Top.Mail.Ru
Статьи
Сирота в своем правительстве

Подменяет ли Минтруд трудовую политику социальной

Сирота в своем правительстве

Фото: duma.gov.ru

Министр труда Антон Котяков выступил 7 декабря в Госдуме в рамках правительственного часа. Чиновник, конечно, не мог не отчитаться в поддержке различных слоев граждан в борьбе с последствиями пандемии (сотни видов социальной помощи и снижение безработицы до докризисного уровня). Однако депутаты, вернувшиеся на прошлой неделе со встреч с избирателями из регионов, во многом сами отчитались за министра. И общая “смета” вряд ли понравилась кому-то из участников встречи. Подробности - в отчете “Солидарности”.

ДЕТИ ВАС НЕ ЗАБУДУТ!

Оперативное принятие закона о дистанционной занятости (плюс в трудовую карму для 3 млн трудящихся), “целого ряда инициатив” президента по поддержке семей с детьми (затронуло 7,5 млн детей), изменений Трудового кодекса в части охраны труда (правительство высчитало благо для почти 10 млн россиян); шаги по защите занятости инвалидов (4 млн человек), закон “Об электронном кадровом документообороте” (тут уже следует записать в актив все примерно 72 млн занятых) - всё это результат совместных усилий Министерства труда и Государственной думы за последние год-полтора.

С этого перечисления начал выступление на правительственном часе в ГД 7 декабря министр труда Антон Котяков. Однако депутаты не постеснялись задать своему партнеру несколько неудобных вопросов. Но для начала - планы министерства на будущее.

- Это снижение бедности в два раза, устойчивый рост продолжительности жизни и доходов наших граждан, доступность поддержки в электронной форме, - перечислял министр труда.

Как указал Антон Котяков, “более 80% граждан, живущих за чертой бедности, это семьи с детьми”. И чтобы им помочь, “поэтапно выстраивается целостная система их поддержки”. Поддержка при этом представляет собой, сколь можно судить по выступлению министра, все те же социальные выплаты. Которые, получается, и призваны “обеспечить финансовую устойчивость семьи, минимизировать риски бедности при рождении ребенка”.

Если мы верно следуем логике чиновника, то социальные выплаты должны быть для россиян слаще достойных зарплат. Хотя, справедливости ради, министерство занимается среди прочего реорганизацией работы центров занятости (большая доступность услуг за счет цифровизации), а общая ситуация с безработицей и бедностью в стране зависит далеко не только от усилий Минтруда. Но вообще-то очень хорошо, что государство заботится о детях с самого рождения. Ведь, как говорил Остап Бендер, финансовая пропасть - самая глубокая из всех пропастей: в нее можно падать всю жизнь. Так что, вспоминая другую цитату героя, “дети вас не забудут”.

Из других имеющих право на выплаты категорий граждан - например, “беременные женщины, находящиеся в трудной жизненной ситуации”. Пособие выплачивается ежемесячно 170 тысячам женщин. Но почему бы их не попытаться вызволить из “трудной жизненной ситуации”, не очень понятно.

- При этом мы четко понимаем, что порой отсутствие доходов у семьи связано с целым комплексом проблем, и семья не может их преодолеть самостоятельно. Как раз для таких случаев существует социальный контракт. С его помощью можно устроиться на работу, создать собственное дело, развивать личное подсобное хозяйство, пройти для этого необходимое обучение, - уточняет, отметим справедливости ради, министр.

Стоит признать, что материнский капитал - еще одна гордость правительства - хорошее подспорье для семьи. Но целью его выдачи заявляется “устойчивый рост численности населения”. Между тем, согласно прогнозу Минэкономразвития, численность россиян к 2024 году уменьшится еще на 1,7 млн человек. И, чтобы не грешить на пандемию, с начала реализации программы в 2007 году рождаемость, согласно данным Росстата, еще ни разу не превышала смертности.

В целом из выступления Антона Котякова следовало, что правительство держит курс на увеличение числа и объема социальных выплат и доступности их получения. Превращая таким образом Министерство труда и социальной защиты в аналог всероссийского собеса. Что, может быть, не так уж и плохо, но тогда при чем здесь слово “труд” в названии ведомства? Ведь министр, даже говоря о рынке труда, вспоминает в первую очередь об увеличении пособий по безработице (что профсоюзы, впрочем, только приветствуют, но никак не больше, чем достойные зарплаты на рабочих местах) и о выдаче пособий на детей безработных. Кругом, куда ни глянь, одни пособия…

Даже в адрес работодателей - это называется “субсидирование занятости”, а по сути - частичное или полное освобождение работодателей от налогов и отчислений в соцфонды, а также от проверок со стороны Роструда. Правда, в результате министерство отчитывается в выходе уровня безработицы на допандемийный уровень (4,3%). Так что, возможно, скепсис здесь не столь уж и оправдан.

“ФИЛИАЛ МИНФИНА”

Впрочем, аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин тоже настроен частично скептически:

- Расходы в сфере бюджета на предоставление государственных услуг в сфере занятости в 2020 году составили 205,2 млрд рублей. Это в 3,5 раза больше, чем в предыдущие годы. Дополнительные меры предотвратили возможный двукратный рост безработицы, не допустили роста напряженности на рынке труда, - отдал должное аудитор. - Отмечу, что 96,1% консолидированного бюджета, потраченные на смягчение ситуации на рынке занятости в 2020 году, направлены на выплаты пособий по безработице. На меры активной политики занятости - 3,9%. Вот здесь есть проблема. Потому что раздать деньги и помочь сегодня людям - это, конечно, обязанность государства, но принять меры к тому, чтобы человек получил работу и имел свои стабильные доходы, - это более сложная работа…

Скепсис со стороны депутатского корпуса прилагается. Председатель комитета ГД по контролю Олег Морозов (“ЕР”) обратил внимание на то, что еще не все намеченное по итогам предыдущего правительственного часа с Антоном Котяковым было сделано за прошедший год. Так, в части госпомощи по санитарно-курортному лечению “очереди за получением путевок только росли”. Обнаружено и “неполное соответствие национальным целям” нацпрограммы “Социальная поддержка граждан” (в части проблем детей-сирот). А еще - что программа совершенствования условий оплаты труда социальных работников была профинансирована за девять месяцев 2021 года только на 51,4% от запланированного.

Не забыл Морозов и недавнее недовольство отчетом Котякова о структуре зарплат горняков - поводом к встрече послужила трагедия на шахте “Листвяжная”, где в результате взрыва 25 ноября погиб 51 человек. Депутат вслед за президентом имел в виду гарантию “достойного дохода в случае приостановки работ в шахтах” по причине загазованности.

На таком фоне не могло не возникнуть вопросов и у главы думского комитета по труду Ярослава Нилова (ЛДПР):

- Президент только что подписал бюджет на следующий год: индексация пенсий для неработающих пенсионеров на уровне 5,9%. Хотя прогнозная инфляция уже выше, - обратил внимание депутат. - До сих пор остается открытым вопрос относительно индексации пенсий работающим пенсионерам. [Кроме того] сегодня перерасчет пенсий работающим пенсионерам составляет максимум три балла - этот вопрос тоже требует пересмотра.

Глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина (КПРФ) даже посочувствовала Антону Котякову, потому что только что вернулась с региональной недели, и многие вопросы избирателей были направлены именно Министерству труда (а не, видимо, самой Нине Останиной). В частности - почему меры социальной поддержки “не дошли до детей-сирот из Хабаровского края”. А ведь о них, о мерах, так много говорилось в выступлении министра: 387 видов соцподдержки и 30 тысяч вариантов их реализации. Или вот: почему в Соль-Илецке Оренбургской области медсестра с пятилетним стажем работы и ребенком-инвалидом на руках “получает только 8 тысяч рублей”? Также депутат весьма прозрачно намекнула: “состояться в этой жизни” ввиду проводимой государством политики можно, только “если ты бедный или ты инвалид”.

Заслуживают внимания и слова Андрея Кузнецова (“СР”): “Министерство труда превратилось в отдел Министерства финансов”.

Андрей Исаев (“ЕР”), в свою очередь, сам взял на себя часть роли министра труда (не отходя, впрочем, от своей, депутатской) и, по сути, анонсировал новые изменения в профсоюзном и трудовом законодательстве. В частности, “поправки в Трудовой кодекс потребуются” потому, что “достойная заработная плата - это основной залог того, что бедности в стране не будет”. Например, депутат заявил, что каждое отраслевое соглашение в обязательном порядке должно распространяться на все предприятия отрасли (сейчас работодатели могут направить в Минтруд мотивированный отказ). Кроме того, заявил Исаев, “нужно поднять возможности профсоюзного контроля”, чтобы профсоюзный инспектор “не целовал закрытые двери работодателя”. Были и еще потенциально дельные предложения.

А что ответил на них министр, лучше узнать через год от депутата Олега Морозова.

Из рубрики “Парламентская хроника”

Автор материала:
Павел Осипов - Сирота в своем правительстве
Павел Осипов
E-mail: p-osipov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика


Читальный зал