Top.Mail.Ru
Статьи
Пышка из травы

Александра Ливенцова всю войну проработала в колхозе

В рамках проекта ФНПР и центральной профсоюзной газеты “Солидарность” “Герои трудовой доблести” мы рассказываем о членах профсоюза, награжденных медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.”. Александра Ливенцова провела тяжелые голодные годы в колхозе, а затем стала работать на железной дороге. Корреспондент “Солидарности” побеседовала с ветераном о военном и послевоенном времени.

Ливенцова Александра Васильевна (род. 18.03.1930)

Первичная профсоюзная организация Каширского отделения Московской железной дороги, РОСПРОФЖЕЛ, Москва

ТРУД В ГОДЫ ВОЙНЫ

Рассказывает Александра Ливенцова:

- Я начала помогать маме еще в четыре года. Голод был, мужчины все уехали в Москву на заработки, тогда как раз строили кирпичный завод. Помню, мама меня сажала караулить - кур из огорода выгонять. Я сижу и усну. Очнусь, гляну - куры уже на огороде. И вот я себе пальчик кусала, чтобы не уснуть. И так вся моя жизнь с четырех лет.

Мы жили в Тамбовской области, и это были очень голодные годы, деревнями уезжали кто куда. Мы попали на Украину. Там нас поселили в землянку, с нами вместе жили змеи. И оттуда нас пригласили в Тулу. Это был 1938 год, мне было всего восемь лет.

Когда началась война, мы жили в трех километрах от Тулы, на станции Плеханово. В первый день войны мы, ребятишки, бегали, играли. Смотрим, что-то наши родители волнуются. На столбе висела тарелка, и когда Левитан начал объявлять, что началась война, некоторые взрослые заплакали. Нас там много было, и мы увидели, что летит самолет, и так низко, что даже видно было летчика. Мы стали махать руками, приветствовать его, а мне не понравилась его улыбка. Вдруг мой старший брат как закричит: “Фашист! Фашист!” Это был перекрашенный немецкий самолет, на нем нарисовали звезды. Когда брат закричал “фашист”, все бросились бежать. Летчик как раз на разворот пошел, а мама нас схватила и побежала домой. Как началась пулеметная стрельба из самолета - у нас вся дверь была пробита. Тогда все спаслись, но вот так мы поняли, что это война.

Папа работал на железной дороге, и пошли первые эшелоны - наших эвакуировали из Бреста. К нам прибежала девчонка, рассказывала: мать вернулась домой, чего-то забыла взять, и прямое попадание, девочка осталась с сестренкой. А затем во время бомбежек и сестренку потеряла. Нам жаловалась на это, и мы очень переживали.

Потом были и голод, и бомбежки. В подвалы набивались. В основном сбрасывали зажигательные бомбы. Наши старшие сестры, братья, когда могли, выбегали, тушили, ведра подставляли. Никогда не забуду, как мы сидели в этом погребе - и в мороз, и в холод.

Потом, когда немцы стали близко подходить, нас эшелоном хотели эвакуировать в Казахстан. Но мы когда проезжали мимо своей станции в Тамбовской области, то вышли и остались в своей деревне Первый Бычок. Это был уже конец 1941 года. А весной 1942 года мы стали работать в колхозе имени Дзержинского. Мужчин не было, ребятишки постарше пахали, матери сеяли, мы бороновали.

Мы и собирали урожай, и зерно возили. Ночами вызывали нас. Председатель колхоза - с войны пришел, ноги у него не было - говорил: девочки, дождь будет, а там осталось что-то не докошено, не убрано. Такая жизнь была до конца войны. Но мы, девчонки, рады были, что помогаем своим на фронте. Носочки вязали, пряли, собирали посылки военным, отсылали.

В колхозе работали “за палочки” - за трудодни. Моей сестре старшей, она педагогом была, давали на месяц килограмм муки. Мы траву нарвем, горсточку муки на столе насыпем, обваляем в ней траву - и в печку. Я помню эту пышку. Целую ее, говорю: пышечка, милая… Как же я есть хотела! И на работу шла. Одна работа была с утра до ночи. Все было на нас, на девчонках.

В конце сезона, когда весь урожай убирали, выдавали мешок зерна или пшеницы, и это тянули на год. Суп варили: горсть пшеницы и полный чугун воды. Не знаю, как выжили. Многие опухали. Идут, а у них щека лопается.

Лошади были голодные, потому что люди всю траву поели. Был такой момент: лошадь остановилась, я хотела ее поводком ударить, а поводок мне по носу щелкнул. Я стою плачу: “Лошадка, прости меня, я хотела тебя ударить, а меня Бог наказал”. И лошадь ко мне подошла, руку мою губами взяла. Я глянула - а у нее слезы тоже текут, размером с фасолину. Мы с ней прижались, голова к голове, поплакали, а потом говорю: мы же как на фронте, нам надо работать. И лошадь все поняла, топ-топ, пошла дальше работать.

В школе у нас было военное дело. Мороз сорок градусов, а мы учились бросать гранаты, ползать по-пластунски. Когда нам первый раз привезли показывать кино, все в школе побежали! Нашли какое-то полотно, развесили. Это было немое кино, “Чапаев”. И вот идет кино, а на его фоне из домов слышно, как плачут те, кому похоронки пришли.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ

- До 1948 года проработала в колхозе и там же окончила школу. Не знаю, как мы учились, ни тетрадей не было, ни копейки, чтобы керосин купить. Но семилетку я закончила на пятерки. Нас только двое было, кто на пятерки, и нас отправили в Мичуринск в педагогический техникум, взяли туда без экзаменов. Но получилось так, что мама заболела, и мне пришлось бросить техникум и помогать маме, - продолжает рассказ Александра Васильевна. - Когда мне было восемнадцать лет, меня позвала подруга помогать. Она родила, а тогда декретный отпуск был только месяц, ей нужно было выходить на работу и не с кем было оставить ребенка. Попросила меня приехать, мол, будем работать в разных сменах. Вот началась моя жизнь в восемнадцать лет на железной дороге. Сорок два года я там отработала.

Потом у нее муж вернулся, и я стала снимать комнату у хозяйки. Всю зарплату отдавала ей за квартиру. Девчонки с получки колбаски купят или что-то такое, а мне не на что. Я в голодный обморок даже упала. В комсомоле думали, что я все в деревню родителям отправляла, а когда разобрались, то нашли мне другую квартиру, и тут уже полегче стало, я ожила.

Муж у меня тоже железнодорожник. Мы с ним сначала жили в железном вагоне. У нас уже дети появились, когда мы своими силами построили себе дом. Но с деньгами было тяжело. Ребяток накормила, а самим уже не осталось на еду. Помню, к нам приехала двоюродная сестра, мы сели телевизор смотреть - маленький КВН у нас был, - и сестра берет кружку воды и говорит, что она наелась, и теперь ей пить хочется, а мы голодные сидим.

С ПРОФСОЮЗОМ ПО ЖИЗНИ

Александра Васильевна - ветеран войны, награждена медалью “За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.” и многими другими наградами. Она начала свой трудовой путь в качестве приемщика поездов на станции Бирюлево-Товарная, где трудилась на протяжении 42 лет до выхода на заслуженный отдых. За свою безупречную трудовую деятельность она неоднократно удостаивалась благодарностей и грамот от руководства станции и отделения дороги. Ей присвоены почетные звания “Ветеран труда” и “Передовик производства”.

В период работы Александра Васильевна была активным членом профсоюзного комитета станции. Находясь на пенсии, она долгие годы принимала участие в мероприятиях, организованных на станции Бирюлево-Товарная. Александра Васильевна и сейчас является примером для подражания. Она активна, интересуется новостями и с удовольствием делится своими воспоминаниями!

У нее уже четыре правнука и две правнучки. Сын также стал железнодорожником.

“А”-СПРАВКА

Сегодня Бирюлево-Товарная - это узловая железнодорожная станция Павелецкого направления Московской железной дороги в Москве. Она относится к Московско-Курскому региону Московской железной дороги - это самый крупный железнодорожный регион. Ранее это было Московско-Курское отделение Московской железной дороги.

Во время Великой Отечественной войны на станции Бирюлево-Товарная разгружали вагоны с боеприпасами, которые шли на зенитную батарею. После войны по железной дороге ходили уже не паровозы, а электропоезда.

Материалы предоставлены первичной профорганизацией ДЦС-8. Фото из личного архива Александры Ливенцовой.

Если у вас есть данные о профсоюзных активистах, награжденных медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.”, заполните анкету по этой ссылке.

Автор материала:
Юлия Рыженкова - Пышка из травы
Юлия Рыженкова
E-mail: ryjenkova@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика