Top.Mail.Ru
Статьи
Профсоюзы в боевой обстановке

Глава ФНПР посетил с гуманитарной миссией Донецкую Народную Республику

Профсоюзы в боевой обстановке

Фото: Александр Кляшторин / "Солидарность"

Даже участившиеся за последние пару недель “прилеты” по территории ДНР не помешали председателю Федерации независимых профсоюзов России Михаилу Шмакову посетить ряд городов республики. В рамках визита делегация российского профцентра встретилась с донецкими коллегами и привезла гуманитарную помощь многодетным семьям: еду, технику и заказанные товары первой необходимости. Вместе с руководителем ФНПР “Солидарность” побывала в Донецке, Волновахе и Мариуполе, узнала, чем живут там люди и как профсоюзы ДНР развиваются в непростых условиях.

Вдоль дорог Донецкой Народной Республики цветут потрясающие маковые поля. Тысячи ярко-красных цветов особенно ярко контрастируют со свежей зеленой травой.

- Я много лет столько маков не видела, - удивляется Елена Молчанова, зампредседателя Федерации профсоюзов ДНР. И вспоминает народную примету: много маков - к большой крови. Мак - символ памяти жертв всех военных и гражданских вооруженных конфликтов.

ДОНЕЦК

Утренняя дорога от пограничного пункта Успенка к Донецку спокойна, чтобы не сказать сонлива. Вдоль трассы - магазинчики, мотели, кафе, автосервисы. Последних особенно много. Качество полотна от пограничья к столице государства оставляет желать лучшего. Так что специалисты в сервисах без работы явно не сидят. Рисуется картина нормальной мирной жизни, и только большое количество армейских машин, промаркированных “Z”, идущих как по пути, так и навстречу, напоминает: отсюда до мест прямых боевых столкновений буквально несколько десятков километров.

В самом Донецке ощущения мирной жизни уже, к сожалению, нет. Город регулярно подвергается ракетным обстрелам с украинской стороны. Буквально за два дня до 1 июня - даты визита делегации ФНПР в народную республику - удары были нанесены по двум школам в центральных районах города. По объектам абсолютно мирным, использующимся по прямому назначению - для обучения детей. Возглавляющий делегацию председатель ФНПР Михаил Шмаков настоял, чтобы одним из первых мест посещения как раз и стала одна из пострадавших школ.

Снаряд ВСУ буквально разнес центральную часть фасада школы № 22. Все окна выбиты, вместо входа зияет дыра, объединившая первый и второй этажи. Ветер колышет непонятно как уцелевшую во взрыве, свисающую с потолка маску тигра - судя по всему, часть выставки ученических поделок. Перед разбитым зданием парами лежат гвоздики и садовые цветы, принесенные жителями Донецка в память о погибших. Ракетой убило двух сотрудников, на момент удара они находились в холле. 12 человек ранило. Преподаватели были в школе, вели занятия с учениками по удаленке, так что сами дети не пострадали. Рядом со школой встречаем директора Ольгу Рачинскую. По ее словам, примерно во время удара к зданию должны были подойти родители - помочь с разгрузкой воды. Успели бы прийти - жертв было бы больше.

“30.05.2022 наша школа подверглась обстрелу. Она не была военным объектом. Били целенаправленно в учебное учреждение. В учреждение, в котором учатся дети. Невозможно описать чувства учителей, учеников, выпускников по этому поводу. Это место значит очень много для каждого из нас, сложно осознавать произошедшее с ним”, - пишут в группе школы № 22 в “ВКонтакте”.

- Школа наша в 1939 году была построена, но проработать успела буквально пару лет. В войну ее уже один раз разнесли. И во время ремонта укрепили как следует. Возведенная тогда колоннада на входе и качество постройки сейчас свою роль сыграли. Если бы современная постройка была - под завалами могли бы многие остаться, - считает директор.

По ее словам, из Москвы буквально на следующий день после случившегося приехала спецкомиссия - оценить повреждения и распланировать восстановление. Рачинская искренне надеется, что школа вновь откроет двери для учеников.

От “прилетов”, как повсеместно называют попадания ракет по инфраструктуре, пострадали и профсоюзные объекты ДНР. Пока, к счастью, обошлось без жертв.

- В наши гаражи прилетело в середине марта, - говорит Елена Молчанова. - Мне позвонили из МЧС. “Почему, - спрашивают, - от вас никого на объекте нет?! Туда прилет!” Я прыгаю в машину, еду. А там меня солдаты встречают: “Ты куда?! Тут продолжается ракетный обстрел!” И в максимально понятных выражениях объяснили, что мне следует поскорее эту территорию покинуть. Я развернулась - и действительно, взрывы прямо рядом начались почти сразу.

По единодушным отзывам коллег из профсоюзов ДНР, в 2014 году и за прошедшие восемь лет таких страшных обстрелов Донецка, как сейчас, не было.

ВОЛНОВАХА

Картинки обычной мирной жизни в освобожденных населенных пунктах ДНР эклектично переплетаются с иным, злым военным бытом. Знак “Я люблю Волноваху” в центре одноименного города странно смотрится на фоне разнесенных домов. Рядом, в парке, словно насмешка над войной, - нетронутая детская площадка с нехитрыми “аттракционами”: качелями, каруселью. В этом городе, расположенном в 60 километрах от Донецка, бои шли порядка двух недель. Все это время жители вынуждены были прятаться в подвалах. Многие на поверхность вообще не выходили. На вопрос, что ели и пили, люди отводят глаза. Не хотят вспоминать, как сливали воду из батарей и стояков. Питались в основном “купоркой” - домашней консервацией. Многодетная семья Магдаш - не исключение.

- 30 человек нас было в подвале, - рассказывает Татьяна. - Мы там сидели с 26 февраля по 11 марта. Даже выйти не могли! Было очень тяжело. Сейчас все постепенно налаживается. Живем у родственников, но сюда приезжаем каждый день - следим, чтобы мародеры не растащили вещи соседей, да и в принципе - за квартирой. Мы еще в апреле писали на восстановление жилья заявление, на компенсацию. Но пока никто к нам не заходил, ничего по поводу сроков не говорил.

Делегация ФНПР совместно с представителями профсоюзов Донецкой Народной Республики едет по нескольким городам с гуманитарной миссией. В честь 1 июня - Дня защиты детей - доставляет еду, продукты первой необходимости и технику нуждающимся многодетным семьям.

В семье Магдаш растут четверо мальчишек. Максиму 1 июня как раз исполняется год. Ему первым делом и вручаются подарки: подгузники, детские смеси, одежда.

- Как заказывали - самое необходимое для самого маленького, - улыбается зампред ФП ДНР Елена Мангуш и поздравляет именинника. - Главное, чтобы все следующие твои дни рождения были мирными и счастливыми.

Братьям достаются сладости и сувениры. Отцу же Михаил Шмаков вручает смартфон:

- Людям сейчас как никогда важно поддерживать связь. Поэтому мы привезли смартфоны, чтобы люди ни в коем случае не остались без контакта с внешним миром и всегда могли обозначить, какая еще поддержка им нужна, - говорит профлидер и продолжает: - В Донецкой Народной Республике живут наши братья. Братья - со всех точек зрения. И по крови, и по профсоюзной идеологии. Поддержать их в сложившейся непростой ситуации - наш долг. Спецоперация закончится нашей общей победой, и я рассчитываю, что мы воссоединимся как в политическом, экономическом, так и в профсоюзном пространстве.

Глава профсоюзов ДНР Максим Паршин рассказал “Солидарности” о наиболее значительных проектах профцентра. По его словам, именно профсоюзы ДНР сейчас активно работают на освобожденных территориях республики, создавая новые организации для защиты трудовых прав граждан. Кроме того, профсоюзы занимаются множеством гуманитарных проектов.

- Мы помогаем ребятам, занятым в спецоперации. Стараемся поддерживать социально незащищенных граждан и, конечно, максимально ориентированы на то, чтобы увеличить количество гарантий для членов профсоюзов в зарплатном плане и с точки зрения дополнительных льгот. Хочу сказать большое спасибо нашим братьям из Федерации независимых профсоюзов России за серьезную помощь. Причем не только моральную, но и финансовую - через Федерацию профсоюзов Ростовской области множество профорганизаций помогли нашим профактивистам и финансово, и гуманитарной помощью, - добавил Паршин.

“А”-СПРАВКА

Федерация профсоюзов Донецкой Народной Республики создана в жестких условиях военного времени 2015 года. Это новая история страницы в профсоюзном движении молодого государства. Профсоюзы ДНР активно включились в решение проблем республики в трудовой и социальной сферах. Профсоюзное движение республики, как и она сама, строилось “с чистого” листа” и за эти годы окрепло. Сегодня ФП ДНР объединяет 22 отраслевых профсоюза, 2484 первичных профорганизации и без малого 290 тыс. членов. Основные цели - защита трудящихся, борьба за достойный труд, рабочие места, безопасные условия труда, высокую зарплату и соцгарантии.

Кто-то из украинских чиновников заявлял, что Волноваха уничтожена на 90% и “город фактически перестал существовать”. Это далеко от истины, но разрушения, безусловно, серьезные. На восстановление прежнего уровня жизни, кажется, уйдет несколько лет. Однако хватает и уцелевших домов. Даже здание администрации города пострадало минимально - лишилось остекления. Окна затянуты целлофаном, но внутри кипит жизнь. Здесь стараются обрабатывать запросы оставшихся жителей, наладить их быт, составить списки на гуманитарную помощь, компенсацию, размещение, восстановление утраченной недвижимости. Здесь же встречаем Ларису Колесник, председателя профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания ДНР. Она приехала в Волноваху поздравить семьи работников с Днем защиты детей и создать новые организации.

Многие председатели рескомов поехали на освобожденные территории чуть ли не первыми после военных - возрождать первички, чтобы, по уставу, оказывать помощь пострадавшим коллегам. Люди, только что пережившие суровые испытания, смогли оценить важность коллективной поддержки. Обновленные первички в считанные недели возникли у профсоюзов в сферах газовой промышленности, культуры, предпринимательства и других. Правда, развивать получается не все республиканские профсоюзы. Ведь несколько председателей находятся сейчас на фронте. Например, Павел Миронов, возглавляющий профсоюз агропромышленного комплекса ДНР.

- Он сейчас там, на передовой, - вздыхает зампред профцентра ДНР Молчанова. - Конечно, его не хватает. Ему бы сейчас как раз ездить с нами, создавать новые профорганизации, помогать людям объединиться, поддерживать их. Но долг есть долг... Конечно, мы по мере сил помогаем и нашим бойцам, и их специалистам. Но отсутствие лидера всегда сказывается на работе организации, ничего не поделаешь…

На месте разгромленного рынка Волновахи идет стихийная торговля, продают всякое, от овощей из своего огорода до предметов обихода, явно знавших лучшие времена. Для местных такой рынок - не просто место заработка или приобретения, но и новостной ресурс, где можно встретиться со знакомыми, обсудить актуальные новости и слухи.

Кстати, профсоюзы стараются помочь и в налаживании новых экономических связей - что внутри республики, что с соседними освобожденными регионами. Дело как раз в том, что даже в столь непростой ситуации профорганизациям удается поддерживать связь. Пока в высоких кабинетах решают глобальные задачи по изменению цепочек поставок - на местах и по потребностям с этим разбираются максимально быстро. Простой бытовой пример: доставка в ДНР овощей и фруктов из окрестностей Херсона, недавно вышедших из-под украинского управления. Профсоюз работников, предпринимателей торговли и общественного питания ДНР, используя свои связи, пытается переориентировать поставки херсонских сельскохозяйственных предприятий с Киева на ДНР, что позволит одним заработать, а другим - снизить цену на продукты для граждан.

МАРИУПОЛЬ

Как и в Волновахе, в Мариуполе то тут, то там видны стихийные рынки и рыночки - часто прямо во дворах домов. Кажется, пока натуральный обмен остается двигателем прогресса. Тем не менее люди стремятся наладить нормальную жизнь. На стене одного из полуразрушенных домов выведено: “Стрижки м/ж, маникюр, педикюр, барбершоп”. Самоорганизация здесь достигает новых высот. Например, там, где жильцы вернулись в квартиры, в ряде случаев вывешиваются списки дежурств по подъездам: кто сегодня ищет дрова (электричества в городе пока нет), кто носит воду, кто кашеварит, кто убирается.

Наталья - мама детского дома семейного типа. Под ее началом 10 детей. Старший сын уехал в Россию. С оставшимися детьми и мамой она до начала боевых действий жила на 11-м этаже муниципального дома, где им была выделена квартира. Но в марте дом обстреляли.

- Дом просто ходуном ходил, верхние этажи буквально снесли, но наш пострадал минимально - разбило балкон. Мы ушли к друзьям, тоже в многодетную семью. Жили там - 20 человек. Забрали ценные вещи. Но в нашем доме дальше верхних этажей огонь не пошел. Так что мы вернулись сюда, но на второй этаж. В пустую, голую, но целую квартиру. Здесь нет ни воды, ни канализации. Но мы спустили сюда матрасы и личные вещи из нашей верхней квартиры и стараемся наладить комфортную жизнь, насколько это возможно.

Квартира семьи Бондарь расположена в этом же доме, на четвертом этаже. Она куда более благоустроена - даже пианино стоит, на котором дети учатся играть. Здесь мама Татьяна и ее девятеро детей живут уже шесть лет. Муж Татьяны застрял в Луганской области и пока не может вырваться к семье.

- Пока шли боевые действия - жили ужасно: без света, без воды. Было очень страшно! Постоянно “прилетало”. Многие многоэтажные дома по соседству выгорели совсем. Нашему повезло, если так можно сказать. Пожары не распространялись так сильно. Но даже на нашем этаже несколько квартир полностью выгорело! Спасибо Господу, что сохранил меня и детей, - рассказывает Татьяна. И благодарит представителей профсоюзов за доставленную еду и кухонную технику.

Мариуполь выглядит разгромленным, разбитым, выгоревшим. Здесь действительно нужна полная реновация - город буквально предстоит отстроить заново. В апреле представители ФП ДНР впервые приехали сюда с гуманитарной помощью. Привезли свежий хлеб. Люди моментально расхватали несколько сотен буханок. Не успевшие буквально кричали: “Ребята, дайте нам хлеба! Мы два месяца хлеба не видели!” Сейчас такого уже нет. Работает много пунктов раздачи гуманитарной помощи, постепенно восстанавливается водоснабжение и прочие коммуникации. По оценке профсоюзов ДНР, в ближайшее время одной из главных потребностей Мариуполя станут рабочие места. Поэтому важно восстановить работу производств и контор, перезапустить экономику города.

- Мариуполь сейчас - глубокий тыл. Здесь уже спокойней, чем в Донецке, - рассказывают коллеги из ФП ДНР. - Энергетика, вода - все вскоре заработает. И первый вопрос, который уже задают многие граждане: “А где мы теперь будем работать?”

Ответ, в общем-то, прост: в ДНР заявили, что собираются возобновить работу металлургического комбината имени Ильича и завода “Азовмаш”. Порт и вовсе уже начал работу.

Рядом с портом можно увидеть, наверное, самое оптимистичное место Мариуполя - городской пляж Азовского моря. Купающихся и загорающих на нем не очень много. Но они есть. И не единицы, а десятки. Это спустя две недели после окончательного освобождения города. И глядя, как отдыхающие вольготно устраиваются на комфортных лежаках, без назойливого попечения сбежавших пляжных коммерсантов, очень хочется верить в развитие обновленного Мариуполя как города-курорта. Именно такую судьбу ему предсказали в России.

На выезде из Мариуполя несколько блокпостов. На последнем из них жестикулирует боец народной милиции ДНР. Мы притормаживаем.

- Здравствуйте! Мы едем или мы стоим? - интересуется водитель.

- Так и я не знаю! Вам ехать или стоять? - улыбается боец.

- Нам ехать!

- Так вы и едьте! - весело бросает солдат.

И мы едем.

*   *   *

Возвращаясь из Мариуполя в Донецк, всем экипажем отмечаем - маков встречается как-то меньше, чем по дороге туда. Наверное, цветы просто примелькались. Но нам хочется надеяться, что это знак. Предвестник прекращения кровопролития и возвращения городов Донецкой Республики к мирной жизни.

“А”-СПРАВКА

Со стороны профсоюзов России в гуманитарной миссии приняли участие председатель ФНПР Михаил Шмаков, зампредседателя ФНПР Александр Шершуков, председатель Федерации профсоюзов Ростовской области Александр Лозыченко, секретарь ФНПР в Южном федеральном округе Дмитрий Чуйков и заместитель главного редактора газеты “Солидарность” Александр Кляшторин. От Федерации профсоюзов ДНР участвовали председатель организации Максим Паршин, зампреды организации Елена Молчанова и Елена Мангуш, а также председатель профсоюза работников, предпринимателей торговли и общественного питания ДНР Галина Мовчко.

Теги:
Автор материала:
Александр Кляшторин - Профсоюзы в боевой обстановке
Александр Кляшторин
E-mail: klyashtorin@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика