Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
В газете “Солидарность № 4 за 2020 год была опубликована статья “Ржевские разборки: пациенты против врачей” В ней шла речь об избиении заведующего отделением травматологии Центральной районной больницы г. Ржева Тверской области Михаила Смелова (на фото). В порядке отклика на этот материал свое мнение высказывает шеф-редактор журнала “Охрана труда и социальное страхование” Александр Тудос.
С огорчением констатирую, что случаи избиения работников во время исполнения трудовых обязанностей - не редкость. Бьют, калечат и даже убивают врачей, охранников, журналистов, официантов, работников торговли, инкассаторов, учителей, водителей, предпринимателей… А еще - сотрудников правоохранительных органов, суда, прокуратуры и следствия. Одни страдают из-за хулиганства, другие - из-за разбоя и грабежа, третьим просто мстят за их профессиональную деятельность.
Статья 227 Трудового кодекса РФ, регламентирующая расследование и учет несчастных случаев, говорит: “Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом”.
Другими словами, гибель или получение работником увечий, травм, ранений и других повреждений здоровью в период исполнения трудовых обязанностей является несчастным случаем на производстве. Это в полной мере касается ситуации с избиением доктора Михаила Смелова.
Различные ситуации, когда несчастные случаи на производстве - результат умышленных противоправных действий третьих лиц в отношении работника, характеризуются словосочетанием “криминальный травматизм”. Однозначно понимаемый термин окончательно не сформировался, но на практике под криминальным травматизмом подразумевают ситуации, в которых имеют место и травматизм, и криминал.
Реалии жизни показывают: никто не застрахован от того, чтобы стать жертвой преступления, в том числе во время трудового процесса. Однако об особенностях расследования несчастных случаев, которые подпадают под понятие “криминальный травматизм”, в ТК РФ ничего не сказано.
Вполне логично допустить, что расследование случая криминального травматизма, как и любого другого, должно проводиться комиссией, образуемой работодателем (требование ст. 229 ТК РФ относительно несчастных случаев). Желательно, чтобы в работе этой комиссии принимал участие представитель госинспекции труда субъекта РФ. Понятно, что указанная комиссия при проведении своего расследования обязательно должна использовать материалы, получаемые от органов дознания и предварительного следствия.
Надо признать, что в силу различных подходов к учету и расследованию несчастных случаев криминального характера на федеральном уровне отсутствуют достоверные данные об уровне криминального травматизма. У каждой структуры своя статистика, которая не дает объективной картины на муниципальном, региональном и федеральном уровне.
Это связано с дефицитом правового регулирования и отсутствием нормативных документов, изданных на уровне Минтруда России и Роструда, - документов, которые устанавливали бы механизм их взаимодействия с правоохранительными органами, занимающимися расследованием преступлений и правонарушений.
В связи с этим имеет смысл обратить внимание на следующие важные моменты. Разброс в цифрах по криминальному травматизму во многом обусловлен двумя причинами.
Первая: пострадавшие работники (или родственники погибших) в случаях травмирования (или гибели) в период исполнения трудовых обязанностей, причиной чего стали криминальные действия, не знают, что это является нечастным случаем на производстве, который подлежит учету и расследованию.
Что принципиально важно подчеркнуть, пострадавший имеет право на получение широкого спектра выплат в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Работодатель в соответствии с упомянутым законом застраховал работника от несчастного случая на производстве, в том числе случая криминального характера. И если такой случай произошел, то работник имеет право на страховые выплаты, лечение и т.д.
Именно из-за незнания пострадавший (или его родственники) пытается решить возникшие проблемы за счет виновного путем предъявления ему иска о возмещении материального и морального вреда в гражданско-правовом порядке. Но это возможно, только если виновный будет найден и его вина доказана судом. А если не найден, то иск предъявлять некому.
При этом подчеркнем, что получение выплат за счет ФСС России не исключает возможности предъявления иска к виновному, но позволяет обеспечить страховую защиту и самого пострадавшего, и членов семьи, в первую очередь детей, в случае смертельного исхода для работника.
Поэтому важно знать, что по случаю криминального травматизма пострадавший имеет право на социальную помощь и защиту, но при условии, если это все надлежащим образом учтено и оформлено Актом по форме Н-1.
Вторая причина. Некоторые (немногие) работодатели тоже не знают о том, что криминальный травматизм является несчастным случаем на производстве.
Но большинство работодателей все знают, только не заинтересованы в том, чтобы оформлять материалы о происшедшем несчастном случае. Во-первых, такое происшествие отрицательно сказывается на имидже и деловой репутации организации. Во-вторых, региональное отделение ФСС в связи с происшедшим несчастным случаем имеет право поднять для организации страховой тариф - увеличить страховые выплаты. В-третьих, наличие несчастного случая на предприятии в рамках вводимого риск-ориентированного подхода автоматически ведет к внеплановой проверке организации должностными лицами Госинспекции труда - со всеми последствиями. Работодателю ни с какой стороны не выгодно учитывать криминальный травматизм.
В итоге мы имеем то, что имеем. Работники страдают от криминального травматизма, но при этом многие из таких случаев надлежащим образом не учитываются. Как следствие, работники страдают дважды. В первый раз - от боли и самой травмы, во второй - от неполучения выплат, предусмотренных законодательством.
Пользуясь случаем, отмечу, что в создавшейся ситуации резко возрастает роль профсоюзного актива, который должен рассказывать пострадавшим работникам о наличии у них прав, предоставленных ТК РФ и ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний”. Профсоюз должен в установленном порядке требовать от работодателя оформления необходимых документов по факту несчастного случая с работником в период исполнения трудовых обязанностей.
В настоящее время Минтруд России подготовил законопроект “О внесении изменений в ТК РФ (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)”. Хочется надеяться, что в нем наряду с другими позициями будет отражен механизм расследования несчастных случаев криминального характера.
И последнее. Министерство здравоохранения РФ поставило перед законодателями вопрос об усилении уголовной и административной ответственности за нападения на медицинских работников. Именно с подачи министерства появилась информация о тысяче ежегодно совершаемых в стране противоправных действий в отношении медработников.
Сколько из этого количества нападений на медицинских работников признано несчастными случаями на производстве - большая тайна, которую должностные лица этого ведомства обнародовать не желают. И это понятно: не хочется Минздраву быть лидером по травматизму в своих подведомственных структурах.
…Недавно в Москве школьник избил учителя из-за наушников. Сейчас депутаты вынашивают идею внести изменения в КоАП РФ, предусматривающие усиление ответственности за посягательство на жизнь и здоровье учителя.
Проблем много, их надо решать. И одной из мер как раз должно стать четкое регулирование учета несчастных случаев на производстве, в том числе связанных с криминальным травматизмом.
Из рубрики "Эхо наших публикаций"
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно