Top.Mail.Ru
Статьи
Пресс-хаты “Магнита”

В суде доказали, что “соглашение сторон” было недобровольным

Пресс-хаты “Магнита”

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Директора магазина “Магнит” сотрудники службы безопасности больше двух часов держали в кабинете, пока она не подписала документы на увольнение. Женщина пошла в суд, где ей попалась опытная судья, которая провела опрос свидетелей. Затем суд решил, что увольнение не было добровольным, и восстановил женщину на рабочем месте.

Особенности нашего трудового законодательства позволяют человеку оспорить в суде свое заявление на увольнение по собственному желанию и доказать, что оно было написано недобровольно. Но заявление об увольнении по соглашению сторон оспорить почти невозможно. Однако есть исключения.

Марина Павлицкая работала директором одного из магазинов “Магнит” в Сыктывкаре.

- Еще до моего прихода в этот магазин там сложилась схема. Например, нужно заплатить за мойку окон в магазине или другие работы, которые никто из штатных сотрудников не должен выполнять. Тогда имеющимся работникам проставляли лишние часы и смены, а они потом деньги за эту невыполненную работу переводили мне на карту. Я потом ими оплачивала, например, мойку окон. И вот некоторые работницы решили пожаловаться на меня в службу безопасности.

Однажды Марина пришла на работу как обычно, к девяти утра. А через час к ней подошли двое работников службы безопасности.

- От меня в грубой форме стали требовать, чтобы я подписала документы на увольнение. Несколько часов держали в кабинете. Я отказывалась. Мне угрожали, что обратятся в полицию, и меня посадят. В итоге я написала все, что продиктовал мне сотрудник службы безопасности. Только после этого я смогла выйти из кабинета, это было уже в час дня, меня три часа продержали.

В итоге Марина Павлицкая оформила три документа: заявление об увольнении по собственному желанию, заявление об увольнении по соглашению сторон и соглашение о расторжении трудового договора по соглашению сторон.

ПОПЫТКА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ

Потрясенная, директор магазина ушла домой. За выходные она обдумала ситуацию и решила отозвать заявление на увольнение.

- Поскольку я все писала под диктовку, в шоке, то была уверена, что писала заявление на увольнение по собственному желанию. Его и решила отозвать. К этому моменту у меня заболел ребенок, я ушла на больничный. Неожиданно получив расчет, я была удивлена. Обратилась в отдел кадров, там сказали, что не важно, отзываю я заявление или нет - я уволена по соглашению сторон.

Женщина пришла за трудовой книжкой. Копию соглашения, подписанного ею ранее, Павлицкой не дали. Предложили распечатать новое соглашение и подписать его. Она отказалась. С приказом об увольнении ее тоже не ознакомили. Павлицкая добивалась, чтобы работодатель выдал ей копии приказа об увольнении и соглашения об увольнении по соглашению сторон.

- Я решила этого не терпеть и пойти в суд, отстаивать свое доброе имя. Обратилась с исковым заявлением к АО “Тандер” о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Моральный вред оценила в 200 тысяч рублей.

ЧТО ОТМЕТИЛ СУД

Суд выяснил, что до прихода службы безопасности истица “намерение на увольнение не имела и ни с кем из полномочных лиц (непосредственный руководитель, представитель отдела кадров, начальник кадровой службы) данные вопросы не обсуждала”. Кроме того, работницу не ознакомили под подпись с приказом об увольнении. Кадровым администратором единолично был составлен акт об отказе истицы от ознакомления с приказом об увольнении.

Также суд принял во внимание, что истица обратилась в отдел кадров, намереваясь отозвать заявление об увольнении по собственному желанию. Но работодатель на это не отреагировал. Не последовало от него и разъяснений относительного того, что заявление не может быть принято в работу, поскольку между сторонами оформлено соглашение об увольнении по соглашению сторон. В свою очередь, “Магнит” считал увольнение добровольным, о чем якобы свидетельствовало подписанное Павлицкой соглашение сторон.

- На самом деле мне повезло с судьей, - считает Павлицкая. - Она очень хороша разбиралась в кадровом деле и сразу поняла, что концы с концами не сходятся. Она прямо спросила меня: “Расскажите, как было дело”. Я рассказала. И тогда судья стала вызывать свидетелей, чтобы выяснить обстоятельства дела.

ЧТО СКАЗАЛИ СВИДЕТЕЛИ

Один из сотрудников службы безопасности указывал, что Марина не отрицала ведения “вольной бухгалтерии” с дополнительными часами и сама хотела уволиться по соглашению сторон. Но “почему звонок кадровику не совершила сама Павлицкая М.А., имея намерение уволиться, свидетель пояснить не смог”. А документы он повез в отдел кадров, так как Павлицкая “в связи со сложившейся ситуацией находилась в расстроенных чувствах, попросила его завезти эти документы в отдел кадров”. Второй сотрудник службы безопасности уверял суд, что был в торговом зале, документы подписывали не при нем, и он ничего не знает.

Начальник отдела по работе с персоналом показала, что получила документы Павлицкой от менеджера. “Тот факт, что одновременно с заявлением и соглашением на увольнение по соглашению сторон сотрудниками кадровой службы был оформлен и представлен ей на подпись приказ на увольнение без предварительного согласования с ней, свидетеля не смутило, поскольку окончательное решение подписать либо не подписать определенный документ принимает она”. Павлицкую женщина сама не видела, вопросы увольнения с ней не обсуждала.

Вдобавок начальник отдела по работе с персоналом пояснила, что форма документа об увольнении по соглашению сторон имеется в базе “1С”, доступ к ней есть лишь у сотрудников кадровой службы. Данная форма применяется к карточке сотрудника, и при распечатке автоматически проставляется ФИО работника, его паспортные данные, номер трудового договора. Свободными остаются поля даты заполнения и увольнения. Документ был направлен менеджером на электронную почту магазина, где работала истица.

Менеджер сообщила, что ей звонил сотрудник службы безопасности, сказал, будто Павлицкая “намерена уволиться и просит выслать заявление на увольнение по соглашению сторон и само соглашение, при этом указал, что она торопится и просит указать ближайшую возможную дату увольнения”. После чего менеджер отослала бланки.

Супервайзер магазина рассказала, что про историю с деньгами ее поставили в известность, Павлицкая этого не отрицала. Но что было дальше, она не знает, так как ушла на собеседование. Свое намерение уволиться директор с ней не обсуждала.

А вот работники магазина дружно рассказали, что Павлицкая находилась в закрытом кабинете с сотрудниками службы безопасности около двух-трех часов. О чем там говорили, им неизвестно. Никому из работников о своем желании уволиться директор никогда не говорила.

УНИКАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

В итоге 15 ноября Сыктывкарский городской суд Республики Коми пришел к выводу, что о добровольности увольнения речь не идет. Он восстановил истицу на рабочем месте, постановил взыскать зарплату за время вынужденного прогула, а также восемь тысяч рублей компенсации морального вреда с “Тандера”. Впрочем, поработать на старом месте Марине не удалось.

- На следующий день после суда я пришла на свое рабочее место, и мне стали выговаривать - мол, почему пришла сюда, а не в офис. Но это мое рабочее место, я боялась, что поставят прогул.

Уже в офисе от директора стали требовать, чтобы она написала заявление на перевод в другое место с понижением в должности. Она отказалась. Но поняла, что работать ей не дадут, и ушла:

- “Магнит” пытается оспорить решение суда - недополученную зарплату я еще не получила, как и денег за отработанный день. За это время я узнала, что у “Магнита” есть профсоюз, который может помочь. Планирую судиться в республиканском суде с их помощью и заявить новый иск по неоплаченному рабочему дню.

- Дело Марины уникально, - уверен Виталий Бескищенко, зампредседателя первички АО “Тандер” (Мурманский филиал) профсоюза “Торговое единство”. - Доказать, что заявление об увольнении по соглашению сторон подписано под принуждением, очень сложно. Таких судебных решений единицы. Мы будем помогать этой женщине.

- А знаете, что больше всего бесит? - спросила напоследок Марина. - Я ведь в том же городе живу, с людьми общаюсь. И они говорят, что как собирали деньги, так и собирают дальше. Ничего не изменилось. И не только в нашем магазине, в других магазинах точно так же. Но меня решили сделать крайней.

Автор материала:
Полина Самойлова - Пресс-хаты “Магнита”
Полина Самойлова
E-mail: samoilova_polina@mail.ru
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика