблемами), наличность обменивалась в крайне ограниченной сумме. В первые годы “оттепели”, которая разморозила и выездной туризм, соцстраны и капстраны вместе взятые посетило чуть больше 19 тыс. человек в 1956 году и около 25 тыс. - в 1958-м. Соотношение туристов по направлениям в соц- и капстраны было примерно 5 к 1 в пользу стран социалистического блока.
Всеобщая история отпуска
Отпуск как перерыв в ежегодном цикле работы - явление, связанное с развитием городской цивилизации. Сельское хозяйство не знает монотонности городской жизни, поскольку в нем все определяется сменой времен года, так что аграрные цивилизации не сталкивались с необходимостью делать паузу, она и так была. В городе же смена обстановки первоначально была привилегией дворян - они могли в летний период отбыть в свои загородные поместья и отдохнуть от службы. Или перенести свои дела туда, особенно если это касалось налаживания связей: сезон охоты - не только удовольствие для себя, но и социальный ритуал.
Самый первый оплачиваемый отпуск - как право наемного служащего, а не как возможность ремесленника оставить лавку и навестить родню - появился в 1853 году. 9 ноября был опубликован декрет императора Наполеона III, который ввел эту привилегию для государственных служащих Французской империи.
В начале XX века, до самой Первой мировой войны, усилиями французских профсоюзов постепенно прибавлялись отрасли, в которых рабочие получали отпуска. В 1900 году был открыт Парижский метрополитен, и его служащие имели право на ежегодный отдых - 10 оплаченных дней. Через пять лет столько же получил персонал электротехнических предприятий, а в следующем году привилегия досталась работникам газовых заводов. Наконец, в последнем мирном 1913 году недельного отпуска добились работники торговли и канцелярские служащие, а вскоре после войны - столичные транспортники.
В 1910 году президент США Уильям Тафт выступил с предложением о двух-, а то и трехмесячном отпуске для американских трудящихся. Его инициатива даже в сокращенном варианте не встретила одобрения Конгресса вплоть до наших дней: в США нет федерального закона, который бы обязывал работодателей предоставлять персоналу ежегодный оплачиваемый отпуск. Проблема решается на местах - большинство компаний предоставляет служащим двухнедельный отпуск. Правда, американцы нередко им манкируют, чтобы отличиться в глазах начальства.
Британский конгресс тред-юнионов, главный на начало XX века профсоюз империи, начал добиваться права на оплачиваемые отпуска в 1911 году, при короле Георге V. Ровно через 40 лет после того, как его бабушка, королева Виктория, подписала Закон о государственных праздниках - ввела четыре оплачиваемых выходных в год в Англии и Ирландии и пять в Шотландии.
Впервые право рабочих на оплачиваемый отпуск было признано на международном уровне в 1936 году. Конвенция МОТ № 52 рекомендовала не меньше шести рабочих дней отпуска после года непрерывной работы у одного работодателя. Документ вступил в силу 22 сентября 1939 года и до его пересмотра в 1970 году был ратифицирован 54 странами. Ему на смену пришла Конвенция № 132 1970 года, которая рекомендует не меньше трех недель оплачиваемого отпуска в год (тоже после года непрерывной работы). До сих пор только 38 государств ратифицировали конвенцию.
В 1948 году право на отдых - в том числе на “оплачиваемый периодический отпуск” - было зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека ООН. Декларация ничего не говорила о продолжительности отдыха.
Увеличение сроков отпусков в 1970-е и 1980-е годы достигалось не без деятельности МОТ и профсоюзов. В итоге, несмотря на то, что не все страны нынешнего Евросоюза ратифицировали конвенцию 1970 года, ко времени ее вступления в силу во многих странах оплачиваемый отпуск уже был увеличен до двух-трех недель.
Запросы стали расти в 1980-е. В Европейском экономическом сообществе шли разговоры о том, чтобы увеличить отпуск до четырех недель. 23 ноября 1993 года была принята и 2 января 1994 года вступила в силу Директива Евросоюза “О некоторых вопросах организации рабочего времени”. Статья 7 документа обязывала государства - члены ЕС принять меры “для обеспечения того, чтобы каждому работнику предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск сроком не меньше четырех недель”. При голосовании заартачилась только Великобритания - при правлении консерваторов под началом Джона Мейджора она так и не привела свое законодательство в соответствие с положением Директивы. В 1998 году это сделали лейбористы.
Отпуск и новая экономика
Для оплачиваемого отпуска нужны двое - тот, кто его берет, и тот, кто оплачивает. Обычно второй - это работодатель. Но что делать, когда его нет?
Право на ежегодный отдых за счет того, на кого трудишься, - большая проблема гиг-экономики и самозанятости для всего мира. “Солидарность” неоднократно писала, что платформы, связывающие клиента и исполнителя, всячески открещиваются от статуса работодателя. Среди соцгарантий, которые обвязывает предоставлять этот статус, есть и оплачиваемый отпуск.
Работу в гиг-экономике хвалят за свободу, которую она предоставляет, и в сущности это так: занятый через платформу может уйти в отпуск, когда пожелает. Без заявлений, согласований, завершения проектов или передачи дел. Просто взял и отключил приложение. Но, во-первых, никаких отпускных при этом, конечно, не предвидится. Во-вторых, в ряде отраслей такой отпуск еще и сулит падение доходов после возвращения на работу. У таксистов и курьеров это не так заметно: исполнители фактически обезличены, и у них не существует постоянных клиентов. Другое дело - выполнение более специфической работы, где личность исполнителя важна: творческая работа, преподавательская, высококвалифицированный труд.
Вернуться и влиться в 100-процентную занятость с ходу не получится, а значит, перед отпуском нужно копить деньги и на сам отпуск, и на финансовую яму после него.
Эту проблему пытаются решать законодательно, но вопросов пока больше, чем ответов. В российском парламенте тоже задумывались о социальных гарантиях для самозанятых, но пока все на стадии проекта. Мировой опыт дает примеры только доброй воли редких платформ: ирландская Gigable предоставляет право своим курьерам (есть ряд условий) на оплаченный отпуск. Правда, на сегодня это отпуск по болезни, из-за производственной травмы или по семейным обстоятельствам.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно