Изображение: Alphabet Workers Union / wikimedia.org
Крупные технические корпорации при всей их финансовой мощи любыми способами стараются не допустить создания профсоюза своих работников. Учитывая уровень управленческих должностей, на котором принимаются решения о противодействии профсоюзам, суммы, затрачиваемые на кампании противодействия, и репутационные риски, на которые идут работодатели, невольно задаешься вопросом: а стоит ли их игра свеч? И, кстати, чего они так боятся?
В 2020 году в Национальный совет по трудовым отношениям США (NLRB) была подана жалоба на компанию Google - за незаконные увольнения и слежку за сотрудниками, вовлеченными в профсоюзную и протестную деятельность. Все началось с того, что работников Google, а их были тысячи, не удовлетворило, как отреагировало руководство на жалобы на сексуальные домогательства в компании. Эта волна недовольства поднялась еще в 2018 году.
В ответ на это Google, как недавно стало известно, запустил секретный “Проект Вивиан”, который должен был пресечь организационную активность работников и убедить их, что “профсоюзы - отстой”. Что иронично, данная цитата и в целом идея антипрофсоюзной кампании приписывается Майклу Пфилу, директору по трудовому праву в Google. Часть деятельности компании, проводившейся в рамках этого проекта, становилась известна сотрудникам Google, а позже и широкой общественности - но без понимания общей картины.
Например, сотрудники узнали, что Google решил нанять IRI Consultants, известную антипрофсоюзную фирму, якобы для консультаций по вопросам управления персоналом, - реальная цель обращения к IRI шита белыми нитками. Лоренс Берланд мобилизовала коллег на протест против контракта с IRI, а Кэтрин Спирс создала всплывающее окно, которое возникало при посещении сайта антипрофсоюзной фирмы и агитировало работников участвовать в протесте. Обе были вскоре уволены.
Почти одновременно за аналогичную деятельность были уволены еще трое. В ноябре 2019 года часть работников Google были недовольны сотрудничеством компании с Пограничной и таможенной службой США (CBP). Жесткость CBP при администрации Трампа возмущала часть общественности, которая крайне негативно воспринимала многочисленные депортации и разделение семей. Google предоставил CBP программное обеспечение для облачных вычислений, а работники оказались против такого сотрудничества и не желали косвенно участвовать в миграционном произволе. За протесты были уволены Пол Дьюк, Ребекка Риверс и Софи Уолдман.
Позже жалоба уволенных в NLRB была признана справедливой. И Совет постановил, что Google уволил их с нарушениями трудового законодательства и заключенных соглашений.
Google же объяснил причину всех увольнений как “нарушение протоколов безопасности”.
Судья по административному праву Пол Богас, назначенный NLRB для рассмотрения документов по “Проекту Вивиан”, вынес постановление: Google должен передать их NLRB. Как следует из раскрытых сведений, секретным проектом руководили менеджеры высшего звена техкорпорации с конца 2018 по начало 2020 года. В деле фигурирует около 1500 документов об отношениях Google (и материнской компании Alphabet) и IRI Consultants.
В постановлении судьи Богаса говорится, что Google был “неискренним” и пытался исказить классификацию этих бумаг. По словам судьи, фирма не может прикрывать антипрофсоюзную деятельность апелляцией к адвокатской и коммерческой тайне при каждом удобном случае.
Среди документов есть рекомендация нанять “консультационную фирму” с целью помочь руководству Google понять состояние дел и отношение рядовых сотрудников к организации в профсоюз. Консультанты должны были наметить заинтересованные стороны процесса, создать представление о прилагаемых усилиях и определить зоны риска. На следующем этапе это должно было вылиться в разработку и реализацию упреждающей стратегии.
Стратегия всегда одна и та же, описана в статье о деятельности антипрофсоюзных фирм (см. “Убийцы профсоюзов”, № 1, 2021). Это снабжение менеджеров разного уровня выборочными фактами о профсоюзной деятельности, обучение верной реакции на социальную и потенциальную профсоюзную активность среди подчиненных, выявление как “благонадежных” сотрудников, которые могли бы стать союзниками, так и активистов.
Значительная часть этих документов, пишет судья, представляет собой посылаемые друг другу сообщения сторон, ни одна из которых не является юристом, а адвокаты оказывались лишь получателями копий (если вообще включались в цепочку корреспонденции) без просьбы о юридической консультации. К тому же решение нанять IRI принадлежало не юристам компании, а вице-президенту Google по персоналу Даниэлю Брауну и директору по персоналу Каре Сильверстайн.
“Документы подтверждают, что IRI Consultants не давала юридических консультаций, а была нанята для предоставления антипрофсоюзных информационных кампаний и стратегий их распространения, адаптированных к рабочей силе ответчика”, - написал в своем заключении судья Богас.
О другой части документов известно, что Google уже отказался от права на их защиту адвокатской тайной, когда предоставил их третьей стороне в распоряжение или для ознакомления. Этой стороной стала IRI Consultants, не входящая в защищаемые отношения.
В документах, запрошенных NLRB и переданных судье Богасу для оценки, кроме прочего обсуждается идея публикации заказной статьи в разделе “Мнения” какого-либо крупного периодического издания. В колонке за авторством уважаемого эксперта, готового продать свое перо, должна была обсуждаться тема создания профсоюзов в технологической сфере. Тон должен был быть выдержан такой, который бы убеждал читателей, что организация рабочих в IT-индустрии - плохая идея. Расчет был на аудиторию, потенциально состоящую из сотрудников не только Google, но и других крупных компаний, таких как Facebook, Microsoft, Amazon. Кара Сильверстайн одобрила идею такой колонки, но уточнила, что текст должен быть написан так, чтобы не было никаких следов связи компании Google с этим “мнением” и чтобы в тексте не обсуждалась специфика только Google.
4 января исполнился год с того момента, как в Google начал действовать профсоюз меньшинства, названный по имени материнской компании Профсоюзом работников Alphabet (Alphabet Workers Union, AWU). Он не имеет полномочий представлять работников, поскольку в его рядах, за год увеличившихся в четыре раза, состоит всего 800 человек из примерно 150 тыс. штатных работников Google по всему миру и примерно такого же количества подрядчиков. При такой численности профсоюза проводить голосование не имело бы смысла. Тем не менее многие сотрудники, не состоящие в профсоюзе, заявляют, что поддерживают его.
Несмотря на заметный прирост в численности, перед профсоюзом стоит основная задача на данном этапе - убедить коллег, что у организации работников “есть зубы”, и тем самым подтолкнуть их к вступлению в профсоюз. Но, как говорят и сами активисты, это замкнутый круг: малочисленность не способствует убеждению.
Как сообщает Business Insider, профсоюз не избежал и внутренних проблем. Инженер Google Чуи Шоу на первых порах был активным членом AWU и занимал должность заместителя председателя, но летом 2021 года был отстранен от должности из-за разногласий с другими организаторами.
Основными задачами профсоюз видит устранение как неравенства в оплате труда, так и контрактной занятости и подряда в Google, а также решение проблемы сексуальных домогательств на рабочем месте и этических проблем создания высоких технологий.
13 января 2021 года, вскоре после создания профсоюза, в разделе “Мнения” издания Wall Street Journal появилась публикация “Фальшивый профсоюз Google оскорбляет рабочее движение” за подписью юриста Рона Холланда, который представляет интересы технологических компаний в трудовых спорах. Аргументация, к которой прибегает Холланд, стандартна для техкомпаний. Профсоюзы-де создавались для рабочих таких отраслей, как горное дело, металлургия, а в технологической сфере - высокие зарплаты и преимущества, о которых шахтеры могут только мечтать. И поэтому сотрудникам Google профсоюз не нужен, да никто в него и не вступает. Скоропалительные выводы, если учесть, что профсоюз был создан 4 января.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте