Top.Mail.Ru
Статьи
5
Пожарная раздробленность

Одна работа - разные условия и льготы

Пожарная раздробленность

Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"

Пожарную службу сначала раздробили на федеральную, региональные и муниципальные. Потом поставили работников в неравные условия. Теперь добавишь одним - обижены другие. Одни уговорили Путина повысить зарплаты. Другие - отчаялись уговаривать губернаторов. При этом значительная часть работников против того, чтобы службы сравнивали по льготам.

ЖАЛОВАЛИСЬ? ПОВЫШАЕМ!

В прошлом году сотрудник пожарной службы из Калининграда Станислав Таукачикас пожаловался президенту, что его зарплата - всего 16 тыс. рублей. Зарплаты пообещали повысить.

Поручение Владимира Путина - № 1180, п.1 г - было очень коротким: “Обеспечить доведение уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2019 году до 24 тысяч рублей в месяц, а с 2020 года - до 32 тысяч рублей в месяц. Срок - 1 августа 2019 года”. 1 августа пресс-служба правительства сделала заявление, что предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования в 4,3 млрд рублей - они должны были пойти на зарплаты “работников реагирующих подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, непосредственно задействованных в тушении пожаров”.

Казалось бы, хорошая новость. Проблема решена, пусть и в ручном режиме. Ан нет. Потому что помимо федеральной противопожарной службы у нас в стране есть и региональные, и муниципальные противопожарные службы. И во многих регионах повышение зарплат обошло их стороной.

РЕГИОНЫ

Не далее как 11 октября работники трех пожарных частей Управления государственной противопожарной службы Пермского края направили открытое обращение президенту Путину. В этом обращении они жаловались на зарплату, всего 14 - 16,5 тысячи рублей в месяц. А также потребовали дать право льготного выхода на пенсию в 50 лет при трудовом стаже не меньше 25 лет. Это письмо подписали 80 пожарных. А копии обращения направили губернатору края, министру труда и социальной защиты Антону Котякову, председателю ФНПР Михаилу Шмакову.

В обращении работники уточнили, что зарплата за последний год им была действительно проиндексирована на 11%, но месячную премию тут же урезали, поэтому на деле надбавили всего около тысячи рублей. А обращения в МЧС привели лишь к тому, что пожарным ответили, мол, их зарплаты - расходные обязательства региона.

“Ежедневно мы выполняем важную, ответственную и очень опасную работу по обеспечению безопасности населения. Наша работа - это тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ. Мы понимаем всю ответственность, которая лежит на наших плечах, но хотелось бы обратить ваше внимание на условия, в которых мы работаем”, - говорится в обращении.

- Я об этой ситуации слышала, но у нас этой бумаги нет, потому что работники эти не состоят в профсоюзе, - говорит Ольга Ишимова, председатель Пермского крайкома профсоюза работников госучреждений. - Они и раньше не состояли. А года два-три назад наш профсоюз активно работал над инициативой, которая уравнивала бы права работников противопожарных служб всех уровней. Но инициативу продвинуть не удалось. И тогда эти работники еще и обиделись, что не удалось им принести зарплату на блюдечке с голубой каемочкой. От вступления в профсоюз они отказались.

Что, кстати, не помешало пожарным обращаться к Михаилу Шмакову.

УДАЛОСЬ СМЯГЧИТЬ ПРОБЛЕМУ

В ряде регионов удалось проблему если не решить, то хотя бы смягчить.

- У нас регион решил компенсировать зарплаты муниципальным и региональным пожарным, чтобы не сильно отличалась заработная плата от федеральных, - рассказал председатель Ульяновского обкома профсоюза работников госучреждений Георгий Тенев. - Это было сделано почти сразу, и сейчас не слышно, чтобы было какое-то недовольство по заработной плате. Все затихло, все спокойно.

Кому-то удалось “уломать” руководство региона на повышение зарплат лишь недавно:

- У нас есть положительный опыт, мы как раз с 2015 года прорабатывали этот вопрос, - делится председатель Чувашского рескома профсоюза работников госучреждений Василий Харитонов. - Говорили о необходимости повышения зарплаты “субъектовым” пожарным и спасателям. И весной этого года, наконец, решили. Причем зарплаты подняли с января, то есть задним числом. Республиканским пожарным и спасателям зарплату повысили примерно на пять тысяч. То есть сейчас она приблизилась к 20 тысячам рублей, более точные данные пока не сообщали.

По словам Василия Харитонова, профсоюз отдал решению проблемы немало сил: “Общероссийский профсоюз занимался этой темой вплотную, используя все возможные площадки, включая сайт “Российской общественной инициативы”, голоса пытались там набрать. Через рабочую группу Госдумы пытались этот вопрос решить. Много-много работы было проведено. Но вопрос решился у нас только в этом году и другим способом - через работу с руководителями республики”.

НЕ НАСКРЕБЛИ

Но есть регионы, где на все запросы один ответ: “Денег нет”.

- У нас в области вообще низкие зарплаты, даже по сравнению с соседними регионами, - рассказывает Галина Попова, председатель Ярославского обкома профсоюза работников госучреждений. - В Ивановской и Калужской областях выше. У федеральных пожарных повысились зарплаты, хорошее обеспечение спецодеждой. Все соблюдено как положено. А у организаций, которые финансируются из городских бюджетов или областного, - у них положение сложное. Совсем плачевное. Я бываю там на собраниях. Даже спецодежду штопать вовремя и в срок денег нет.

В ряде регионов думы и губернатор приняли решение выделять дополнительные средства на зарплаты. У нас этого не было сделано. Зарплата не повышалась весь год из-за отсутствия денег в бюджете. Доплат никаких нет. Оклады в основном - 8 - 9 тысяч, в лучшем случае - 10 тысяч рублей. Плюс надбавки. Итого средняя зарплата равна 18 - 19 тысячам рублей. До 25 тысяч получают начальники подразделений. А рядовой состав - лишь 15 - 18 тысяч. И повышения не предвидится, поступлений в бюджете нет. Положение сложное. Мы хлопотали, но все бесполезно, денег нет.

“А”-СПРАВКА

Надбавки и компенсации в МЧС

МЧС выпустило приказ № 747 от 14.12.2019. В приложении № 4 к приказу говорится, что “в расчет фонда оплаты труда принимаются оклады с учетом их повышений, предусмотренных настоящей системой оплаты труда”. То есть с учетом таких надбавок:

- “выплат компенсационного характера, за исключением выплат, связанных с работой в местностях с особыми климатическими условиями”, в размере до 18% от окладного фонда для учреждений Государственной противопожарной службы. “Фонд оплаты труда в части выплат компенсационного характера может быть увеличен главным распорядителем бюджетных средств в пределах дополнительных лимитов бюджетных обязательств, доведенных на эти цели”;

- “выплат стимулирующего характера для учреждений в размере до 100% окладного фонда (кроме Авиационно-спасательной компании). Фонд оплаты труда в части выплат стимулирующего характера может быть увеличен главным распорядителем бюджетных средств”, и, кроме того, в части “единовременных выплат стимулирующего характера”;

- “материальной помощи в размере трех окладов (тарифных ставок)”.

При этом “Фонд оплаты труда работников формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”.

ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛОВ

У “федеральных” пожарных хватает своих сложностей. В том числе из-за недавней реорганизации службы.

- Ситуация с работниками МЧС достаточно сложная, - констатирует Максим Кирилич, председатель Камчатского крайкома профсоюза госучреждений. - Была такая организация - федеральное государственное казенное управление (ФГКУ), отряд федеральной противопожарной службы в регионе. В начале января этого года отряды ФГКУ ликвидировали, и все пункты пожаротушения передали главному управлению МЧС по регионам. У нас здесь, на Камчатке, уволили председателя первичной организации отряда ФГКУ, Дмитрия Квашнина. То есть всех на работу взяли в Главное управление, а председателя первички не взяли. Мы пошли в суд, но проиграли и первую инстанцию, и апелляцию. Суды говорят, мол, это новое юридическое лицо. Хотят - берут на работу, хотят - не берут. Хотят - новые системы оплаты труда устанавливают. В общем, делают что хотят. Потому что, мол, новые работодатели. Хотя люди остались на своих рабочих местах, в той же, между прочим, спецодежде, новую не выдавали. Но пойдем судиться дальше, сейчас готовим кассационную жалобу.

По словам самого Дмитрия Квашнина, многие сложности вызваны неформальными причинами: “Знаете, какие основные трения существуют в МЧС? У них всегда одна основа - люди в погонах пытаются командовать гражданскими как “своими”. А отличия есть. Если мужчина пошел служить, надел погоны - он служит 24 часа своих суток, и это правильно. А гражданские работники - они наемные, у них есть рабочие часы и штатные обязанности. И люди в погонах, образно говоря, пытаются гражданских заставить маршировать, докладывать и так далее. Я был председателем первички с 2009 года, и основные проблемы у нас были именно такие: не с нарушением Трудового кодекса, а с попытками заставить работников подчиняться уставам и военной дисциплине. А летом прошлого года Путин поднял зарплаты - до 24 тысяч на руки. Так, что у нас с учетом наших районных коэффициентов должно было по 83 тысячи рублей выходить, а на Чукотке должны вовсе по 92 тысячи получать. И что получилось? Что у нас зарплаты должны были стать выше, чем у людей в погонах. У них другая система оплаты труда. Представляете, какой несправедливостью им это казалось?”

По словам Квашнина, зарплату начали начислять неправильно. Он попытался решить этот вопрос с работодателем, но безрезультатно. Тогда Квашнин подал в суд.

- 27 декабря внезапно всем работникам выплатили все, что задолжали. Тогда я забрал иск. А 31 декабря в восемь утра ко мне приехали прямо домой и вручили трудовую книжку с документами, сообщили, что меня уволили в связи с ликвидацией организации.

РАЙОННЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ И СОУТ

- У нас на Камчатке сложилась такая ситуация: федеральный размер районного коэффициента был 1,6 (федеральный), а региональный районный коэффициент - 1,8 к зарплате, то есть на 20% выше, - поясняет Максим Кирилич. - Вот у нас все, кто работает в муниципалитетах и в организациях краевого подчинения, получают надбавку с коэффициентом 1,8. МЧС тоже получало 1,8, потому что они в своих федеральных законах прописали, что размер надбавки должен соответствовать установленному в регионе, то есть 1,8. А в этом году они внесли изменение в свое положение и написали: установить на уровне федеральном, то есть 1,6. Вот у нас на Камчатке люди потеряли еще 20% районного коэффициента в этом году из-за перехода в Главное управление. Такая проблема. Но опять же, здесь позиция судов в том, что это “новый работодатель, новые условия труда”.

Не согласен с размерами зарплаты и Сергей Минаков, председатель первички с Чукотки (состоит на учете в Камчатской краевой организации, так как в регионе нет профобъединения. - Прим. ред.), где произошла такая же реорганизация: “Мы сейчас судимся по поводу заработной платы. И это не единственная проблема. Нам вообще пришлось первичку заново создавать. Главное управление уверяло, что раз новая организация, то старую первичку они не собираются признавать. Создал новую профорганизацию”.

Годом ранее Минаков выиграл суд по признанию незаконной спецоценки условий труда (СОУТ), проведенной в декабре 2018 года. Минаков работал пожарным 3-го класса, и его работа сопряжена с опасностью, это 4-й класс вредности, что подтверждала спецоценка, проведенная в начале 2018 года. А почти через год - новая спецоценка, поставили класс вредности 3,2. То есть ни денежной компенсации, ни 36-часовой рабочей недели. СОУТ проводилась без извещения профсоюзов, а в качестве рабочего места пожарного указана была только часть, причем даже не та, где он работал.

- Судья признала СОУТ незаконной, так как не были указаны все места моей работы, то есть непосредственно пожары.

Однако сейчас Минаков снова не получает “вредных” выплат.

- Сергей бьется за льготы, положенные по СОУТ, резюмирует Кирилич. - Но как у “новой” организации у них есть год на проведение спецоценки, и этот год они могут просто не платить за вредность. И они активно это используют, пройдут где-нибудь в декабре, чтобы как можно меньше платить людям.

Что характерно, на суды Минакова, по его словам, коллеги скидываются независимо от того, состоят ли они членами профсоюза. Похвальная солидарность. Как оказалось, не слишком свойственная работникам по России.

Комментарий

Николай Водянов, председатель Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ:

- Ситуация там неоднозначная. С одной стороны, между людьми, выполняющими одну и ту же работу, есть разница в льготах и оплате. И мы действительно пытались эту разницу ликвидировать. Но как все это получилось? Федеральная противопожарная служба была в упадке, разваливалась. Просто некому было тушить пожары. Тогда регионы обратились в центр, попросили полномочий, создали региональные противопожарные службы. И люди туда побежали, там зарплаты были выше.

С одной стороны, федеральные пожарные рано выходят на пенсию. С другой - они служат. Пошлют в Чернобыль - нельзя отказаться. Очень часто, дослужившись до пенсии в федеральной службе, люди уходили в региональную. Пенсия, плюс работа сутки через трое, то есть у многих и вторая работа есть. В таком случае положение работника можно считать бедственным?

Но делают они, конечно, одно и то же. Формально, по документам, разница есть. Мол, региональным пожарным нельзя работать на высотной технике. Рассказал об этом регионалам, которые работают на Москве-Сити, они очень удивились. На самом деле, конечно, разницы нет. Едет на пожар тот, кто ближе находится. И логично, чтобы и льготы у них были одинаковые.

Как вам уже рассказывали, мы пытались этого добиться. Собирали голоса на сайте РОИ - “Российской общественной инициативы”. И знаете что? Это голосование с треском провалилось. Оно не просто не набрало нужного количества голосов, но даже собрало рекордное количество протестных голосов за все время профсоюзных инициатив. Почти каждый пятый голос был против. И знаете, кто был против? Федеральные пожарные. Они не хотели, чтобы права сравнялись. А региональные не смогли собраться и подтянуть большое количество голосов.

Поэтому ситуация тут сложная и неоднозначная. И решить ее сверху не получилось. Решить можно только снизу, уговаривать губернатора. Или надеяться, что губернаторы скажут Путину: “Нам это много, мы не справляемся, мы все провалили, заберите назад”. Но никакой губернатор этого не сделает. А за свой бюджет зарплаты поднимать - этого они не хотят.

Автор материала:
Полина Самойлова - Пожарная раздробленность
Полина Самойлова
E-mail: samoilova_polina@mail.ru
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Жданов
21:30 от 12.02.2021
а проблема (как мне видится) не в председателе, она в системе. профсоюз не выполняет своих прямых обязанностей, и является лишь фикцией. это все пережитки советского прошлого. в те времена профсоюз не мог боротся с работодателем потому как государство было народным, и народ не мог боротся сам с собой. теперь у нас капитализм и задачи профсоюза это не соревнования "быстрее, выше, сильнее" и не новогодние подарки, а вывод рабочих на забастовки, пикеты, протесты. а из-за бездействия профсоюзов протест оседлали такие как Навальный.
да-да, это профсоюз виноват в протестах навального, в полном соответствии с законами А.Азимова. своим бездействием допустил....
Жданов
19:03 от 12.02.2021
ну если профсоюз за многие годы ни разу не провел встречу с рабочими, не выслушал их, не сходил с ними на переговоры с администрацией и работодателем то какой смысл отдавать ему часть зарплаты?
Александр Кляшторин
20:42 от 12.02.2021
Жданов, профсоюз - это коллектив. Если вы интересуетесь жизнью профсоюзной организации, являетесь профсоюзным активистом, то вы участвуете в профсоюзных собраниях, формируете точку зрения организации по различным вопросам, включая и зарплатные. Если эта тема вам интересна - необходимо интересоваться у своего профлидера, председателя профкома, чем он занимается, какие переговоры ведет. В случае же, если вам кажется, что оный профлидер недостаточно эффективен - всегда можно поставить вопрос о необходимости его переизбрания.
Жданов
08:49 от 12.02.2021
правильно не хотят вступать, профсоюз не хочет работать, собрания с коллективами не проводятся, работа на местах не ведется, судя по обилию откликов в газете.
у нас тоже часть коллектива написала заявления о выходе из профсоюза, потому как кроме подарков на новый год и предложений о участии в спортивных тсоревнованиях другой работы не видно.
Александр Кляшторин
17:27 от 12.02.2021
А вы считаете, что выход из профсоюза как-то поможет решить проблему с размером зарплаты? Не кажется ли вам, что такой подход к вопросу - лишь усугубит существующее положение? Если с вашей точки зрения и с точки зрения большинства коллег, состоящих в профсоюзе, председатель профкома работает недостаточно эффективно - не лучше ли его переизбрать, вместо выхода из профсоюза?

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика