Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"
В качестве меры по борьбе с травматизмом на шахтах губернатор Кузбасса Сергей Цивилев решил ввести “клятву горняка”. Совсем бесплатное мероприятие, просто работник клянется выполнять обязанности руководства. Вот уже девять месяцев Росуглепроф ведет переписку с прокуратурой, требуя от нее принять меры. Но за этот срок не родилось ничего, кроме абсурдных отписок.
25 ноября прошлого года на шахте “Листвяжная” в Белове (Кузбасс) при взрыве метана погиб 51 человек. Среди главных организационных причин аварии Ростехнадзор назвал: системное искажение результатов контроля аэрологической безопасности, игнорирование данных индивидуальных газоанализаторов, труд в загазированных горных выработках. Через неделю после аварии Владимир Путин дал шесть жестких поручений, которые в том числе предусматривали, что будет разработан механизм закрытия шахт за нарушения в охране труда.
Но не прошло и сорока дней с печального события, как губернатор Кузбасса Сергей Цивилев нашел оригинальное решение проблемы, не требующее ни затрат, ни дополнительного контроля. А именно - обязать работников давать “клятву горняка”, которая повысит ответственность… самих шахтеров.
- Для того чтобы повысить личную ответственность работников угольных и горнорудных предприятий, мы в Кузбассе, посоветовавшись с горняками, совместно решили сделать обязательной процедуру принятия клятвы для них. Произносить клятву Гиппократа - торжественная обязанность каждого будущего врача, это символ готовности торжественно служить и помогать людям (российские врачи клятву Гиппократа не произносят, вместо этого они дают “клятву врача в РФ”. - П.С.). Присяга - неотъемлемая часть службы для солдата. Клятва горняка - еще один шаг к тому, что каждый шахтер должен понимать, что несет ответственность за собственную безопасность, а также жизни и здоровье своих коллег, - пояснил в соцсетях замгубернатора Кузбасса Андрей Панов.
Текст клятвы
“Я перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
- быть достойным профессии шахтера,
- честно и добросовестно исполнять свои трудовые обязанности,
- неукоснительно соблюдать правила безопасности, быть требовательным к себе, к своим товарищам и подчиненным,
- не допускать работников к выполнению обязанностей при возникновении угроз для их жизни и здоровья,
- стремиться к созданию максимально безопасных условий труда на рабочем месте,
- не допускать сокрытие аварий и несчастных случаев на производстве,
- уважать труд своих товарищей и всегда быть готовым протянуть им руку помощи,
- честно трудиться на благо Кузбасса”.
Реакция профсоюза
По мнению Росуглепрофа, “клятва горняка” противоречит статьям 37, 51, 55 Конституции РФ, статьям 35,57 ТК РФ, статье 13 Декларации прав и свобод гражданина РФ.
Трудно судить, связано ли появление клятвы с тем, что больше десяти лет свой жизни губернатор Цивилев посвятил службе на флоте (он имеет звание капитана третьего ранга). Но складывается ощущение, что взаимоотношения с коллективом без присяги или ее аналогов кажутся ему неправильными.
В письме правительства Кузбасса определено, что клятва должна произноситься в праздничной обстановке (на предприятии или возле исторических мест или памятников), на фоне флагов России и Кузбасса, в присутствии представителей муниципальной или областной администрации. А после подписанная клятва горняка передается в отдел кадров на хранение. Письмо было адресовано руководителям угольных и горнорудных компаний и предприятий - “обязываю вас провести процедуру принятия клятвы горняка”.
Надо сказать, население Кузбасса инициативу встретило с возмущением - на местных форумах появились комментарии такого рода:
Никон: “Если у губернатора вместо правил безопасности, которые должен обеспечить собственник, играет в определенном месте пионерская зорька и отсутствует элементарная грамотность, то только клятва нас всех спасет. В конце нужно добавить “зуб даю”.
Гость: “Полнейший бред. С какими шахтерами они консультировались? Это реально маразм. Тогда в качестве дополнения к клятве нужно навсегда освободить от службы в армии тех, кто проработает “под землей” два года и более”.
Гость: “Боже... я не одна читаю эти глупые новости... нет слов... За кого принимают эти олигархи простых тружеников? За наивных дурачков, которые и под землю полезут, и клятву дадут, что будут набивать миллиардами их карманы. Вся верхушка власти уже обеспечила своих внуков и правнуков, а мы все считаем рубли до пенсии и получки, ищем, где какая акция на продукты, жизнь заново не проживешь, она только один раз, здесь и сейчас. Всех с наступающим! Крепитесь”.
Гость: “Хотелось бы услышать клятву для чиновников”.
Сдается мне: “Эта клятва является перекладыванием ответственности за ЧП в шахте на самих шахтеров и полностью прикрывает задницы руководителям и владельцам”.
Гость: “Хотелось бы, чтобы собственники предприятий тоже давали клятву... не наживаться за счет увеличения добычи угля и нести уголовную ответственность при нарушении правил промбезопасности”.
Сергей: “Панова срочно показать психиатру, прямо незамедлительно. Он опасен для общества”.
Павел: “Механизмы и методы есть. Нет политической воли и желания. А в настоящее время нет и специалистов. Вспомните совещание у президента по аварии на Листвяжной. Кто из угольщиков-профессионалов на нем присутствовал? Именно шахтер, который способен отличить “штрек” от “анкера”? Я только профсоюзного руководителя увидел. А остальные “говорящие головы” - кто они? Вот и досовещались - выплатили компенсации за погибших и теперь клятвой решим все имевшиеся, оставшиеся и будущие проблемы. Стыдно слышать такое из уст руководителей”.
Действительно интересно, с какими же это горняками советовались власти, обязывая работников дать клятву. Потому что с Росуглепрофом - самым крупным профсоюзом на угольных шахтах - никаких консультаций не проводили. Равно как и с альтернативными профсоюзами. Председатель Независимого профсоюза горняков России Александр Сергеев сообщил прессе, что это было “продуманное, заблаговременное возложение ответственности за любое ЧП на рабочих и ИТР. Принятием “благородной клятвы” не решаются проблемы соблюдения промышленной безопасности и охраны труда”.
Того же мнения придерживается Росуглепроф, который обратился в местную прокуратуру и к Генеральному прокурору с просьбой о проверке в отношении письма правительства Кузбасса. По мнению профсоюза, письмо вызывает социальное напряжение и нарушает статью 13 Декларации прав и свобод гражданина РФ, в которой установлено: “Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений”. Обратился профсоюз и к уполномоченной по правам человека Татьяне Москальковой. Впрочем, она перенаправила это обращение прокуратуре. В итоге пришли ответы - “не установлено нарушений прав работников”.
Профсоюз продолжил обращаться в прокуратуру с разъяснениями, насколько это законно - принуждать работника давать подобные клятвы. В апреле текущего года прокуратура Кемеровской области, тем не менее, вновь ответила, что все в порядке.
“Содержание клятвы сформулировано на основании должностных обязанностей руководящего, инженерно-технического и рабочего персонала угледобывающих предприятий, предусмотренных законодательством о труде и промышленной безопасности, с учетом мнения представителей работников и нацелено на повышение личной ответственности работников, предупреждение производственного травматизма и аварий на предприятиях страны”, - гласил ответ.
То есть, по мнению прокуратуры, каждый работник должен поклясться, что будет выполнять обязанности руководящего и инженерно-технического персонала. И это, мол, совершенно нормально, никаких нарушений. Довод о нарушении Декларации прав человека прокуратура отвергла:
“Процедура принятия клятвы и ее подписания работником несет рекомендательный характер и не влечет принуждения к выражению гражданами своих мнений. Ее подписание является выражением работником собственной воли”.
С этим трудно согласиться, если принять во внимание, что руководителей побуждают обеспечить принесение клятвы.
Наконец, в прокуратуре сообщили, что процедура не предполагает дополнительных обязанностей для работников. А хранение клятвы в личном деле не влечет правовых последствий.
Но зачем давать клятву, если она не стоит ничего? Ответ ведомства, понятное дело, не устроил Росуглепроф.
В ходе последующей переписки Росуглепрофу вновь ответили, что письмо губернатора не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер; кроме того, клятва разработана с учетом представителей работников, а значит, письмо не нарушает прав горняков. Никаких конкретных ответов.
Росуглепроф тогда решил задать вопросы по пунктам. И попросил дать на каждый конкретный ответ. Если упростить, профсоюз попросил объяснить:
• Является ли клятва документом, который определяет дополнительные для работника обязанности?
• Является ли обязанность давать публичную клятву принуждением к выражению своих мнений и убеждений?
• Вправе ли работодатель собирать и хранить такую личную информацию, как клятва?
• Имеет ли клятва статус локального нормативного акта?
• Должен ли работник выполнять все обязательства, за которые расписывается в клятве?
• Закон запрещает требовать при приеме на работу от работника иные документы, кроме предусмотренных ТК, федеральными законами, указами президента и постановлениями правительствами, - является ли нарушением закона требование принести клятву и расписаться под ней?
• Вправе ли работодатель привлечь работника к дисциплинарной ответственности за нарушение клятвы?
• Какие финансовые и юридические последствия для работника может повлечь нарушение клятвы?
• Вправе ли правительство субъекта устанавливать дополнительные обязанности для руководителей и работников угольных компаний?
В сентябре пришел ответ Генпрокуратуры, в котором ведомство напоминало, что полномочия и функции прокуратуры определены Конституцией и законом “О прокуратуре РФ”. И вообще, “конкретных фактов о нарушении чьих-то прав или законных интересов в Вашем обращении не приводится”. То есть, ловко выскользнув, прокуратура еще и обвинила Росуглепроф в том, что обращение было неконкретным…
Что ж, пока переписка идет дальше. Росуглепроф, между тем, снова обратился к уполномоченной по правам человека. Сколько бы это ни длилось, профсоюз намерен не допустить, чтобы губернатор создавал себе в регионе отдельное трудовое законодательство и игнорировал при этом нормы федерального.
Иван Мохначук, председатель Росуглепрофа:
- Мы исходим из того, что присягу приносят во время службы в Вооруженных силах. Там присягают на верность Родине и обещают защищать ее в тяжелый час. А вернувшись на производство, гражданские лица должны работать в соответствии с гражданским трудовым законодательством.
Любые клятвы, присяги и все остальное, что не предусмотрено законом, но влечет некое моральное давление на человека и может быть использовано работодателем при определенных условиях против него, - не должны существовать и не должны применяться.
Если работодатель не способен организовать работу, обеспечить безопасность или дисциплину в рамках действующего законодательства, тогда возникает вопрос о качестве работодателя. О его понимании ситуации, о его знаниях, умениях и всем остальном.
На сегодня у работодателя более чем достаточно рычагов и инструментов, которые позволяют ему принудить работника к выполнению функций, определенных в трудовом договоре. Даже в тех случаях, если возникают какие-то разногласия либо работник чего-то не понимает.
При этом, прежде чем работника отправят на особо опасное производство, работодатель должен его обучить, проверить его знания, умения, навыки, квалификацию; обеспечить средствами защиты, безопасными условиями труда, работающей технологией. И тогда уже человек должен приступать к работе. Если что-то из этого не соответствует либо не работает, то пытаться оказывать давление на работника и препятствовать нарушению каких-то инструкций или нормативов при несовершенной системе зарплаты, опираясь на клятву, - мягко скажем, несостоятельно.
Поэтому мы считаем, что взаимоотношения работника и работодателя должны строиться на предприятии в рамках действующего законодательства. Если законом не предусмотрено - то нечего использовать, навязывать и пытаться давить на работника.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно