Top.Mail.Ru
Статьи
1
Спасти рядовую первичку

Как будут реанимировать первичную медпомощь

Спасти рядовую первичку

Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"

Эксперты в области здравоохранения вслед за президентом бьют тревогу: надо спасать первичное звено. (Это поликлиники, скорая, неотложка, женские консультации и другое.) Глава государства дал срок: конкретные предложения должны поступить до 1 октября. “Солидарность” побывала на одном из тематических “круглых столов” и выяснила, что принципиально новое вряд ли будет предложено: проблемы низких зарплат и нехватки кадров возникли не вчера. И те же профсоюзы давно предлагают свои рецепты, но...

ЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Относительно недавнее совещание президента Путина с членами правительства по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения, как видно, продолжает аукаться чиновникам и законодателям (см. “Солидарность” № 32, 2019). Что ни день, то новое высказывание. Правда, обычно в духе “да-да, президент прав, надо модернизировать, надо, товарищи”. Конкретика, согласно поручению Путина, должна появиться до 1 октября. Но это у чиновников. А у профсоюзов она есть давно, о чем на круглом столе, состоявшемся в “Парламентской газете”, напомнил зампред профсоюза работников здравоохранения Геннадий Щербаков.

- Пациентам не безразлично, в какие условия они попадают, а медработнику не безразлично, как оценивает его работу государство. И надо признать, что в российской действительности единой системы оплаты труда - нет. Сегодня зарплата напрямую зависит от экономического положения субъекта или муниципального образования. Отсюда все горести и беды, - утверждает профлидер.

Это подтверждают цифры, наложенные на реальность. Так, говорит Щербаков, по данным Росстата, средняя по России зарплата врача - примерно 79 тысяч рублей в месяц. Но в условиях острого дефицита кадров в отрасли очевидно, что если такие зарплаты и есть, то люди получают их, трудясь на несколько ставок. И профсоюз работников здравоохранения давно уже предлагает рассчитывать зарплату на ставку, а не на физическое лицо.

- Нужно возвращаться к единой отраслевой системе оплаты труда, - уверен Геннадий Щербаков. - И надо пересматривать соотношение компонентов в структуре зарплаты в сторону увеличения гарантированной части. Потому что в ряде субъектов она и сегодня составляет лишь 30%. А мы говорим, что должно быть 55 - 60%. Надо на уровне государства по должностям устанавливать минимальную гарантию, ниже которой субъект или лечебное учреждение платить не может. В этой связи нужно определиться: как формировать должностной оклад? Потому что сегодня в субъектах рассчитывают как бог на душу положит: одни учитывают квалификационную категорию, другие - стаж работы и так далее... От этого возникает деформация в системах оплат, и межрегиональная, и даже внутри одного региона.

ЕСТЬ СОМНЕНИЯ

Надо сказать, что собеседники Геннадия Щербакова часто кивали его словам, причем не дежурно, а подтверждающе. Что тут говорить: сенатор Татьяна Кусайко и депутат Юрий Кобзев сами в прошлом врачи, даже - главврачи. Проблемы в здравоохранении им давно и хорошо известны. Правда, член комитета Госдумы по охране здоровья Кобзев считает, что “изменение коэффициента совместительства, закрепление иного уровня процентного соотношения окладов - это вопрос не изменения федерального закона, а больше вопрос подзаконных актов”. То есть дело не законодательной, а исполнительной власти. Тем не менее, по его словам, комитет “берет эти вопросы на контроль”.

Юрий Кобзев, например, сомневается в пользе от запрета на совместительство (точнее, установления максимального его коэффициента на уровне 1,2, как предлагает Минздрав). Депутат опасается, что запрет при нынешнем дефиците кадров приведет к негативным последствиям:

- Мы и помощь не обеспечим, и увеличим возможность давления на медицинские организации со стороны контролирующих инстанций, - уверен Кобзев.

С ним согласна Татьяна Кусайко, которая полагает, что многое будет зависеть от закрепления молодых специалистов в системе. Кстати, тезис о необходимости вернуть послевузовское распределение сенатор не рассматривает. Для этого, по ее словам, придется менять Конституцию. А вот освободить медорганизации от налога на землю можно. Возможно, сэкономленные деньги пошли бы на увеличение зарплат.

- Геннадий Алексеевич затронул очень важную тему, и на открытии осенней сессии Госдумы Вячеслав Володин сказал, что нам необходимо в регионах проанализировать зарплату врачей в первичном звене без учета руководящего состава, - добавляет Юрий Кобзев. - Нам показывают среднюю статистику, вместе с зарплатами главврачей. А приезжаешь в регионы, с людьми пообщался, и тебе говорят, какова реальность. Поэтому нам председатель ГД сказал детально проанализировать именно зарплату конкретно работающего доктора. И необходимо ее доводить до уровня достойной зарплаты, чтобы было престижно идти в участковое звено. Сейчас почему-то все хотят быть узкими специалистами, [а не идти в первичное звено]...

Впрочем, на это “почему-то” ответил и сам Юрий Кобзев, и его коллеги по круглому столу. Причем давно и не только они. Ведь вряд ли совещание у президента 20 августа было первым подобным в истории вопроса?

Автор материала:
Павел Осипов - Спасти рядовую первичку
Павел Осипов
E-mail: p-osipov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Комиссаренко Анатолий Дмитриевич
07:42 от 22.09.2019
По заявлениям чиновников, в первичном звене здравоохранения население получает до 80% медпомощи. Если заминусовать больницы мелких и средних городов, то на высокотехнологичную помощь крупных центров остаётся совсем небольшой процент медпомощи. Пусть эти крупные центры во благо развития медицины страны останутся при медуниверситетах и НИИ. Для блага населения нужно развивать в первую очередь первичное звено - так было в Советском Союзе.
Первичное звено губят две основные беды. Первая - пациентский экстремизм, поддерживаемый СМИ, и гиперактивность следственного комитета. Причём, создаётся впечатление, что эта беда накатила на здравоохранения при поддержке сверху.
Вторая беда - несоответствие фантастических нагрузок на медработников и оплаты их труда. Какое может быть качество лечения и диагностики, доброго отношения к пациентом у врача, который после дневной смены остаётся на ночное дежурство, а после дежурства снова идёт в дневную смену! Тридцать с лишним часов непрерывно на работе! Следующих два дня - "просто на полторы ставки", и новые тридцать четыре часа на работе. И так постоянно. И так всю жизнь.
Обе эти беды приводят к тому, что старые кадры уходят, а молодёжь на таких кабальных условиях батрачить не хочет.
Молодому врачу под тридцать лет, он женат, у него ребёнок... Оклад - 7 тыс. рублей, "стимулирующие" подачки от начальства до прожиточного минимума. Работать на две ставки? Значит, жить на работе. И изредка приходить домой, чтобы проверять, не сбежала ли ещё жена.
Правители, чтобы успокоить электоральную биомассу, заявляют о "средних по России" заоблачных зарплатах, о даримых молодым врачам миллионах... Зарплаты врачи получают не "средние по России", а вполне реальные, которые в два-три раза меньше "средних". Даримые миллионы превращаются в кандалы, которые на пять лет приковывают молодых врачей к заброшенным больничкам, где молодёжь без знаний и опыта расхлёбывает обещания Скворцовой, где нет наставников, где главнюк начинает эксплуатировать молодого врача по-полной - не сбежит молодой, миллионом повязан!
В стране кадровый врачебный крах. Этого не хочет видеть только Скворцова и те, кто над ней. И пока никаких реальных движений по решению проблемы со стороны правителей мы не видим.

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика