Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"
На очередном заседании комитета Госдумы по труду почти беззвучно разрешилась дискуссия о тренерах олимпийских чемпионов, о которой мы рассказывали в прошлом номере. Зато продолжилась полемика вокруг компенсаций детям, детям детей и внукам внуков тех, кто пострадал от радиации после взрыва на Чернобыльской АЭС. Об этом и не только - в нашей “Парламентской хронике”.
На фото - мемориал погибшим пожарным – ликвидаторам Чернобыльской катастрофы на Митинском кладбище в Москве
В прошлом номере “Солидарности” мы рассказывали о дебатах по одному законопроекту в комитете Госдумы по труду. Проект устанавливает повышенные пенсии для тренеров, воспитавших олимпийских чемпионов. И депутаты сомневались, что надбавка достанется всем из-за бюрократических формулировок, а чиновники от Минспорта и Минтруда ручались лично, что все будет в порядке. Так вот, рассмотрение законопроекта отложили, а спустя неделю, 26 октября, комитет рекомендовал его к принятию во втором чтении.
- Есть приказ Минтруда, который регламентирует предоставление информации (о чемпионах, а также тех, кто их тренировал. - П.О.), - доложил зампред комитета по труду Михаил Терентьев (“ЕР”).
Большинство законопроектов, рассмотренных комитетом 26 октября, готовились ко второму чтению. Особых дебатов при этом процессе, как правило, не случается (предыдущий законопроект - исключение): по возможности, депутаты стараются перенести все споры в зал пленарных заседаний. Но вряд ли споры вызовет, например, законопроект о дополнительных денежных выплатах “за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией”.
Речь идет об обладателях трех орденов Мужества или “За личное мужество”, что по нынешним временам вполне актуально. Тем более что на момент внесения законопроекта в Госдуму, напомним, число затрагиваемых им граждан составляло 196 человек на всю страну. А значит, и расходы на его исполнение будут, как планируется, не так уж велики: например, около 52 млн рублей в следующем году. Для самих (и, наверное, самых) мужественных россиян это будет означать надбавку 330% от суммы социальной пенсии. Как подсчитали ранее в Министерстве труда, на данный момент это 22 561 рубль. (Во многих регионах, в зависимости от профессии, такая сумма, увы, сопоставима с зарплатой.) Поправок ко второму чтению не поступало.
Зато поправки были представлены к законопроекту о ликвидаторах последствий чернобыльской катастрофы. Точнее, об их детях и последующих поколениях потомков. Об этой инициативе мы уже писали (№ 35, 2022). Очень коротко напомним, о чем речь, и перейдем к поправкам. Всем потомкам ликвидаторов гарантируются ежемесячные выплаты - в зависимости от состояния здоровья. То есть у детей ликвидатора последствий облучения родителя может и не проявиться. Зато у внуков - может, и тогда им и их детям положены выплаты. И так далее от поколения к поколению. Но тем (здоровым, говоря проще) детям, кому надбавка уже назначена, ее обещают оставить.
“Законопроектом закрепляется однозначное условие: у внуков ликвидаторов, и “лучевиков”, и инвалидов вследствие аварии, эвакуированных [из зоны поражения] граждан возникает право на получение ЕДВ в случае, если один из родителей страдает болезнью вследствие радиоактивного облучения”.
Замминистра труда Андрей Пудов, на заседании комитета по труду 14 сентября
- Сформировалась довольно странная судебная практика, - сообщил членам комитета депутат от КПРФ Алексей Куринный на заседании 26 октября. - До 2019 года суды выносили решения о выплате компенсаций, в том числе внукам тех, кто пострадал. Сегодня у нас есть две категории граждан: те, кто получал и получает до сих пор, - и те, кто их уже не получает. Потому что в 2019 году Верховный суд пересмотрел свою же практику. Это несправедливо. Плюс не совсем понятно, несмотря на разъяснения Минздрава, что там будет с вторым-третьим поколениями. Поэтому предлагается лицам первого и второго поколения выплачивать эту компенсацию. А в случае, если страдает [от последствий взрыва на ЧАЭС] ребенок или внук, то с него начинается отсчет двух поколений. Так будет правильно и единообразно, а не так, как сейчас, - “разорванный” вариант.
Может показаться, что Куринный предлагает ровно все то же самое, о чем говорит в своем законопроекте правительство. Обилие слов - “поколение”, “дети”, “внуки”, “второе”, “третье” - мешает разобраться как в изначальной инициативе, так и в сути поправки к ней коммуниста. В прошлый раз замминистра труда Андрею Пудову пришлось буквально пальцами в воздухе чертить схемы. Разницу в подходах, кажется, лучше всего и объясняет его цитата, приведенная выше. Правительство готово платить внуку, только если болен кто-то из его родителей. А коммунисты готовы платить внуку в любом случае, и его внуку тоже, если болен первый внук...
И вот мы снова, кажется, запутались, но, надеемся, успели до этого что-то объяснить. В любом случае дальнейшую полемику лучше не приводить, от греха подальше. Важно, наверное, понимать другую принципиальную вещь: у правительства, в отличие от коммунистов, есть деньги. И, похоже, только на исполнение выплат в собственном видении. Так или иначе, поправку Куринного было предложено отклонить.
Законы первого чтения уже не вызывали споров. Так, правительство предлагает облегчить иностранцам трудоустройство в России. А поскольку для правительства в последние годы облегчить значит автоматизировать, то и здесь речь идет примерно об этом. По сути, упростить предлагается выдачу СНИЛС - страхового номера индивидуального лицевого счета. В народе еще говорят “пенсионное удостоверение”, но это будет ошибкой, поскольку вносится путаница со свидетельством пенсионера. Короче, СНИЛС - это просто номер вашей пенсионной страховки, бледно-зеленый, заламинированный. И такой же, оказывается, должен быть и у иностранного рабочего.
Этот документ дает в дальнейшем не только право на пенсионные отчисления, но и доступ к государственным и муниципальным услугам. Сейчас у иностранного гражданина (как и лица без гражданства) есть возможность подать заявление на получение СНИЛС лично, через работодателя или через МФЦ. А предлагается, чтобы это делал сам Фонд пенсионного и социального страхования (как он будет называться со следующего года). Делать он это будет на основании сведений об иностранце, которые поступят к нему из ЕСИА. (Много аббревиатур, но что поделать.) ЕСИА - это Единая система идентификации и аутентификации, которая используется для предоставления госуслуг в электронной форме.
Свой личный кабинет в системе предоставления госуслуг может открыть и иностранный гражданин. И зайти в него хоть с телефона. И, конечно, дать согласие на обработку личных данных. Система проверяет их подлинность, и Фонд получает распоряжение: подать сюда Тяпкину-Ляпкину СНИЛС.
- Использование мобильного приложения, под которое предусматривается данная поправка, будет осуществляться на добровольной основе, - заверила замминистра труда Елена Мухтиярова. - А открытие СНИЛС не является обязательным условием для въезда на территорию РФ. При этом поправки в закон позволят иностранным гражданам сэкономить время, заблаговременно подготовив документы. Что, в свою очередь, позволит приступить к легальной трудовой деятельности.
Последний аргумент отчасти звучит как рецепт преодоления нелегальной трудовой миграции. Хотя и среди экономически активных россиян Росстат в начале прошлого года насчитывал около 20% “нелегалов” (затем произошло некоторое снижение). Что уж тут говорить об иностранцах, особенно о тех, что предлагают не самый квалифицированный труд. Впрочем, возможно (и даже наверняка), Мухтиярова никаких “рецептов” и не имела в виду. Но ведь помечтать о соблюдении законности не вредно, правда? А что до СНИЛС, то он есть и у каждого россиянина, работающего в тени.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно