Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Китайское экономическое чудо, возможно, подходит к концу, как однажды и вдруг это случилось с Японией. Китайское правительство избегает подтверждать опасения, но открытые данные дают основания полагать, что восстановление экономики страны после жестких коронавирусных ограничений пошло не по плану и гораздо медленнее, чем того бы хотелось.
Вторая экономика мира - Китай - сталкивается с серьезной экономической проблемой: потребители и предприятия не тратят деньги, что приводит к падению цен - к так называемой дефляции. По данным китайского Национального бюро статистики, в июле индекс потребительских цен упал в годовом выражении на 0,3%, а в июне стагнировал. Цены от производителей упали на 4,4%. Падают и цены на недвижимость. Это говорит о том, что долгожданного восстановления экономики после снятия пандемийных ограничений не происходит: люди не бросились тратить деньги, а предпочли сохранить их из страха за будущее.
Такая модель потребительского поведения может вывести китайскую экономику на плато: спрос падает, цены снижаются, товаров производится все меньше, денег в развитие бизнеса, в том числе заемных, вкладывается меньше. При этом экономические показатели, такие как ВВП, перестают расти, что вызывает недобрые предчувствия у рядовых потребителей. И спираль закручивается, поскольку в такой ситуации люди предпочитают не тратить, а сохранять на черный день.
“Дефляции в китайском обществе нет и не будет”, - сказал представитель Нацбюро статистики Фу Линхуэй. Да, с одной стороны говорить о дефляции рано: потребительские цены на отдельные товары и услуги показали рост (одежда, обувь, медицинские услуги). Но столь уверенные заявления о будущем обычно говорят о желании успокоить общественность и не дать понять, что будущее видится весьма туманно.
Экономика Китая замедлилась еще весной из-за крупного внутреннего долга и слабого экспорта. Официальных данных на этот счет нет, за информацией придется обратиться к внешним финансовым институтам. Так, исследователи из JPMorgan Chase подсчитали, что общий долг Китая в 2022 году достиг 282% стоимости годового объема производства в стране. Причем после мирового финансового кризиса 2008 года общий долг Китая накапливался быстрее, чем это происходило в развитых государствах. Другие оценки варьируются от 13 до 23 трлн долларов, а это говорит о том, что многие провинции должны быть на грани дефолта.
Проблемы начались с недвижимости: масштабная застройка привлекательными новоделами - только красивый фасад. Спрос на недвижимость падает с начала пандемии, и за три года десятки застройщиков объявили дефолт по задолженностям зарубежным инвесторам. 10 августа County Garden - крупнейший застройщик страны - объявил, что ожидает многомиллиардных убытков по результатам первой половины 2023 года. Показательный факт: в 2018 году компания стоила 50 млрд долларов, сейчас она оценивается в 3,3 млрд. Второй крупнейший застройщик, Evergrande, объявил дефолт в 2021 году, чем вызвал ипотечные бойкоты в 350 жилых комплексах. Продажи в этом году, по некоторым оценкам, могут быть на 80% ниже плана: доверие и к компании, и в целом к рынку подорвано. Вдобавок в последнее время сократилось количество браков, упала рождаемость и выросла безработица среди молодежи - это обусловливает низкий спрос не только на новые квартиры, но и на мебель, бытовую технику, детские товары. Инвестиции в недвижимость в 2022 году рухнули, а в первой половине 2023 года сократились еще почти на 8%. Для страны, 30% ВВП которой составляет недвижимость, это тяжелый удар.
Теперь об экспорте: в июле он сократился на 14,5% в годовом исчислении. То есть китайские товары вызывают меньше интереса и внутри страны, и за рубежом. Если предположения о дефляции и стагнировании китайской экономики перерастут в уверенность, можно ожидать дальнейшего отказа от китайских товаров, в том числе по политическим мотивам. Ключевые экономические партнеры Китая - США и Германия - вынуждены искать альтернативы в силу нарастающей геополитической напряженности, а потенциальное ослабление соперника за счет снижения спроса на его промышленные товары будет еще одним мотивом сократить экономическое общение.
Вероятно, Китай не будет отзывать выданные развивающимся странам инвестиции и кредиты - их доля сравнительно невелика (порядка 6% ВВП), а вот их отзыв принесет репутационные и геополитические потери.
Снижение производственных цен в Китае могло бы снизить цены на китайские товары на рынках стран, борющихся с инфляцией, например в США. Но, во-первых, это будет иметь весьма ограниченные последствия, а во-вторых, как мы видели, поток товаров из Китая уменьшается.
Что плохого в падении цен?
Инфляция нам хорошо знакома, и о росте цен не забывают напоминать в СМИ. А падение цен кажется явлением редким. Но это не так: цены на определенные товары и услуги снижаются регулярно, обычно сезонно. Так, летом кабачки дешевле: свежий урожай и низкий спрос - у многих свои поспели на даче. О дефляции же говорят, когда цены в среднем на товары и услуги падают вообще, не выборочно. А если те же кабачки этим летом дешевле, чем раньше, это звоночек. Но не кабачками едиными.
Гиперинфляция в России 1992 года и стабильность цен в СССР породили мнение, что рост цен - плохо, а снижение - хорошо. Однако нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман писал: при регулярном снижении цен падает спрос - зачем покупать сегодня, завтра будет дешевле. Сокращение спроса заставляет сокращать производство и экономить на издержках - в том числе на зарплатах. И спрос падает сильнее, по нисходящей спирали.
Кругману возражали: на ряд товаров спрос не снижается (еда, хозтовары - то, без чего люди не обходятся), и эта порочная спираль надуманна. Но экономика - не только продовольствие; сектор услуг увеличивает свою долю в ней, а спрос на них упадет сегодня, если завтра будет дешевле. Кроме того, при дефляции люди и компании меньше кредитуются: реальное бремя долга растет (а при инфляции падает), и заемщику придется возвращать, по сути, больше, чем брал. Не все могут это сделать.
И хранить деньги в банках становится опасно. Если при росте цен банки пускают в оборот средства со счетов граждан, кредиты привлекательны, а бремя займа уменьшается, то при дефляции растет риск невозврата кредита. Надежнее будет хранить деньги “под матрасом” - и оборотные средства уходят из экономики.
Пример негативного воздействия дефляции на экономику дает Япония. Причин дефляции, снижения темпов роста экономики и неэффективности мер стимулирования - масса, и разобраться, что в основе, сложно. Старт дефляции был в начале 1990-х - лопнул японский финансовый пузырь, раздутый ростом цен на недвижимость, укреплением национальной валюты, низкими ставками и спекуляциями на фондовом рынке. Доходы от кредитов вкладывались в ценные бумаги, провоцируя их рост. Ситуация стала выходить из под контроля, и процентные ставки были подняты. Пузырь лопнул. А инфляция с 4% начала снижаться и вошла в минусовые значения в 1994 году. Экономика стагнировала. С тех пор рост ВВП Японии редко преодолевает 2%, время от времени сваливаясь в отрицательные значения.
Низкий спрос и громадные социальные траты в Японии можно объяснить старением населения: медианный возраст превышает 48 лет. Китаю до этого еще далеко, хотя с начала 1970-х медианный возраст населения растет и сейчас уже превышает 38 лет - и такая тенденция будет сохраняться.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно