Фотография предоставлена героем материала
Обвинен в захвате тепловоза и захвате власти в первичной профсоюзной организации. Уволен за невыполнение работы, которую не имел право выполнять по правилам техники безопасности. Выжил год без зарплаты. Проэкзаменован по всем возможных дисциплинам. Знакомьтесь - обычный председатель первички АО “Анжеро-Судженское ПТУ”. А столь интересной его биографию сделало желание противостоять нарушениям Трудового кодекса на предприятии.
Недавно Росуглепроф обратился за помощью к заместителю председателя правительства Татьяне Голиковой с просьбой помочь пресечь постоянные нарушения трудового законодательства и дискриминацию профсоюза в АО “Анжеро-Судженское погрузочно-транспортное управление”.
Анжеро-Судженск - небольшой город в 60 километрах к северу от Кемерово. Возник он в конце XIX века, когда в этих местах начали разрабатывать угольные шахты и строить железную дорогу. В 90-е город активно участвовал в “рельсовых войнах” - шахтеры перекрывали Транссибирскую магистраль в октябре 1994 года, в апреле 1997 года, в августе 1998 года. Тогда же шахты стали закрывать, что привело экономическому угасанию города.
- Наше предприятие занимается железнодорожными перевозками в черте города, - рассказывает председатель первички АО “Анжеро-Судженское ПТУ” Андрей Анищенко (на фото). - Перевозим уголь и нефтепродукты к путям общего пользования, чтобы дальше их перевозило РЖД. Плюс еще уголь подаем на котельные. Когда-то мы к угольной промышленности относились, а потом шахты все закрыли. И нас стали все время перепродавать. Но все было хорошо. Предприятию больше 120 лет, тут династиями работали. Зарплата хорошая, коллектив большой, грамотный. Приходили и работали тут всю жизнь. Я сам на предприятии уже 27 лет. В профсоюзе состоял всегда.
По словам Анищенко, все изменилось в 2016 году, когда их купил новый собственник. Начались сокращения, нарушения трудового законодательства, принуждение к совмещению обязанностей, упала зарплата. Пошли гонения на членов профсоюза.
- Сейчас у наших путейцев зарплата - тысяч 30 (МРОТ в регионе 26,9 тысячи рублей), у машинистов - 60. Это если свыше нормы трудиться. С переработками. С 1-го по 6-й разряд работники получают одинаковую зарплату. За первичку приходится все время бороться. Раньше на предприятии было 220 - 240 человек, 190 из них состояли в профсоюзе. После смены собственника прошла “оптимизация”, сокращение штата. В 2020 году уволили председателя первички - она была секретарем, и ее должность сократили. Тогда я взялся за это дело.
Вскоре после того как Андрей стал председателем первички, пришлось решать проблемы - на предприятии недоплачивали работникам даже до МРОТ. Новый председатель написал обращение к директору, и нарушение исправили. Затем первичка стала добиваться исправления нарушений в оплате выходных и праздничных дней:
- Тогда заставили инженерно-технических работников выйти из профсоюза. Мне люди рассказывали, что на планерке их поставили перед выбором - профсоюз или работа. За воротами, мол, много желающих ваше место занять. Что ж, одни вышли, я нашел других.
В последние годы первичка так и существует - то работодатель заставит одних работников выйти из профсоюза, то председатель первички уговорит новых людей вступить. Иногда выходят и вступают заново одни и те же люди. Некоторые проходят несколько циклов “вступил-вышел”, прежде чем сломаться.
- Давление и по сей день оказывается. Как только мне удастся какое-то нарушение исправить - собственник начинает оказывать давление на начальников служб, чтобы добивались выхода подчиненных из профсоюза, - говорит Анищенко. - А у нас город маленький, работы нет, все в кредитах. Обрабатывают всякими нереальными угрозами. Люди выходят. Я еду следом, объясняю, что из угроз правда, а что фантазия. И они вступают заново. И цикл может повторяться. Иногда люди до истерики доходят, уже СМС присылали: “Извините, у меня дети, надо как-то их учить”. То есть люди понимают, что я за них борюсь. Ну и я говорю: “Ничего страшного” - и ищу других. Пока удается больше 50% коллектива держать в профорганизации и заключать коллективный договор.
Список допущенных работодателем нарушений на предприятии, подтвержденных прокуратурой:
- Не была установлена индексация зарплаты с января 2021 года. Оплата за работу в выходные и праздничные дни проводилась в размере только двойной ставки, без учета компенсационных и стимулирующих выплат. После представления прокуратуры 115 работникам было выплачено больше 260 тысяч рублей. Издан приказ об индексации.
- В размер минимальной оплаты труда не включаются надбавки и доплаты, выплаты за работу в условиях, отличающихся от нормальных (тяжелых, вредных
и др.).
- Процентная надбавка за выслугу лет включается в состав МРОТ.
- Сверхурочная работа оплачивалась без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
- При подсчете сверхурочных часов за I квартал 2022 года отработанные сверх нормы часы уменьшались на часы, отработанные в праздничные дни, предусмотренные графиком выходов, из-за чего в расчетных листках неверно рассчитывалась сумма начислений.
- Выявлены нарушения при расчете тарифной ставки.
- В нарушение требований ст. 103 ТК РФ, при составлении графиков работы локомотивных бригад не учитывалось мнение представительного органа работников.
В мае 2021 года предприятие установило новый режим работы машинистов, а именно в одно лицо - без помощника машиниста.
- В локомотивной бригаде всего должно быть три человека: машинист, помощник машиниста и составитель поездов. Сначала работодатель сократил составителей, а помощников машинистов сделал совместителями, они выполняли работу за двоих. Причем обещанной прибавки к зарплате не получили. Они отказались совмещать. Выпустили видеоролик, поднялся шум, дошло до администрации. И собственник дал команду: уволить всех или перевести в составители поездов. А должности помощников - убрать из штатного расписания. Их было где-то 25 человек. Большая часть перевелась в составители, а шестеро остались бодаться. В августе 2021 года их уволили, я помогал им восстановиться на работе, был их представителем в суде. Год длился процесс, в мае их восстановили, - рассказывает Анищенко.
- Сначала нам обещали приличную доплату за совмещение должностей и дополнительную нагрузку, мы согласились на это, - говорит Александр Стонякин, один из уволенных помощников. - А потом стали добавлять работу уже без доплаты. Работы больше, а зарплата меньше. В итоге мы директору заявили: “Либо доплачивайте как положено, либо отказываемся от совмещения должностей”. Ну и получили приказ на сокращение. Давление колоссальное, до конца у нас пошли шесть человек.
По словам Стонякина, в ходе судебного процесса они столкнулись с клеветой:
- Мы предоставили суду квитки нынешних составителей поездов, где было записано, что они получают доплату за работу помощниками машиниста. И нас же в суде обвинили, что мы выкрали эти квитки. Судья сказала привести свидетелей. Большинство коллег отказались, их запугали. Но двое согласились прийти и дать показания.
В итоге суд посчитал, что работники должны быть восстановлены, так как работодатель не выполнял требования, необходимые для безопасной организации работы машинистов тепловоза без помощников машиниста (в одно лицо). Кроме того, в суде выяснилось, что сокращение помощников было фиктивным, этот труд был востребован на предприятии. Да и свободные вакансии уволенным не предложили, хотя предприятие в то же время нанимало людей по договорам ГПК, что вообще запрещено на железнодорожном транспорте.
- Нам сразу сказали, что после суда мы там работать не будем, - говорит Стонякин. - И после восстановления назначили экзамены. Всегда тестами сдавали, а тут комиссию создали, на видео записывали, еще стали задавать дополнительные вопросы. Ну и все. Один не сдал, второй не сдал… В итоге подвернулась работа, условия получше, чем в ПТУ, и все мы ушли на другую работу.
Тем временем предприятие решило разделаться с председателем первички, который доставляет столько неприятностей.
- Всех машинистов отправили на повышение квалификации, необходимое для работы в одно лицо. И 20 человек попали на обучение, а я нет. К этому моменту конфликт с работодателем был уже сильный - всем было запрещено от меня письма принимать, только через почту. А почта у нас через дорогу. Вот я и ходил через дорогу, посылал на собственное предприятие заказные письма. Но мне никто не отвечал. А так как я не прошел соответствующее обучение, то должен был работать с помощником. Поэтому я пять смен ходил и отказывался приводить тепловоз в движение. Но находился на рабочем месте, как положено.
Анищенко попытались обвинить в захвате тепловоза.
- 8 сентября прошлого года мне сделали замечание, выговор и отстранили от работы на месяц. Приехал директор, стал угрожать, что вызовет полицию, так как якобы я захватил тепловоз. Сказал, чтобы вызывали. Я тепловоз не захватывал, я на рабочем месте нахожусь. 29 сентября они написали мотивированное мнение в территориальную организацию Росуглепрофа, получили отказ, но в тот же день уволили.
Председатель первички подал в суд. Его пытались не пускать на предприятие.
- Вообще первый профсоюзный кабинет у меня отобрали еще два года назад. Он был в здании администрации. Написали, что выселяют, так как будут делать ремонт. Но ремонт до сих пор не начался. Потом в локомотивном депо дали кабинет. Когда уволили, пытались не пускать туда. Даже бумагу написали, что при моем появлении нужно вызывать наряд и не пускать. Я специально пришел, чтобы все точки над “и” поставить. Потом пришел еще раз. Аж начальник прибежал: “Ты почему здесь находишься? Я кабинет опломбирую!” Сейчас отстали.
Только в июне Анищенко восстановили на рабочем месте. Все это время он защищал в судах не только себя, но и уволенных помощников машинистов. Так он снова столкнулся с клеветой.
- Против меня ходили в суд трое, они юристы. Я пришел правду искать, а должен с ними состязаться. И силы не равны - я же не юрист, хотя мне и местная федерация профсоюзов помогала. И такую ложь несли, вранье чистой воды… Документы на ходу все переделывали. В ходе судебных заседаний представители предприятия пытались доказывать, что я стал председателем первички незаконно, власть захватил. Я все документы в суд принес. А они еще и в Следственный комитет и прокуратуру обратились с заявлением, что я незаконно стал председателем. Одновременно я вел в суде и свое дело, и помощников машиниста. И все выиграл, но после каждого дела они подавали апелляцию. Месяц ждут - и в последний день подают. Чтобы подольше затянуть, чтобы мы дольше без денег сидели.
16 июня суд восстановил Анищенко на рабочем месте. Но пока он судился, пропустил экзамены по охране труда. Так что сразу после восстановления его отстранили согласно ст. 76 ТК. А потом послали сдавать экзамен. Для Анищенко сделали специальные билеты. Обычно в билетах было по пять вопросов, а ему сделали по 20. Комиссия была из пяти человек, экзамен снимали на камеру. Но экзамен он сдал.
- Как мне потом сообщили, собственник сказал членам комиссии: если я сдам - он их уволит. Но я все равно сдал.
И тут же Андрея отстранили уже под предлогом, что не сданы экзамены по пожарной безопасности и электробезопасности. Десять дней на подготовку, в билете по 30 вопросов. Пожарную безопасность сдал с первого раза, электробезопасность - со второго.
- А вопросы были, которые к моей профессии вообще не относятся. Там электробезопасность была четвертой группы допуска, до 1000 вольт. Это вопросы для электриков, которые высоковольтные линии тянут. Но я сдал. И меня снова отстранили на 10 дней. Уже потребовали сдать правила технической безопасности эксплуатации железных дорог: инструкции сигнализации связи сдавать, инструкции по движению поездов, инструкции по тормозам… Там тоже по 30 вопросов было в каждом билете по каждой книжке. Сдал. Снова отстранили, потребовали пройти медосмотр. Его я прошел, и только тогда 8 августа меня допустили до работы. Отстранение до сдачи экзамена по охране труда было законным. А остальные нет. По этому поводу я подал исковое заявление в суд. Зарплату в первый раз 12 сентября этого года получил. А не получал денег с 8 сентября прошлого года, как отстранили от работы.
- Если не секрет, как вы жили-то этот год?
- Ну как… Жил. Скребся. Терпел. Он, хозяин, уволил и думал, я профсоюз брошу. Ну а я нет, не оставил это дело. Мне передают, что сейчас он возмущается: “Почему он работает, этот человек не должен работать”. Он указ дал, что я не должен работать: ни восстановиться на рабочем месте, ни экзамены сдать. И коллеги говорят: “Ты же понимаешь, что тебе не дадут тут работать”. А я тут 27 лет отработал, много уже что повидал. Посмотрим.
Сейчас Андрей ездит со вторым машинистом и по-прежнему сталкивается с дискриминацией: “Я уже получил замечание за нарушения с тормозами”.
Понятно, что количество нарушений на предприятии не уменьшилось. Помощи от Гострудинспекции и прокуратуры Анищенко дождаться не может.
- У нас еще собственник юридический адрес сменил. И туда если обращаешься, никто не отвечает. Инспекция по труду посылает документы по юридическому адресу, и там все исчезает. Санкт-Петербургская ГИТ проверила юридический адрес - там никого нет. Налоги собственник здесь не платит. Налоговая нас в прошлом году вызывала - кто не побоится свидетелями прийти, доказать, что мы здесь трудовую деятельность осуществляем. Я и говорю: “Придите на предприятие да посмотрите”. Они: “А мы не имеем права приходить без разрешения собственника”. А собственник говорит, что здесь у него никого нет, все производство он в Петербург перенес. Недавно как раз я инспекторов налоговых спрашивал, как продвигаются дела. Говорят: “Ну пока все висит, он не является”. А это незаконно. Если хотя бы одно рабочее место здесь есть больше месяца, он должен здесь обособленное подразделение оформить. За это большие штрафы положены.
В итоге в поисках помощи председатель профкома дошел до председателя Росуглепрофа, который уже обратился к Татьяне Голиковой:
- У нас на местном уровне проблема никак не решается. ГИТ не может получить ответы собственника, а прокуратура ссылается на пресловутый запрет проверок. Пришлось обратиться к Ивану Мохначуку. И к Голиковой обратиться. Вот сейчас процесс идет. Крайний срок им дали ответить - 9 октября. Месяц им дали, чтобы исправить нарушения. Пинок получили все и заработали. Только через пинок, к сожалению, у нас на предприятии.
Сам же Андрей надеется, что его профсоюзная деятельность сможет дать толчок развитию гражданского самосознания, совсем было угасшего в городе, раньше успешно участвовавшем в “рельсовых войнах”.
- Может, на меня посмотрят - и сами решат что-то делать. А то про одного из наших восстановленных помощников машинистов написали недавно в газете - и все комментарии: “Да ну, не может быть”. Никто не верит, что в суде можно выиграть. Если люди бы сплотились, тогда жили бы хорошо. Законы у нас, в принципе, нормальные написаны. Только на месте преступники не выполняют. Но, увы, своя рубашка ближе к телу, и когда рядом бьют, никто не заступится - “лишь бы не меня били”. В правосудие тоже не верят. А надо, чтоб поверили.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно