Фото предоставлено героями материала
Наша газета не раз писала, как живут профсоюзные организации в прифронтовых зонах на “старых” и “новых” территориях России (“Особенности бытового героизма”, “Вершина” на высоте”, “Две войны, одна жизнь” и др.). О том, как люди, оказавшиеся под обстрелами, теряющие родных и друзей, продолжают помогать тем, кто рядом. “Солидарность” вновь возвращается к этой теме - болезненной и важной одновременно.
Общая граница Белгородской области с Украиной - 540 км, сегодня эта черта стала для жителей региона источником смертельной угрозы. Если раньше Белгородчина была приграничным районом, то сейчас стала прифронтовым. Обстановка очень сложная и напряженная, честно признается Ольга Гвоздева, специалист по информационной работе Белгородской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ. С 10 августа 2024 года в регионе действует режим контртеррористической операции. С 15 августа - объявлен режим чрезвычайной ситуации федерального значения.
По информации губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова, вооруженные силы Украины разрушили и повредили в регионе более 35 тыс. домов. “По официальной статистике, на середину ноября 2024 года в области было убито около 260 мирных жителей, свыше полутора тысяч получили ранения. Но мы до сих пор не можем точно посчитать, сколько человек у нас пострадало, потому что люди гибнут каждый день. И вчера, и позавчера были раненые и убитые”, - горько продолжает Ольга Владимировна.
Юлия Соболева - главный специалист управления ЗАГС администрации города Белгорода, член Белгородской областной организации Общероссийского профсоюза работников госучреждений - раньше жила в Хабаровске. В тогда еще мирный цветущий Белгород семья переехала в 2010 году, но на Дальнем Востоке остались друзья и сослуживцы отца. Их разделяли более 6500 километров, но когда в феврале 2022 года Белгород стал прифронтовым, хабаровчане близко к сердцу приняли тревоги бывших земляков. Они решили поддержать и воинов в зоне СВО, и пограничников, охраняющих белгородские рубежи. Благодаря усилиям хабаровского предприятия “Трансбетон” профсоюзы Белгорода передали спецназу и одному из полков ЛНР необходимые им в тот момент берцы, резиновые сапоги, обмундирование, стиральные машины в госпиталь, палатки под полевые бани. “Мы пересылали благодарности от наших воинов в Хабаровск, и помогавшему им предпринимателю было крайне важно узнать, что его поддержка пришла вовремя”.
В народную помощь они включились с первого дня СВО, продолжает рассказ своей коллеги Татьяна Шаталова, председатель Белгородской региональной организации профсоюза работников культуры. Тогда в городскую больницу Белгорода начали поступать первые раненые. Госпиталь только формировался. Нужны были медикаменты для боевых ранений - и много. Не хватало перевязочных материалов и лекарств, компьютеров, принтеров, чтобы готовить документы в тыловые госпитали, и врачи обратились в местные профсоюзы. Получив длинный список необходимого, неравнодушные белгородцы кинули клич о помощи своим коллегам по всей России.
Отозвались обкомы профсоюзов работников культуры Свердловской области, Республики Башкортостан. Они прислали несколько коробов препаратов, бинты, кровоостанавливающие жгуты. Татьяна Никифоровна разбиралась в работе театров и библиотек, но не в медикаментах. И командир отряда госпиталя им. Бурденко прислал ей для консультации анестезиолога и хирурга. Они распаковали присланные свердловчанами коробки и взяли все, что было, вплоть до пенки для протирания раненых.
А на следующий день врачи снова обратились за помощью, потому что поток раненых не прекращался. Так Белгородский обком работников культуры вместе с другими отраслевыми обкомами профсоюзов Белгородщины стали негласными шефами госпиталя. Связным между профсоюзами и врачами тогда стал хирург Белгородской городской больницы Денис Кириллов (два года назад он умер на своем рабочем месте от остановки сердца). И профактивисты, работники домов культуры, библиотек, театров, искали холтеры, собирали деньги на реанимобиль, и бесконечно - на лекарства, простыни, госпитальное белье.
- Я не понимала, почему так много раненых и что нам еще надо сделать, чтобы их стало меньше. Пришлось самой съездить посмотреть на границу, - признается Татьяна Никифоровна.
Они поехали на границу, в село Журавлевку, которую потом назовут белгородской Брестской крепостью. Над ними летали снаряды, а со стороны Украины через российскую границу ехали беженцы - на старых машинах, в основном пожилые люди и дети. Им тоже оказывалась помощь. Это был 2022 год.
Поговорив с пограничниками, осмотрев укрытия, профактивисты поняли свои задачи. “Профсоюз культуры решил прежде всего спасать жизни наших солдат, чтобы они могли защитить и себя, и нас, - объясняет Татьяна Никифоровна. - Мы подружились с солдатами срочной службы, можно сказать, “усыновили” этих совсем молодых военнослужащих”.
А потом зоны боевых действий в Белгородской области стали расширяться. В приграничный Грайворонский округ стали засылать диверсионно-разведывательные группы ВСУ, и ребят-срочников перевели в более безопасное место. Обживаться на новом месте им вновь помогли активисты профсоюза работников культуры - теперь и из Орловской области во главе с председателем обкома профсоюза Тамарой Казаковой. Они почти каждый месяц привозили продукты, одежду, строительные инструменты, 5 - 6 тонн гуманитарного груза за каждую поездку.
- Становится холодно. Надо купить ребятам термобелье, носочки теплые, рукавицы, сети сплести. Но этим занимаются не только профсоюзы - вся область, - объясняет Татьяна Шаталова. - Когда спустишься к ним в блиндажи и хоть немного представишь себе их нелегкий военный быт, чувствуешь себя причастным к жизни этих мальчишек. Спасибо за поддержку Общероссийскому профсоюзу работников культуры и его председателю Светлане Цыгановой. Без них Белгородскому профсоюзу работников культуры было бы намного труднее. За два года СВО они оказали военным помощь почти на 8 млн рублей.
А еще Белгородский профсоюз работников культуры помогает раненым отдохнуть. Профактивисты, среди которых много руководителей и участников самодеятельных хоров и ансамблей, ездят выступать в белгородские госпитали.
Чтобы прийти в госпиталь, надо быть очень сильным человеком, признается Татьяна Шаталова. Перед тем, как пустить артисток в палату, она напутствует: “У вас на лицах должны быть только улыбки, что бы вы ни увидели”. Заходят в палату. Татьяна Никифоровна видит, что у ее девушек вот-вот задрожат подбородки. Тогда сама приветствует раненых ребят: “Привела к вам артисток. Они очень волнуются - в вас нельзя не влюбиться, вы - герои! А мне без девчат будет не справиться…” - “Может, нам оставите?” - уже острит кто-то в палате.
Пакеты с символом общероссийского профсоюза работников культуры, которые приносят с собой шефы, всегда полны гостинцев. Колбаса, сок, сыр, папиросы, зарядные устройства, бритвы, зубные щетки и паста... А еще каждый четверг в госпиталь ездят работники Министерства культуры Белгородской области: Лидия Воробьева, Раиса Демонова, Людмила Солодухина, Анна Ткаченко, Ольга Михайлова. Они помогают ухаживать за ранеными, моют палаты, покупают одежду, продукты. Все награждены медалями “За помощь фронту”. “Когда мы выходим из госпиталя, я дня три не могу прийти в себя, - признается Татьяна. - А возвращаться все равно надо, надо помогать”.
Как и вся Белгородская область, региональные профсоюзы теряют своих людей. Чудовищный обстрел 30 декабря 2023 года оборвал жизнь члена профсоюза, сотрудника филиала ВГТРК “Белгород” Александра Ярового. Прямо на пороге офиса его убило осколком. Профсоюз выделил деньги его семье на памятник. Пожилая женщина, всю жизнь проработавшая медиком, закрыла своим телом внучку и приняла все летевшие в ребенка осколки. Профсоюз помог, оплатил и устроил прощание с коллегой. В городе Валуйки в своем доме погиб работник центральной больницы - накрыло обстрелом. Профсоюз помог его семье организовать прощание, оказал финансовую помощь.
12 мая 2024 года студентка Белгородского института искусств, активистка первички, 19-летняя Настя Сечная вышла в магазин. Ее подъезд был в двух шагах, но в арке собственного дома ее убило осколком натовской ракеты. Владислава Олейникова, студентка факультета дизайна Белгородского института искусств, тоже член профсоюза, вышла из своего подъезда, и в это время в дом попал снаряд. Под обломками погибла ее мама, на руках у девушки осталась сестренка-шестиклассница, которая во время обстрела была в детском лагере, что и спасло ей жизнь. Сейчас профсоюз оформил девушке ежемесячную стипендию.
Программист белгородской Центральной городской библиотеки им. Островского Игорь Щендрыгин был очень тяжело ранен осколками натовского снаряда. Его отправили в Москву, и обком профсоюза культуры Белгорода частично оплатил ему лечение.
- В области очень много тяжелораненых мирных жителей, в том числе членов профсоюза работников учреждений культуры, - рассказывает Татьяна Шаталова. - За 2023 - 2024 годы мы выдали им помощь на 2 млн 600 тысяч рублей. Такая поддержка - сильная мотивация профсоюзного членства. Люди в Белгороде поняли, что такое профсоюз: в тяжелую минуту их окружают заботой, и они выясняют, что это - наши усилия.
Этим летом несколько семей бесплатно отправили в санаторий “Маяк” в Анапу. Хотя он не профсоюзный, областной профсоюз работников культуры оплатил путевки. Например, семье председателя райкома профсоюза Чернянского района, директору районной муниципальной библиотеки - у нее в июле этого года погиб муж, участник СВО, а в сентябре профсоюз ее, младшего сына и ее маму отправил в санаторий. Недавно женщина заходила в гости в областной профком и призналась, что эта поездка помогла семье начать возвращаться к жизни.
Не отстают от своих коллег и другие отраслевые объединения. Врачи Белгородчины трудятся фактически на передовой, говорит Ольга Гвоздева. Они постоянно рискуют: вывозят раненых из-под обстрелов, выезжают к жителям обстреливаемых территорий, проводят сложнейшие операции, потому что не всегда можно раненого сразу отправить в Москву. Они героически выполняют свою работу, но, как и остальные, попадают под обстрелы. Их дома разрушают снаряды. Они теряют жилье, здоровье, близких.
Обком профсоюза работников здравоохранения, первички пытаются помочь медицинским работникам. За почти три года финансовая поддержка, выделенная профсоюзом работников здравоохранения Белгородчины своим членам, составила около 15 млн рублей.
- Возможно, 100 тысяч - небольшие деньги, но они позволяют людям купить хотя бы самое необходимое: белье, средства гигиены, еду. В Белгородской области ни у кого уже не возникает вопроса, “для чего нам нужен профсоюз”, - подтверждает Ольга Гвоздева наблюдение коллег. - Новогодний подарок и самим себе купить можно. Куда важнее, что профсоюз своих не бросает.
Рассказ Ольги Гвоздевой находит продолжение в словах Елены Луговской, завотделом организационно-информационной работы Белгородской областной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ.
1 июня 2023 года город Шебекино, находящийся в 30 км от Белгорода, подвергся массированному обстрелу со стороны ВСУ. Люди стали в спешке покидать город. Узнав, что среди них была ее коллега с дочерью, Елена сразу забрала их к себе (“естественно” - скажет Луговская, и каким теплом повеяло от этого простого слова).
“Поговорив с ними, я из первых уст услышала о том ужасе, который пережили люди”, - признается она.
В Белгороде стали разворачиваться пункты временного размещения. И сотрудники аппарата Белгородского профсоюза работников АПК сразу приехали на место. “У нас на глазах были слезы, когда мы видели людей, которые покидали свои дома без одежды, без документов. Там было много детей, стариков, инвалидов, им всем нужна была помощь, и мы ее оказывали”, - продолжает рассказ Елена Анатольевна.
Они размещали людей в общежитии Белгородского аграрного университета, помогали их накормить. Обком отправлял членам профсоюза деньги, оплачивал питание и продукты; собирали вещи, лекарства, средства личной гигиены и многое другое.
А еще в Белгородской области действует Народная дружина регионального ополчения. Создана она была в ноябре 2022 года и объединила белгородцев разных возрастов и специальностей - учителей, врачей, строителей. Небезразличных людей. Днем они работают на своих предприятиях, а вечером и в выходные - бесплатно защищают родной город.
Служить в ополчении можно двумя способами. Можно в свободное время нести дежурство - патрулировать Белгород и райцентры. Так, 30 декабря 2023 года, в разгар новогодних гуляний, ВСУ нанесли ракетный удар по центру города, на площади осталось лежать множество убитых и тяжелораненых. Все штатные медицинские работники города тут же были подняты по тревоге, и ополченцы-добровольцы кинулись им на помощь - счет в буквальном смысле идет на минуты: не окажешь вовремя помощь - человек истечет кровью, и спасти его не удастся. Народное ополчение работает по всей Белгородской области. И когда на территорию приграничного Грайворонского района вторгались вражеские диверсионно-разведывательные группы, ополченцы под обстрелами вывозили оттуда мирных жителей.
А еще в народной дружине есть медицинский взвод. Там в основном работают девушки и женщины. Эвакуационным госпиталям, развернутым на территории Белгородской области, нужны руки добровольцев. Сколько нынче туда поступит раненых, предугадать невозможно. Сегодня привезут 200 человек, и медики еще справятся сами, а завтра - 400, и тогда срочно потребуются руки добровольцев.
Белгородские профактивисты не только помогают в тылу. Многие из них, люди далеких от войны профессий, ушли в зону СВО. В их числе и директор детской школы искусств, и сотрудник Белгородского художественного музея. Профсоюз приобретает для них необходимое оборудование.
Евгений Авхачев, начальник контрольного отдела городской администрации, член Белгородского областного профсоюза работников госучреждений, заключил контракт с Минобороны. У Ольги Макаренко, главного специалиста отдела муниципального архивного фонда управления документационного обеспечения и члена того же профсоюза, сын - участник СВО. В составе боевого расчета, под массированным минометным и артиллерийским огнем он закрепился на рубеже и его удерживал - благодаря этому наши подразделения успешно выполнили задачу. За самоотверженные действия он был представлен к государственной награде.
Один эпизод подчеркнул суть того, что делают белгородцы. Я услышала о нем от Елены Луговской. Ее рассказ был полон тех же чувств, что и у коллег из других отраслевых профсоюзов. Елена пришла в военный госпиталь в первый раз - и не смогла бросить ребят. Активисты профсоюза работников АПК стали привозить одноразовую посуду, вещи, тапки, лекарства, постельное белье, средства личной гигиены. Сподвигла своего парикмахера на волонтерство - она стрижет раненых в госпитале. На личные средства Елена покупала глушитель для АК 74, рации, тепловые пушки, трубы для вытяжки и другие необходимые бойцам вещи - перечень растянулся на полстраницы.
Вместе с коллегами Анной Стрелец, Вероникой Маматовой, Игорем Литовченко они создали в “Телеграме” группу “Za Победу! Профсоюзный Десант”, которая объединила их друзей, знакомых, просто неравнодушных людей. Волонтеры делают носилки для раненых, ремонтируют бойцам оборудование.
Активно помогают и предприятия области: коллектив и первичка хлебозавода “Колос” собрали деньги на множество нужных вещей - от автомобиля УАЗ и прибора ночного видения до костылей для раненых.
И вот тот самый эпизод: работники и профактивисты хлебозавода регулярно и бесплатно возят бойцам в приграничье хлеб, булочки и кондитерские изделия “Колоса”. И мне кажется, эта крохотная деталь говорит о белгородцах главное. Что значит на линии боевого соприкосновения свежевыпеченный хлеб? Теплое напоминание о доме. Знак крепкого тыла. Далекое рукопожатие незнакомых, но неравнодушных людей.
Кстати, этот хлеб развозят в приграничные районы в том числе благодаря помощи ФНПР. Ее акция “Профсоюзы за СВОих” позволила Белгородской областной организации профсоюза работников АПК получить и передать “гражданские” бронежилеты для сотрудников сельхозпредприятий области.
Белгородский ФАНЦ РАН, ОАО “Колос”, КФХ “Крона” Грайворонского района, “Владимирский сад” Ивнянского района, колхоз “Знамя Труда” Ракитянского района, семхоз “Ракитянский”, Шебекинский маслозавод… Сотрудники этих и многих других предприятий приграничных районов - комбайнеры, трактористы, электрики, водители - несмотря на обстрелы, продолжают свою работу и тоже нуждаются в защите. И кто им поможет, как не профсоюзы?
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно