Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"
Госдума на три недели, до 11 мая, ушла на “работу с избирателями”. Не исключено, что эта формулировка призвана закамуфлировать другую причину - “карантин”. Ведь разъехаться по регионам из эпицентра эпидемии, чтобы общаться с людьми, - это даже звучит антигуманно. Так или иначе, пищу для размышлений депутаты нам подкидывать не забывают: “Солидарность” анализирует очередную порцию новых законопроектов.
Как ни странно, не коронавирусом единым живет нынче страна. Тем более это кажется странным, когда дело касается органов законодательной власти - на фоне всевозможных “противовирусных” мер, в кавычках и без, принимаемых федеральным парламентом. Например, в число “противовирусных” на сайте Госдумы попал принятый недавно закон, облегчающий использование гражданскими организациями труда заключенных, хотя сам законопроект был внесен в ГД еще в сентябре прошлого года.
Но появляются и документы, призванные решить давнишние, но оттого не менее актуальные проблемы. Архангельское областное собрание депутатов обеспокоено положением сотрудников противопожарной службы. Точнее, той их части, что находится под региональным, а не федеральным подчинением. Выполняя одну и ту же работу, пожарные и спасатели имеют разные социальные пакеты. Условия жизни, получается, одни, а условия выживания - разные. Это касается и вопросов пенсионного обеспечения.
Архангельские депутаты предлагают внести изменения в законы “Об обязательном пенсионном страховании” и “О страховых пенсиях”. Инициатива направлена на “равное обеспечение социальной защищенности работников федеральной противопожарной службы и работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации”, - говорится в пояснительной записке к законопроекту. (То же относится и к спасателям.)
По действующим законам, спасатели имеют право на досрочный выход на пенсию. Согласно закону “О страховых пенсиях” 2013 года - по достижении возраста 50 лет, независимо от пола, если не менее 25 лет отдали службе в “федеральном органе исполнительной власти”. Для региональных пожарных и спасателей, отмечают архангельские законодатели, такое право не предусмотрено. Хотя все отличие коллег, отмечается в пояснительной записке, “заключается в их ведомственной принадлежности”.
Нетрудно предсказать судьбу законопроекта: профильные комитеты Госдумы и федеральные министерства в таких случаях указывают в отзывах, что регионам никто не запрещает устанавливать льготы своим служащим. Но в данном случае небольшая надежда есть: в июне прошлого года Совет Федерации принял постановление, в котором рекомендовал правительству рассмотреть ровно тот же вопрос. И хотя такая рекомендация похожа скорее на имитацию бурной деятельности (у нас в реальности на правительство влияет президент, а не парламент), отчего бы спикеру Совфеда Валентине Матвиенко не принять пас и в кризисный период не проявить свои лоббистские способности на волне раздачи из бюджета противовирусных слонов? Тем более, судя по размеру зарплат спасателей (и, соответственно, отчислений в ПФР), дело-то, увы, пустяшное…
Тувинские законодатели тоже направили на рассмотрение Госдумы документ, никак с текущей эпидемической ситуацией не связанный. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, Верховный Хурал республики сильно озабочен неподобающим поведением чиновников. И предлагает подобающе их за это наказывать. На первый взгляд, в России с этим и так нет проблем: “Соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений и запретов - одна из основных обязанностей служащего, а их нарушение является основанием для увольнения с государственной или муниципальной службы”, - напоминают сами члены Хурала.
Ссылаются они и на Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих, одобренный президиумом Совета при президенте по противодействию коррупции еще в 2010 году. Согласно этому кодексу, госслужащий “обязан соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения, проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами, воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении…” - в общем, быть чуть ли не святым. Обязательных добродетелей там перечислено еще много. Ну а если в святом стаде найдется паршивая овца, это “может подорвать авторитет государственной власти и местного самоуправления”, пишут тувинские законодатели. И - сетуют на “отсутствие реального механизма ответственности” госслужащих “за те или иные нарушения рекомендательных предписаний”.
Резюмируя, Верховный Хурал предлагает увольнять государственных и муниципальных служащих за совершение проступка, порочащего его же честь. И многие бы, наверное, с таким предложением согласились. К сожалению, в массе своей госслужащих трудно назвать любимчиками россиян. Но стоило бы заметить, что увольнять надо за нарушение конкретного параграфа - а представления о чести у каждого начальника свои, и линейкой ее не измерить, даже если речь идет о чиновнике.
Несколько членов Совета Федерации (среди них глава комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский) внесли в Госдуму законопроект, направленный на поддержку медиков. А именно - на облегчение приватизации ими служебного жилья. Ссылаются при этом сенаторы на поручение президента по итогам совещания по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения, которое прошло в сентябре 2019 года.
Поручено было “обеспечить медработников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, жилыми помещениями с возможностью передачи таких помещений им в собственность”. Вот, собственно, это поручение законодатели и взялись исполнить, заодно прихватив медиков, работающих на скорых. Условие приватизации - отработать после нее в системе государственного здравоохранения еще как минимум пять лет. Добавить можно одно: приятно удивляет, что хотя речь идет о медиках, в представленных документах нет ни слова о коронавирусе, который нынче пихают всюду, как “модернизацию” в свое время.
Зато не удержались от упоминания инфекции, пусть и вскользь, депутаты Госдумы от ЛДПР. В их законопроекте речь идет о минимальном размере оплаты труда и налоге на доход физических лиц. Депутаты, как видно из пояснительной записки, хотят помочь правительству, перед которым президент поставил задачу “обеспечить к 2024 году устойчивый рост реальных доходов граждан и снижение в два раза уровня бедности”.
Со второй задачей президент не так давно сам справился, приравняв к среднему классу всех россиян, доход которых начинается от 17 тысяч рублей в месяц. Но первая - требует активных действий. Как справедливо отмечают депутаты, “прожиточный минимум крайне низок и не обеспечивает достойного уровня жизни”. Жириновцы предлагают освободить от уплаты НДФЛ тех, чья зарплата не превышает двух МРОТ (который у нас теперь равен прожиточному минимуму). Такая мера, считают в ЛДПР, “будет стимулировать потребление в стране, позволит сократить социальные расходы государства, а также окажет реальную поддержку гражданам, оказавшимся в тяжелом материальном положения в результате последствий распространения коронавирусной инфекции”.
Правда, в той записке авторы сами же и топят свою инициативу. Они указывают на то, что их предложение “фактически предусматривает введение прогрессивной шкалы налогообложения”, от чего правительство бежит, как черт от ладана. Кроме того, признают проблему выпадающих доходов регионов от обнуления НДФЛ для большого числа граждан. И, наконец, признают, что “точную сумму денежных средств, которая потребуется для компенсации выпадающих доходов, в настоящее время определить невозможно”. Любого из этих контраргументов хватило бы для отклонения законопроекта в первом же чтении.
Возможно, осознавая это, одновременно с данным законопроектом жириновцы внесли другой, по которому МРОТ (а не два) “применяется при установлении суммы оплаты труда, освобождаемой от обложения НДФЛ”. Но при этом ссылаются на действующую норму, где указано, что “суммы оплаты труда, получаемые, например, в иностранной валюте, которые освобождаются от налогообложения, устанавливаются в твердой сумме”. И одновременно - говорят о поддержке малоимущих граждан. Не иначе как о долларовых бедняках. Впрочем, ни на кого конкретно мы не намекаем.
Из рубрики “Парламентская хроника”
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно