Фото: Николай Федоров/ "Солидарность"
Федеральная палата адвокатов стала полноценным членом Российского союза промышленников и предпринимателей. Соответствующее решение было официально озвучено на январском заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В профсоюзе адвокатов России рады обретению нового соцпартнера, однако удивлены: каким образом ФПА намерена представлять интересы адвокатов, выступая на стороне работодателей. Об этом и других вопросах к палате «Солидарность» побеседовала с главой профсоюза адвокатов Григорием Абуковым.
- Григорий Рауфович, 31 января состоялось первое заседание РТК в 2020 году. В числе прочих моментов коллегам по РТК был представлен новый участник со стороны работодателей – Федеральная палата адвокатов. Было ли заранее известно о таком намерении ФПА?
- Да, 14 мая 2019 года Федеральная палата на расширенном заседании совета приняла решение о вхождении в Российский союз промышленников и предпринимателей, чтобы в дальнейшем представлять интересы сообщества в РТК. Процесс оформления занял примерно полгода. Здесь есть некоторые нюансы, о которых стоит сказать. В прошлом году уже было сформировано Российское объединение работодателей в области права (Росанти), с которым были заключены соглашения как у нашего профсоюза, так и у профсоюза арбитражных управляющих. Это объединение по соответствующей форме подало заявление на присоединение к РСПП, однако получило в этом отказ с достаточно странным обоснованием – «о нецелесообразности включения». Чем обусловлен отказ Росанти и прием ФПА – мы можем только предполагать.
- Можно ли считать Федеральную палату адвокатов профильным работодателем для вашего профсоюза?
- Да. Это следует из слов вице-президента ФПА Владислава Гриба, который в статье «Влияние адвокатуры продолжает расти» четко поясняет те ориентиры и те задачи, которые стоят перед этой организацией в Российской трехсторонней комиссии. Владислав Гриб пояснил, что РТК рассматривает и дает оценку законопроектам в социальной сфере, в том числе касающимся оплаты труда адвокатов. Соответственно мы делаем вывод, что интерес, который представлен, – это именно трудовые отношения адвокатов. Второе: по его словам, очень важно мнение адвокатского сообщества как института гражданского общества. Дальше прямая речь: «Принимая участие в работе РТК, мы будем защищать свои корпоративные интересы, среди которых задача № 1 – защита прав адвокатов…»
- То есть Федеральная палата адвокатов пытается позиционировать себя как организация, представляющая именно адвокатские интересы, в том числе и в области оплаты труда, но при этом входит в состав РТК со стороны работодателей?
- Именно. И нам не вполне понятно, как они будут со стороны работодателя защищать интересы адвокатов. С нашей точки зрения, только наш профсоюз вправе заявлять, что представляет интересы именно адвокатов, а не региональных адвокатских палат, де-юре и являющихся работодателями. Здесь я вижу определенный конфликт интересов. На мой взгляд, раз ФПА вошла в РСПП, то и должна честно заявить сообществу: мы представляем интересы работодателя. А вот – профильный профсоюз, Профсоюз адвокатов России, они представляют ваши интересы. Происходит же наоборот. Федеральная палата пытается мимикрировать под профсоюз, находясь по другую сторону баррикад.
- Как профсоюз адвокатов намерен бороться с этой тенденцией?
- Первое и главное. Мы совместно с «Солидарностью» доведем эту информацию до нашей профсоюзной общественности. Мы должны честно рассказать об упомянутом конфликте интересов. Второе. Попытаемся пойти законным путем, разграничив полномочия с Федеральной палатой адвокатов. Прописав, за что они отвечают как работодатели, какими функциями наделены - и что мы делаем как профсоюз. Собственно, в середине февраля мы направили в ФПА предложение о вступлении в коллективные переговоры (раз уж они объявили себя работодателем). Рассчитываем на ответ в положенные законом сроки.
- А в рамках Российской трехсторонней комиссии у вас уже намечена какая-то совместная работа?
- На повестке РТК сейчас 7 вопросов, касающихся непосредственно адвокатской деятельности. Два из них упоминал в своей статье и господин Гриб: оплата труда адвокатов и реализация госпрограммы РФ «Юстиция». После того как все нюансы с ФПА, о которых говорилось выше, будут разрешены, мы, как я надеюсь, начнем планомерную работу в рамках соцпартнерства. В случае если нам удастся перейти в спокойное рабочее русло, обсудить условия справедливого отраслевого соглашения для адвокатуры, такая работа принесет пользу всему профессиональному сообществу.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно