Фото: пресс-служба СПб и ЛО организации профсоюза работников здравоохранения
36 технических инспекторов труда на уровне ЦК, более 250 внештатных техинспекторов в региональных организациях, более 26 тысяч уполномоченных по охране труда по всей России… Такой арсенал компетентных специалистов может выставить против профзаболеваний и несчастных случаев (и делает это ежедневно) профсоюз работников здравоохранения РФ. Результат применения этой профсоюзной силы впечатляет, о чем рассказываем ниже. Но профессионалу всегда мало опыта. Поэтому на тему условий и охраны труда в отрасли профсоюз провел целую международную конференцию. И там было чему поучиться.
Ленинградская федерация профсоюзов 22 апреля приняла в своей штаб-квартире на площади Труда в Санкт-Петербурге весьма представительную международную делегацию профсоюзов медиков. Причем в делегации были и представители более 40 регионов России, и гости из стран СНГ - Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
В конференции “Условия и охрана труда в организациях здравоохранения” участвовали и российские чиновники, и региональные законодатели, а следили за ней, судя по приветствиям, и на федеральном уровне. Выгода для российского профсоюза медиков очевидна: власти не должны допустить отставания от соседей в сфере охраны труда врачей. Резоны гостей, думается, были схожими. В конце концов в этом и состоит обмен опытом: признать “сына ошибок трудных” общим ребенком и воспитать так, чтоб не было мучительно больно. Извините за реминисценции, но куда без них в Петербурге. Однако к делу.
- Вот, к примеру, провести спецоценку условий труда - много это или мало? Здесь присутствуют министры, которые сразу же настораживаются. Потому что за каждой правильно проведенной СОУТ будут стоять дополнительные деньги, которые надо будет выделять, - задал тон председатель профсоюза работников здравоохранения РФ Анатолий Домников. - Любая реорганизация здравоохранения на что направлена? На то, чтобы сократить расходы. А тут сразу появляются дополнительные. Но эти расходы - важнейшие: они действительно нужны для того, чтобы мы могли закреплять кадры и помогать им “прорасти” в наших лечебных учреждениях.
Таким образом, Домников, по сути, тонко играл на струнах душ уважаемых социальных партнеров из отраслевого министерства и региональных департаментов. Ведь нескоро забудется, что в недавнем послании Федеральному собранию президент Путин так много говорил о необходимости воспитания и сбережения профессиональных кадров. (Как ни крути, один из плюсов президентской республики - в самой возможности таких вот недвусмысленных напоминаний. Но не будем углубляться.)
Кому-то может показаться странным, кому-то - закономерным, но, пожалуй, центральным выступлением конференции стала речь человека, не имеющего прямого отношения к медицине. Но Анатолий Домников все предвосхитил верно: “Сейчас начнется самое интересное”. Так оно и оказалось. Слово предоставили руководителю департамента охраны труда и экологии, главному техинспектору труда ФНПР Алексею Безюкову.
Что неудивительно, Алексей Безюков отталкивался от принятой на апрельском съезде ФНПР резолюции по охране труда:
- На сегодня мы обращаем внимание на отсутствие открытой, доступной [государственной] концепции развития охраны труда в целом. Уже при подготовке резолюции пришла информация, что этот вопрос будет снят в 2025 году. Но мы сейчас предлагаем свое видение: не доказать, а предупредить нарушение. Профилактическая проблема рассматривается.
Тут надо сказать, что тот же федеральный Минтруд который год уже говорит о переходе на риск-ориентированный подход в области нарушений трудовых прав в целом и охраны труда в частности. Не в том смысле, что перейти все никак не могут, а только говорят. А в том смысле, что процесс и в самом деле идет, но еще не завершен. Таким образом, профсоюзы, говоря о примате профилактики нарушений над устранением последствий, как бы соглашаются с государственным подходом. Но:
- У государства должна быть именно надзорная функция, когда карающий орган мог бы карать. Эти функции государство не должно с себя снимать, - уверены в профсоюзах. - Но и мы по-прежнему готовы брать на себя надзорную функцию в полной мере (как при СССР. - П.О.), потому что что такое право профсоюзов обеспечено законом.
Да, было бы прекрасно, если бы в структурах Минтруда были штатные специалисты по каждой отрасли. Но реальность такова, что “сколько отраслей, столько и особенностей. И Министерство труда просто физически не может иметь такого количества специалистов”, - считает Безюков.
Директор НИИ медицины труда, академик РАН Игорь Бухтияров привел неутешительную статистику:
- По стране в целом практически 36% лиц трудятся в опасных условиях. Если взять 72 млн трудоспособного населения, это практически 26 - 27 млн человек, - говорит ученый, уточняя, что, даже несмотря на недавнюю пандемию ковида, медики не выбились (и слава богу) в лидеры по опасным условиям труда. Первые здесь (и это уже, конечно, к сожалению) угольщики, металлурги и работники тяжелого машиностроения. - У нас громадное количество опасных профессий в стране и около 1,7 млн медицинских работников среднего звена, плюс 800 тысяч врачей. И 55% работников здравоохранения у нас находятся под влиянием опасных факторов. Если, например, по тяжести труда - 9%. Если говорить про заболеваемость, то биологический фактор всегда был, ковид только лишь обострил ситуацию. Всегда [как факторы риска] был ВИЧ, у нас всегда был туберкулез.
Если же говорить о ковиде, то, по приведенным академиком Бухтияровым данным, было расследовано около 4000 смертей медицинских работников, занятых лечением пациентов. И “большая часть из них вообще не должна была, со своими букетами заболеваний, этим заниматься”. Притом что, как говорится, “кто, если не мы” - то есть они. А теперь их нет. И это, по идее, явно указывает на проблему нехватки кадров в медицине. Потому что, если читать (или слушать, как в нашем случае) выступление Игоря Бухтиярова между строк, то, грубо говоря, вместо молодых и здоровых в ковидные отделения пошли люди с хроническими заболеваниями. Речь, конечно, не о том, что молодых не было бы жалко (а они умирали тоже), но о том, что у “стариков” было заведомо меньше шансов, а выбирать было не из кого. Кем богаты, тем и рады. И здесь вопрос, по большому счету, к политике государства в области медицины.
Как уже было сказано, конференция была международной. Но в коротком материале не представляется возможным уделить должное внимание всем зарубежным партнерам (а внимания заслуживают все они). Можно, однако, сделать вывод из их выступлений, что проблемы у медиков на всем пространстве СНГ примерно одинаковые. И более-менее везде местные власти это понимают и делают необходимые выводы.
Так, участие профсоюза медиков в общественном контроле в области охраны труда в Белоруссии обязательно по указу президента. (А там с этим строго.) В Узбекистане профсоюз плотно включен в законодательные процессы на уровне профильных групп парламента страны (“10 важных нормативных актов” по одной только охране труда в сфере здравоохранения было принято в прошлом году). В Таджикистане, помимо профилактики профессиональных рисков и заболеваний врачей, не забывают о деньгах: установлена 100-процентная надбавка к зарплате для занимающихся лечением ВИЧ/СПИД и производством препаратов от туберкулеза. А когда выступал ведущий специалист по охране труда Казахстанского отраслевого профсоюза Бауыржан Базилов, вообще было трудно отделаться от мысли, что он говорит не о России, а о своей стране, - настолько все у нас, оказывается, похоже. Повторяться не будем.
Но чтобы не повторяться из раза в раз - это уже к правительствам стран СНГ, - давайте, может, внимательнее слушать отраслевые профсоюзы? Вот, скажем, вы же слушаете врача, когда приходите к нему на прием? Так послушайте его и тогда, когда он приходит на прием к вам.
Михаил Андрочников, зампред профсоюза работников здравоохранения России:
- За последние три года по вопросам охраны труда профсоюз провел более 80 тысяч проверок, более 350 независимых экспертиз условий труда, благодаря этому было устранено более 102 тысяч нарушений. Восстановлены права более 60 тысяч работников. Экономическая эффективность работы профсоюза на этом направлении превысила 400 млн рублей.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно