Фото предоставлено героиней материала
Пекин, Ухань и большинство других китайских городов - свободны от COVID-19. Там заболевают единицы, а смертей от этой коронавирусной инфекции не было с лета 2021 года. И никаких локдаунов в европейском понимании этого слова. О том, как китайцы этого добились, есть ли у них QR-коды и тотальная вакцинация, “Солидарности” рассказала наша соотечественница, поэт и переводчик Ирина Чуднова, живущая в Китае уже более 28 лет.
- Надо понимать, что в Китае еще со времен SARS (атипичная пневмония, появилась в 2003 году. - Ю.Р.) и опасных гриппов (птичий, свиной) создана система карантинов, то есть всем понятно, что надо делать. Но такого карантина, как этот, не было. Это стало понятно, когда полностью закрыли многомиллионный Ухань и провинцию Хубэй. Во время вспышки SARS три месяца были серьезные ограничения, а потом все закончилось. И в 2020 году ожидалось что-то подобное.
В городах, во всяком случае в Пекине, действует компаундная система - когда некоторое количество домов находится на огороженной территории. И есть некий орган по месту жительства, который можно назвать жилконторой. В основном он занимается техобслуживанием. Несколько расположенных рядом компаундов тоже объединяются - их обслуживает более крупная организация, занимающаяся уже не техническими, а социальными вопросами. Она может, например, оформлять медицинские страховки - аналог российского ОМС. Именно в ведении этих организаций находятся вопросы первичного соблюдения карантина и других ограничений. Эта система уже выстроена, ее просто в нужный момент “взбадривают”, и она начинает работать.
Мои свекры живут как раз в Ухани. Им повезло, они не болели, но много людей там заболевали “стояками”. То есть вирус распространялся через воздуховоды и, возможно, сливные коммуникации. Если у кого-то начиналась температура, то вероятно, что на следующий день заболеют люди в квартирах выше и ниже. В этот период ввели справки, позволявшие входить и выходить из квартиры: от одной семьи один человек раз в два дня мог выйти в магазин, но только на два часа. И за этим следили как раз жилищные конторы и охранники на воротах.
Тогда же появились пропуска. Поначалу совсем простенькие - просто бумажка с печатью, которая выдавалась каждому жильцу. Потом их сделали именными, с адресом и печатью, и выдавала их организация, объединяющая несколько компаундов. До сих пор потеря такого пропуска грозит серьезными проблемами.
Мобилизация срабатывает моментально. Например, летом 2021 года в районе города, где проживает примерно 300 тысяч человек, обнаружилось несколько заболевших. Сразу же закрыли восемь компаундов, то есть несколько десятков тысяч человек не могли ни войти в дом, ни выйти. Сразу сделали ПЦР-тесты и оставили ждать до выяснения результатов.
Казалось, что в Китае все закончилось победой над коронавирусом, когда последний человек вылечился в Ухани. Это был конец марта 2020 года. До того люди, приезжающие из-за границы, считались чистыми и здоровыми, но как раз в марте эпидемия началась в Европе.
Тогда ввели ограничения на полеты в Китай. До сих пор от одной страны разрешен один рейс в неделю китайской авиакомпанией и один рейс в неделю - иностранной. Плюс рейсы “банятся”. Если рейс завозит меньше пяти ковидных больных, это считается погрешностью (хотя, чтобы попасть на любой рейс, нужно сделать ПЦР-тест). Если рейс завозит до десяти ковидных больных, то следующую неделю он не летит. А если больше десяти, то получает “бан” на месяц. Российские рейсы регулярно “банятся”, поскольку они часто завозят больше пяти больных ковидом.
Знаменитая летняя вспышка коронавируса в Китае - это как раз из-за российского рейса. Прилетел самолет в Нанкин, и убирать его послали почему-то работников аэропорта, которые работали на внутренних рейсах. Несколько уборщиц заразились просто от воздуха, который был в салоне. При этом они потом еще другие самолеты убирали и с кем-то контактировали, так что вскоре вирус был развезен по всей стране. В Пекине нашли, кажется, шесть случаев заражения, и это была неприятная история, изменившая жизнь города.
В Китае обычно болеют только те, кто откуда-то прилетел - они и входят в местную статистику заболеваемости. При этом болеют они на карантине. То есть не важно, кто и откуда прилетел, - все в обязательном порядке после прилета сидят по три недели за свой счет на карантине в гостинице. Это дорого. Получить китайскую визу сейчас стоит от трех до пяти тысяч долларов (если у вас нет достаточно надёжного работодателя, который готов взять множество хлопот на себя, и нет возможности привиться китайскими вакцинами, многие для этого выезжают в Белоруссию), плюс билеты, плюс несколько тысяч долларов за три недели сидения на карантине. Скорее всего, многие люди, улетевшие на праздники еще зимой 2020 года, до сих пор не могут вернуться в Китай, потому что старые визы приостановили, а новые получить сейчас очень трудно. При этом в Китае уже давно никто не умирает от коронавируса. Ну, может, один-два человека. Статистика смертности остановилась на уханьских цифрах 2020 года.
- Что показывает QR-код, который ввели в России? Только то, что ты привился два раза или переболел. Больше ничего. А в Китае есть такая штука, называется “код здоровья”. По сути, это мини-программа, привязанная к одной из двух платежных систем: Alipay или WeChat. Фактически и то и другое - это электронные деньги, которые привязаны к твоему смартфону, к твоим банковским данным. Тем самым тебя идентифицируют. К тому же для получения “кода здоровья” нужно ввести кучу информации о себе. А дальше “код здоровья” полностью отслеживает твою Big Data: показывает историю перемещений по городу и вне его (данные берутся у мобильного оператора).
Поначалу (весной-летом 2020 года) ты приходил, например, в магазин и должен был на входе показать “код здоровья”, то есть доказать, что в последние 14 дней не был в городах с большим числом заболевших, а если в твоем городе есть больные, то не был на расстоянии до ста метров от таких людей. Программа, таким образом, показывает вероятность того, что ты носитель вируса. Плюс на входе везде стоят стационарные термометры с голосом и у тебя также могут померить температуру ручными термометрами.
А потом эта программа усложнилась. Теперь на входе надо сканировать специальный код - ставится отметка, что ты был в это время в этом месте. Дальше из этой Big Data могут выбрать всех, кто в определенное время, с точностью до минуты, был в данном месте. Например, ты вошел в аэропорт в такую-то минуту через такой-то вход. В течение пяти минут через этот вход вошло еще 20 человек, и среди них оказался один больной. Как только это выяснится, то все 20 будут под подозрением. У них “код здоровья” из зеленого станет желтым, и с этим надо что-то делать. С желтым кодом тебя много куда не пустят. Скорее всего, к тебе придут делать ПЦР-тест, потому что больных мало, и все отслеживаются.
В других регионах свои коды - программы немного отличаются. В декабре я была в Сычуани и в Ухани, и у меня появились сычуаньский, уханьский и хубэйский “коды здоровья”, то есть региональные подпрограммы такого же рода.
Смартфоны есть у большинства, я практически не вижу простых сотовых телефонов. Причем смартфоны распространились еще до ковида, поскольку они как раз заменяют платежные средства. В Китае уже давно перестали платить наличными, в основном все оплачивают электронно. Горожане моложе 60 лет “смартфонизированы” достаточно полно.
Вот пенсионеры, то есть люди, у которых со смартфонами все не очень хорошо, сейчас являются такой социальной стратой, с которой надо что-то делать, но непонятно, что. Так, я участвовала в фестивале, который всегда приглашал к себе определенных людей, но им больше 70 лет. В этот раз их не позвали. Да, получается такая дискриминация, но из разряда “а что ты будешь делать - ну не позвали”. Может, появится социальная программа, может, придумают какой-то простой электронный аппарат для пары простых функций, и власти его закупят для пенсионеров…
- Я не привитая, но меня никто не заставляет прививаться. И все же я думаю, что рано или поздно мне придется это сделать - сейчас в “коде здоровья” уже появляется какая-то звездочка, если ты привился. Есть категории тех, кто обязательно прививается, - например, медработники. Есть те, кто бравирует этим. Например, на магазинах косметики Watsons висят таблички, что в этом магазине все сотрудники привиты.
Я не видела никого, кто бы возражал против прививки - тут нет антивакционного лобби (плюс есть серьезные санкции за распускание слухов и дезинформации в социальных сетях). Вакцину ждали. Но хотя в Китае нет значительного противостояния, у властей нет возможности всех привить, потому что людей очень много. Пока ты прививаешь одних и еще не закончил по первому кругу, тебе уже надо по второму кругу прививать тех, кому делал прививку в начале. Вакцины же дают защиту только на полгода.
Сейчас многие даже на улицах ходят в масках. Человек привык, что он ее утром надел и вечером снял. У нас в транспорте вообще не бывает людей без масок, хотя проверяющих уже практически нет. Раньше в каждом вагоне был человек, который, если ты сдвигал маску, подходил и просил, чтобы ты ее надел правильно. Даже если ты ее сдвигал на кончик носа - тебя просили надеть как положено.
- Штрафы есть, если ты без маски?
- Какие штрафы? Нет людей без масок! Наверное, если снять маску, то к тебе все же подойдут. У меня был такой случай, еще в 2020 году: я ехала в метро и кашлянула, а потом еще раз кашлянула. На следующей остановке в мой вагон зашел человек, подошел и померил у меня температуру, спросил, как я себя чувствую. Я ответила, что нормально, и он вышел. У них то ли камера, то ли контролер, который сообщил, что тут человек кашляет. При этом у меня мерили температуру, когда я входила в само метро. Там стоят рамки, через которые люди проходят, и еще интравизор, через который ты пропускаешь вещи. Это все появилось в 2008 году, когда Пекин готовился к Олимпиаде.
- Можно ли скрыть, что ты болен ковидом?
- Вот один из примеров. Люди прилетели в Китай на самолете и чем-то заболели. Сами сделали ПЦР-тест. Тот был отрицательный, но они очень боялись, что у них ковид. Это, кстати, русские были. Университет просто взял их коды и на следующий день сказал: у вас все в порядке, так как пассажиры, которые сидели в самолете на четыре ряда перед вами и на четыре ряда за вами, - здоровы.
А вот еще пример. Недавно я заходила в аптеку, купила кардиоаспирин и пару коробок леденцов, которые позиционируются “от горла”, но всю жизнь продавались в супермаркетах просто на кассе. Аспирин жаропонижающий не продают совсем. Ну, окей, купила и купила, дальше пошла. Но на следующий день мне позвонили из нашей большой жилконторы с вопросами: “Вы вчера покупали то-то и то-то в аптеке? А что у вас болит? А есть ли у вас температура, симптомы простуды?” Телефон я указала при покупке, это давно практикуется, если покупаешь содержащие кодеин лекарства, еще лет за 10 до всяких пандемий.
А вот буквально сегодня ко мне пришла посылка из России с лекарствами, в том числе жаропонижающими. Ее остановили на таможне и попросили принести документы и чеки (посылка отправлена подругой), а если их нет, придется писать объяснительную. Не знаю, отдадут ли мне мою посылку...
- Без рецепта я ничего не куплю в аптеке?
- Жаропонижающее не купишь. У меня подруга пыталась купить какие-то китайские травки, которые всегда брала в профилактических целях. Поскольку эти травки тоже теперь считаются жаропонижающими, она даже оформить заказ не успела, потому что сразу потребовали рецепт. У нее рецепта не было, она заказ оформлять до конца не стала. Так ей позвонили, спросили, почему она не дооформила заказ.
Допустим, у человека ковид, но он не пошел в больницу, ему на работу надо ходить. Он хочет купить себе жаропонижающее - но его так просто не приобретешь. Если ты придешь в больницу, у тебя возьмут ПЦР, скажут, что это не ковид, выпишут рецепт на жаропонижающее, ты его купишь и нормально будешь ходить на работу. Но если обнаружится ковид... В некоторых регионах, в Харбине, например, если у тебя ковид и ты пришел сам в больницу, то мало того, что тебя вылечат бесплатно, тебе за это дадут 10 тысяч юаней премии (120 тысяч рублей. - Ю.Р.).
В России это все невозможно - просто нет такой огороженной территории проживания, нет людей, которые могли бы выполнять эти функции. В Китае же много разных контуров контроля. Если ты просочился через один контур, тебя отловят на другом. Здесь вся система продумана таким образом: если с тобой что-то не так, то у тебя где-нибудь не окажется того, что должно оказаться у нормального человека.
- Получается, в больницах никакого аншлага нет, медики нормально справляются?
- А с чего бы?! У нас же нет такого количества заболевших. Именно поэтому Китай и закрыт. Если здесь будет такой процент заболевших, как в России, то никаких больниц не хватит - здесь просто нет столько. Слишком много народу, чтобы можно было это позволить на государственном уровне.
Даже если с ковидом все устаканится, то какие-то элементы контроля, думаю, останутся. Очевидно, что это можно много для чего использовать - скажем, раскрывать преступления, понимая, как люди перемещаются. По сути борьба с ковидом - мобилизационная кампания. Были вынуты резервы, которые государство наверняка задействует в случае войны или другой чрезвычайной ситуации. С точки зрения либерального сознания, это совершенно точно не выглядит прекрасно. Если бы здесь жило населения в 10 раз меньше, чем сейчас, то может, меры были бы либеральнее. Но поскольку в стране очень много народу, то любая другая стратегия просто окажется смертельной для всех. Китай пошел по такому пути: каждая жизнь ценна, давайте сохраним всех ценой ограничений для каждого.
P.S. Вчера я была у знакомой, держащей чайный бизнес, ее восьмилетний сын на днях получил первую прививку и они готовятся ехать на новогодние праздники (китайский новый год) к своим родным в чаеводческую провинцию Фуцзянь. У нее много клиентов в России, и, конечно, бизнес пострадал от ограничений пандемии, но она не хотела бы открытия границ сейчас, потому что считает, как и многие, что удалось при помощи интернета сохранить старые связи и вести бизнес. И она готова переждать до лучших времён, когда вирус станет менее опасен.
Мне памятен лозунг первых дней февраля 20-го года: "Жизнь человека дороже горы Тайшань (буддийская святыня)". Тогда это казалось агиткой, но сейчас я вижу, что все получилось именно по этим словам. Западные страны, очевидно, выбрали свободу, не пожелав поступиться этой базовой ценностью. Разные ментальности, разные предпочтения.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно