Top.Mail.Ru
Статьи
Он в белом халате, ищут его, больше не знают о нем ничего

Работникам урановых шахт не могут раздобыть врачей

Он в белом халате, ищут его, больше не знают о нем ничего

Фото: strana-rosatom.ru

Краснокаменск - урановая столица России. Но вот жители этой столицы не могут “добыть” себе элементарной медицинской помощи. У шахтеров, добывающих урановую руду, еще с советских времен есть своя больница. Которая обеспечена специалистами… на 53%. Профсоюзы с 2019 года требуют от профильных ведомств решить эту проблему. Ведомства проделали большую работу - по составлению отписок. А врачей все нет.

Есть в Забайкальском крае России, уже практически на границе с Китаем, город Краснокаменск. Город стратегически важный - потому что именно там добывается уран. ПАО “Приаргунское производственное горно-химическое объединение им. Е.П. Славского” представляет собой крупнейший промышленный комплекс - с гидрометаллургическим, ремонтно-механическим, серно-кислотным заводами, с научно-исследовательской лабораторией. Это одно из крупнейших урановых предприятий в мире и самое крупное в России. И сейчас его работоспособность под угрозой, потому что в городе стало очень сложно получить медицинскую помощь из-за нехватки медперсонала.

- Еще с советских времен для работников атомной промышленности была своя, отдельная система медицинского обслуживания. Ее организацией занималось 3-е Главное управление при Минздраве СССР. Оно же руководило медицинским обслуживанием и других отраслей - судостроителей, космонавтов. И это была хорошая, очень продуманная система - с разветвленной структурой, со своими здравницами, с организованной реабилитацией работников. Потом эта система досталась Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА). Но в данный момент ФГБУЗ МСЧ № 107 ФМБА России, где должны лечиться работники Приаргунского объединения, не обеспечено врачебными кадрами. Мы с 2019 года обращаем внимание на эту проблему, но она так и не решается, - рассказал “Солидарности” Игорь Шанин, помощник заместителя председателя ФНПР.

Укомплектованность упомянутой МСЧ № 107 врачами-специалистами составляет 53%. По многим врачебным специальностям есть только по одному специалисту, а по некоторым специальностям - никого. По данным правительства Забайкальского края, показатель смертности в Краснокаменске с 2013 года вырос в 14 раз по сравнению с аналогичным показателем по Забайкальскому краю.

СТАНОВИТСЯ ХУЖЕ

- Двадцать лет назад у нас со здравоохранением все было отлично. Я тогда еще работала в образовании, была учителем, и я мечтала получать медицинское обслуживание при нашем объединении. А теперь с каждый годом проблема отсутствия медицинских кадров становится все очевиднее. При этом раньше у объединения был еще и свой профилакторий. Году в 2014-м или 2015-м его закрыли. В том числе потому, что не хватало персонала. Сейчас у нас полная нехватка медперсонала и в больнице при предприятии, и в городской поликлинике. А те врачи, что остались… Треть из них должна уже быть на пенсии. А часть вообще не должны быть врачами. Потому что мне лично один “специалист” предложил самой поискать в интернете, что со мной, - поделилась проблемой Наталья Дмитриева, председатель первички Приаргунского объединения.

По словам Дмитриевой, есть нехватка медицинской помощи от окулистов, эндокринологов, гастроэнтерологов. Даже с терапевтами проблема - вместо них принимают фельдшеры.

- Например, у нас всего один стоматолог. На 8300 прикрепленных человек. А работники - со специфическими нагрузками: шахтеры, горные спасатели. Зубы у них “летят” быстро. Но талончик к стоматологу получить практически нельзя. Есть в городе и частная стоматология, но очень дорогая.

За помощью специалистов можно поехать и в Читу. Но до нее 400 километров. Это нужно вечером в поезд сесть, и только утром там будешь.

- По сути, это можно сделать только в отпуск, за выходные обернуться очень сложно, - продолжает профлидер. - И недешево: плацкарт в одну сторону стоит 1800 рублей. А еще надо за прием заплатить. Итого минимум 5000 рублей потратишь - и две ночи в дороге.

Как говорит Дмитриева, есть у работников и программа дополнительного медицинского страхования. Но самая “удачная” клиника в последний раз не попала в список. И она также не решает проблемы доступности специалистов.

- Например, у нас нет офтальмолога. А многие работники из-за вредных условий труда теряют зрение, и потом их из-за этого могут не допустить к работе. Программа ДМС финансирует оперативное лечение. Но в итоге работнику приходится ехать в Читу за свой счет, там за свой счет получать заключение врача. А потом уже предприятие оплачивает операцию.

ОТПИСКИ

Все это время профсоюз пытался привлечь внимание к проблеме. И первичка, и Роспрофатом. И даже Михаил Шмаков ставил этот вопрос на обсуждение в РТК: вопрос дважды рассматривался на заседаниях трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Все, чего удалось добиться от ведомств, - отписок.

Росатом сообщил, например, что вместе с ФМБА принял в 2021 году решение о межотраслевом пилотном проекте “Совершенствование качества и доступности медицинской помощи в городах присутствия предприятий Госкорпорации “Росатом”, и данный проект осуществляется при участии профсоюза: “Комплекс мер, реализуемых предприятиями, позволил повысить качество первичного звена здравоохранения по определенным показателям и удовлетворенность жителей оказанной медицинской помощью до 61% (показатель 2021 года - 36%)”.

ФМБА рапортует, что проводит среди школьников профориентацию, размещает объявления о наборе по программам целевого обучения. Сейчас в Читинской медицинской академии обучается 15 человек, и “целевикам” доплачивают по 6000 рублей в месяц. Правда, в Краснокаменске от всего этого специалистов не прибавилось.

- Ситуация по-прежнему остается неуправляемой, люди молодые не остаются работать в городе Краснокаменске. Подтверждением этому может служить недавнее интервью Героя Труда Эдуарда Щербины, в котором он как житель города жалуется на эти проблемы. Самое парадоксальное: будь в Краснокаменске всего на полторы тысячи жителей меньше (сейчас там 51,5 тысячи человек), они могли бы попасть в программу “Земский доктор”. Но не попадают. Краснокаменск - урановая столица России. И, по сути, ведомства не могут эту столицу обеспечить самым банальным, необходимым для жизнедеятельности. А занимаются вместо этого отписками, рассказывают, что они много денег тратят. Но результата у этих трат нет, значит, тратят не на то, - рассказал Юрий Борисов, заместитель председателя Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности.

- Врачам нечего у нас делать. У нас на одну ставку врач может зарабатывать максимум 40 тысяч рублей. А если будет работать на две ставки, да с ночными, и просто жить на работе - то тогда можно добиться 80 - 90 тысяч рублей. Но ведь не каждый может работать в таком режиме. Тем более что город становится все менее удобным для жизни. Поэтому любому выпускнику медвуза проще либо поехать работать совсем в глушь - там будет действовать программа “Земский доктор”, либо уже ехать работать в Читу, Иркутск, Новосибирск - большие города с инфраструктурой, где хорошие зарплаты. А недостаток кадров сейчас везде. Моя бывшая ученица сейчас окончила медицинский вуз и уезжает в Новосибирск, в родной город не возвращается. Условий для возвращения не создано, перспективы не видны, климат тяжелый, развлекаться нечем. Такое можно только высокими зарплатами компенсировать, - уверена Наталья Дмитриева.

Автор материала:
Полина Самойлова - Он в белом халате, ищут его, больше не знают о нем ничего
Полина Самойлова
E-mail: samoilova_polina@mail.ru
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика