Фото: DC Studio / freepik.com
В конце прошлого года в СМИ прошла новость о том, что Минэкономразвития готовит изменения в Трудовом кодексе. Они, помимо прочего, касаются правил сверхурочной работы. Например, разрешают отзывать из отпусков работников вредных производств, что сейчас категорически запрещено. “Солидарность” приводит подробности и мнения руководителей первичек промышленных предприятий по этому поводу.
Продолжая подводить итоги прошедшего года, нельзя не отметить один, так сказать, промежуточный: Минэкономразвития намерено поменять правила, регулирующие сверхурочную работу. Об этом еще в ноябре рассказал министр Максим Решетников: “Нам необходимо снять законодательные ограничения, в том числе для сверхурочной работы. Люди хотят работать больше, предприятия готовы больше платить” (цитата по ТАСС). А в конце декабря с подробностями выступило издание РБК, в распоряжение которого попали сопроводительные материалы к готовящемуся законопроекту на эту тему.
Если коротко, изменения затрагивают области сверхурочной работы, правил найма и увольнения, а также женского труда. Что касается последнего пункта, речь идет об отмене сокращенной рабочей недели - в 36 часов - для женщин, трудящихся на селе. Предлагается оставить ее только работницам, занятым непосредственно в “сельских” отраслях. Если речь пойдет о найме и увольнении, уведомлять работника об изменениях условий трудового договора смогут не за два месяца, а за месяц. Кроме того, собираются упростить увольнение за хищение по месту работы и за неявку на рабочее место в течение четырех месяцев. Также предусматривается запрет на установление испытательного срока для выпускников вузов и сузов в течение года после получения ими диплома. А в малом и среднем бизнесе, вероятно, смогут заключать срочные трудовые договоры не с 35 работниками, а с 70.
Наконец, еще три пункта касаются правил сверхурочной работы. Во-первых, предельную продолжительность переработок хотят увеличить вдвое - с нынешних 120 часов в год до 240. И одновременно разрешить сверхурочные четыре часа в день хоть всю рабочую неделю. (Сейчас четыре часа можно только распределять между двумя рабочими днями, идущими подряд: если сегодня выбрал все время, завтра переработка тебе уже не положена. Или, если посмотреть с другой стороны, тебя не могут к ней привлечь.)
Проект предусматривает и снятие запрета на отзыв из отпуска трудящихся на вредных производствах. Минэкономразвития предлагает прерывать отдых “с согласия работника”, платя ему за отнятое время в двойном размере. В связи с этим интересно, что сейчас из отпуска нельзя отзывать несовершеннолетних работников и беременных женщин. Видимо, с точки зрения министерства - пока…
Да, и еще раз про двойной размер оплаты сверхурочных. Если сейчас первые два часа должны оплачиваться в полуторном размере, то теперь правительство согласно обязать работодателей “дублировать” с первого часа. Таким образом, финансовая выгода для работника выразится в дополнительно оплаченном часе.
Цель предложенных нововведений не скрывается: борьба с дефицитом кадров. Более того, перечисленные меры не единственные в своем роде: два последних года правительство ведет борьбу за либерализацию рынка труда в плане найма несовершеннолетних. “Правительство сейчас готовит предложения, чтобы выйти с ними на площадку Думы, и там итоговую дискуссию завершить и эти вопросы решить. Также мы внимательно смотрим с Минтрудом на снятие излишних ограничений для женщин, для молодежи, для старшего поколения. Это ресурс для рынка труда, это большой ресурс для нашей экономики”, - цитирует ТАСС Максима Решетникова.
Тот же министр Решетников говорил в декабре, что “надо договориться о конкретных условиях с профсоюзами”. И он наверняка знал, о чем говорил, ведь немногим ранее его заместитель Татьяна Илюшникова получила от ФНПР письмо за подписью зампреда организации Нины Кузьминой с изложением профсоюзной позиции.
Так, пишет Кузьмина, “увеличение ежедневной занятости крайне негативно скажется на здоровье работающего населения и, как следствие, на демографической ситуации и производительности труда”. В то время как “существующее нормирование сверхурочной занятости обосновано исследованиями в области медицины труда и позволяет минимизировать вред здоровью работника за счет предоставления достаточного времени для отдыха”. А “предлагаемое новое регулирование в два раза увеличивает сверхурочную занятость без каких-либо исследований”.
Кроме того, признают сами авторы законопроекта, сейчас только 11% работников, занятых сверхурочно, получают дополнительную оплату. Поэтому в профсоюзах резонно отмечают, что с увеличением сверхурочного времени ситуация с его оплатой только усугубится и приведет к массовому ухудшению прав работников, росту случаев сокрытия страховых и налоговых платежей и к интенсификации труда без адекватной его оплаты. Однако актуальные нужды государства в ФНПР тоже понимают. В качестве компромисса предлагается разрешать устанавливать повышенное сверхурочное время только социально ответственным работодателям, а оплату “лишних” часов регулировать отраслевыми соглашениями.
Наконец, исходя из профсоюзного отзыва, становится понятно, что работников вредных производств предлагается вызывать из отпусков только для предотвращения производственных катастроф и аварий либо устранения их последствий - если это подразумевается рабочими функциями работника. Так что конкретно это предложение правительства ФНПР поддерживает. Однако в целом, как видно по реакции профобъединения, на короткий разговор профсоюзы настроены только в том случае, если правительство согласится с их доводами. Если нет - будем с интересом ждать ближайших заседаний Российской трехсторонней комиссии.
Станислав Мельников, председатель ППО ПАО “Акрон”:
- Мы же все понимаем текущую ситуацию в экономике, когда работников нет, и всем приходится дыры закрывать - это я сейчас с точки зрения правительства говорю. Я их логику прекрасно понимаю: если рабочих рук нет, то надо работников каким-то образом замотивировать, чтобы они трудились больше. Но с точки зрения работников, конечно, это неправильно. Потому что годами складывалась практика, и эти 120 часов в год не сегодня родились. Ну не может человек непрерывно работать, все равно надо отдыхать. Обещается, что переработки будут оплачивать, но здоровье дороже.
Алексей Антошкин, председатель ППО ООО “ЧТЗ-УРАЛТРАК”:
- Кто-то из работников считает, что параметры труда по законам определены, и вот в рамках этого и нужно работать. Это у кого уже есть определенный сформировавшийся достаток, и он свои потребности удовлетворяет. А есть категория, которая склонна к подработкам и переработкам - все зависит от того, сколько дадут денег. Поэтому, если говорить, что все работники “против” или “за”, то мы ошибемся. А с профсоюзной точки зрения, все нормы устанавливались в свое время с учетом физиологических возможностей. Зачастую люди из-за нехватки денег соглашаются на переработки, а потом - потеря внимательности, травмы и т.д.
Дмитрий Назин, председатель ППО ПАО “Тольяттиазот”:
- Разумеется, это тревожные инициативы. Даже при поверхностном ознакомлении с вопросом [о сверхурочных] видно, что в условиях труда есть тенденция к ухудшению. Не надо быть специалистом по защите прав работающего человека, не надо быть юристом - просто человеку скажи: вот тебя раньше не могли отозвать из отпуска, а сейчас могут. Допустим, [в увеличении предельной нормы переработки] есть запрос от какой-то части работающего населения. Но мы здесь видим определенный инструмент работодателя, который может использоваться именно в его интересах, а не в интересах рабочего человека.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно