Top.Mail.Ru
Статьи
Легализация опыта

Как работают наставники на ЛиАЗе

Легализация опыта

Фото: Андрей Бухарицин / "Солидарность"

В марте этого года в Трудовом кодексе появилась статья, посвященная наставничеству. Вот только пока еще не все, кто делится опытом с новичками, являются наставниками. Чтобы выяснить, где та грань, за которой альтруизм превращается в официальную работу с гарантированной оплатой, корреспондент “Солидарности” поговорила с сотрудниками Ликинского автобусного завода, с теми, кто обучал коллег и продолжает это делать.

РАБОТА ЕСТЬ, А СЛОВА НЕТ

- Я тут работаю дольше всех - с 1985 года. Люди меняются, приходят новые, уходят, снова приходят… Приходится всех учить и учить. Я уже человек сто выучила! - улыбается старший оператор ЭВМ ЛиАЗа Людмила Фатеева.

- А вам за это платят? - спрашиваю ее.

- Ни разу не платили.

- Так вы могли бы отказаться?.. Все же быть наставником - это серьезный труд, надо успевать не только других учить, но и свою работу при этом не бросать.

- А что делать? Вот со мной новенькая сидит, кто же ее учить-то будет, если не я? - искренне удивляется Фатеева.

Тема наставничества на самом деле намного сложнее и глубже, чем кажется на первый взгляд неискушенному человеку. Кто-то думает, что это пережиток советского времени, а сейчас, когда есть HR-службы, всевозможные тренинги и обучающие программы, наставничество - это что-то такое… малозначительное. Вот только если разобраться, то большинство сотрудников, которые более-менее долго проработали на своем месте, да хотя бы год-два, и разбираются в процессах, так или иначе занимались наставничеством, сами о том не подозревая.

- Я отработал примерно год на должности слесаря, быстро в работу вошел, многому научился в достаточно короткий срок. Мне было интересно. И в какой-то момент на моей позиции стало не хватать второго слесаря. Положено два: на одной стороне кузова и на другой, - а я был один. Поэтому, когда взяли нового слесаря, он предназначался мне в пару, - рассказывает слесарь механо-сборочных работ Радик Беляев. - Естественно, весь процесс обучения проходил при моем участии. Около недели я практически не отходил от его рабочего места. Сначала показывал ему установку закладных - как ставить, как повернуть, какой стороной. Потом он смотрел, как я работаю с кузовами, которые идут по конвейеру, чтобы немного вникнуть в процесс, понять, что я делаю. Потом начали вместе с ним. Я давал ему пробовать ставить самому некоторые детали.

Радик Беляев рассказал, что это было кропотливое обучение, во время которого он постоянно находился рядом, подсказывал, контролировал процесс. Это длилось около недели, после чего работу новичка пришли оценить мастер и бригадир. Они смотрели, как он выполняет все процессы, получается ли у него, справляется ли он. Радик оказался хорошим учителем, и вскоре они уже с новым слесарем работали в паре как равные, а не как учитель и ученик.

Вот только… официально это не было оформлено как наставничество, ведь было это еще до вступления в силу нового закона о наставничестве. Официальной работой наставничество стало с 1 марта 2025 года, когда в Трудовом кодексе РФ появилась статья 351.8 “Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда”. Она превратила наставничество из неформальной практики в официальную трудовую функцию с гарантированной оплатой. И да, действительно на предприятиях стали появляться официальные наставники, но… где грань между тем, что является работой, а что просто помощью новичку?

- К нам в отдел новая сотрудница пришла, но она часто уходит на больничные, потому что у нее маленькие дети. Когда она на работе - я ее учу, помогаю в работе. Но оформить это как наставничество нельзя, ведь она часто на больничных, - объясняет Людмила Фатеева.

Перестает ли Людмила Фатеева выполнять работу наставника, если она не оформлена официально как наставник? Нет. Кто будет учить напарника для Радика Беляева, если сам Беляев вдруг откажется быть его наставником? Никто. Более опытным работникам приходится обучать новичков вне зависимости от того, платят за это или нет, оформлено это как дополнительная работа или нет. Просто потому, что им с ними дальше работать, у них общее дело, и если один допустит ошибку, то это зачастую будет общая проблема.

А КАК ОФИЦИАЛЬНО?

Но на ЛиАЗе уже появились и официальные наставники. Одна из них - Светлана Петракова, главный специалист правового отдела. Она работает на заводе с 2016 года, и за это время обучила четырех человек. Последнего - как раз как официальный наставник.

- В наших интересах, чтобы человек быстрее влился в коллектив и быстрее начал нормально работать, - поясняет она. - Конечно, это отличается от того, как выглядело наставничество раньше. До введения официального наставничества я делала это просто как волонтер. Сейчас наставничество оплачивается.

Наставник в первую очередь создает благоприятные условия для передачи профессиональных знаний, компетенций, опыта, помогает в обеспечении рабочего места всем необходимым, обсуждает с наставляемым вопросы, связанные с его деятельностью, разъясняет корпоративные ценности завода. Нужно даже провести небольшую обзорную экскурсию по предприятию.

Однако помимо доплаты появился и регламент наставничества. Рассказывает Светлана Петракова:

- Чтобы назначили наставником, нужно пройти тест на раскрытие психологической предрасположенности, пройти обучение в “Школе наставников” завода, после чего появляется статус аттестованного наставника. Изначально выбирали того, у кого есть большой опыт работы и предрасположенность к тому, чтобы чему-то учить новичка, сделать так, чтобы для него период адаптации прошел максимально комфортно и быстро. Стать наставником мне предложил руководитель, и я согласилась.

Светлана поясняет, что первые две-три недели большая часть времени уходит на обучение, затем новый сотрудник уже вливается в процесс работы. В течение всего периода специалист дирекции по персоналу при личном общении получает обратную связь от наставляемого и наставника. Таким образом оценивается работа и того, и другого.

БЛАГО ИЛИ НЕТ?

- У меня было четверо наставляемых за весь период. У наших новых сотрудников всегда были навыки юридической работы, отличные знания законодательства, организованность и дисциплинированность. А мне необходимо дать им знание внутренней деятельности предприятия. Конечно, тратится много времени, но процесс интересный и того стоит, - уверена Светлана Петракова.

Она положительно относится к тому, что наставничество - это теперь официальная работа. Как и Кетеван Синёва, председатель первичной профорганизации ЛиАЗа (профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ).

- Наставничество, несомненно, необходимо, это передача опыта. И хорошо, что появилась законодательная база, что этот процесс усовершенствуется, - комментирует Кетеван Синёва. - Как таковая система наставничества на заводе действует давно. Но сейчас она оформлена в соответствии с изменениями в законодательстве, работаем на основе “Положения о наставничестве”. Работа с каждым новичком идет персонально. За каждым новым сотрудником закрепляют наставника, составляется индивидуальный план работы новичка с наставником. План действует весь адаптационный период. Для специалистов период адаптации составляет три месяца; для рабочих с разрядом - один месяц. К нам приходят и ученики. Для них этот период варьируется в зависимости от профессии и сроков обучения.

По окончании периода адаптации проводится итоговая аттестация, в которой принимают участие и ученик, и наставник. По итогам делается вывод о готовности сотрудника и качестве работы наставника. Среди наставников есть и члены профсоюза с большим стажем, которые стараются привлечь подопечных к профсоюзной работе. И поощрения, и оплата регулируются “Положением о наставничестве”. В работу по наставничеству вовлечено порядка 250 опытных сотрудников, в зависимости от потребности завода. С ними заключается дополнительное соглашение, люди охотно делятся опытом.

- Но хотелось бы большего развития. Думаю, профсоюз мог бы помочь с организацией конференций, обучения, интересных конкурсов, которые повышали бы престиж наставничества, - считает профлидер.

И есть надежда, что с принятием нового закона этот труд везде станет не доброй волей альтруистов-коллег, а реальной, ценной и важной передачей опыта. И профсоюзные организации будут стоять на страже соблюдения законов.

Автор материала:
Юлия Рыженкова - Легализация опыта
Юлия Рыженкова
E-mail: ryjenkova@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика